Охарактеризуйте основные элементы коммуникационного процесса
Отправитель – это участник коммуникативного акта, который формирует сообщение с целью передать информацию другому участнику и (или) воздействовать на него. В качестве отправителя может выступать как отдельный индивид, так и группа людей. Адресат (реципиент) – это то звено в цепи коммуникации, ради которого и организуется коммуникативный акт. От характеристик получателя информации зависит форма создаваемой и передаваемой информации. Получатель должен суметь воспринять и декодировать полученное сообщение. Сообщение – это письменный или устный текст, являющийся носителем информации. Код – это язык, на котором написано сообщение. Канал – промежуточный механизм от коммуникатора к реципиенту: устное обращение, телефонная и интерактивная (двусторонняя телесвязь).
Раскройте содержание основных этапов коммуникационного процесса.
Этап формирования сообщения – определение целей сообщения и той информации, которая должна быть передана, чтобы поставленные цели были достигнуты. На этом этапе коммуникационного процесса зарождается замысел сообщения и кому оно будет предназначаться. Этап кодирования – в результате этого формируется послание, которое содержит данные с определенным значением и которое должно быть получено с полным понимание этого значения. Этап передачи сообщения – выбор соответствующего способа его передачи, учитывая все необходимые факторы с целью повышения эффективности коммуникаций. Выбранный канал должен обязательно соответствовать идее и цели сообщения, иначе будет потерян смысл процесса передачи информации. Этап получения - фиксация получения послания, его декодирование в понятное и приемлемое значение. Декодирование включает восприятие, интерпретацию послания и оценку, которая базируется на системе критериальных ценностей получателя. Этап обратной связи – это ответ получателя на послание, коммуникация с помощью обратной связи превращается в двустороннее движение и динамический процесс.
Опишите содержание основных функций организационной культуры.
Организационная культура – система ценностей, убеждений, поведенческих моделей и способов осмысления окружающего мира, которая в той или иной степени разделяется всеми членами организации и преподносится ее новым членам как правильная. По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций: Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы. Интегрирующая функция формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонних лиц включиться в нее. Это облегчает решение кадровых проблем. Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов. Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников. Участвуя в совместных мероприятиях, придерживаясь одинаковых способов поведения и т. п., люди легче находят контакты друг с другом. Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло, а мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы. Функция формирования имиджа организации, т. е. ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее тем не менее огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.
Раскройте содержание основных этапов формирования и развития организационной культуры.
Этапы формирования организационной культуры:
1. Исследование существующей организационной культуры компании:
· описание целей и системы ценностей компании;
· анализ элементов организационной культуры;
· выявление отрицательных и положительных факторов, влияющих на формирование и развитие организационной культуры;
2. Разработка организационной культуры компании:
· регламентация элементов организационной культуры: правил, норм и традиций;
· создание концепции организационной культуры компании;
· разработка проекта корпоративной этики, внедрение корпоративной этики;
· создание системы внутрифирменных коммуникаций;
· обучение руководства и сотрудников службы управления персоналом методам, принципам и инструментам воздействия на организационную культуру;
3. Внедрение организационной культуры компании:
· сопровождение работы по формированию и развитию организационной культуры компании – инструмента внутреннего управления;
· мониторинг процессов формирования организационной культуры.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что сказывается и на ее культуре.
Развитие орг.культуры происходит через внешнюю адаптацию и внутреннюю интеграцию.
Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения, реакции на успехи и неудачи и т.п.
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в компании. Коммуницируя и взаимодействуя, ее члены стремятся описать для себя окружающий их организационный мир. Они могут сделать для себя определенные выводы и, быть может, пойти на какие - либо нововведения, если верят, что им удастся провести важные изменения в окружающей среде.
Стратегический менеджмент
52. Дайте сравнительную характеристику понятиям «стратегия» и «миссия».
Миссия — философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных; сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача предприятия и любую деятельность предприятия подчинить ее решению.
Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. Стратегия — это доминирующая линия, методы и способы достижения миссии компании. Совершенно определенно, что понятия миссии, целей и стратегии в принципе не разделимы, плотно связаны и вытекают одно из другого. Поэтому нельзя прописать стратегию, не имея миссии.