Тарифная система оплаты труда и ее применение
Тарифная система оплаты труда – это совокупность нормативных праовых актов, с помощью которых осуществляется диференциация размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от качественных (сложность, условия труда) либо количественных (интенсивность, производительность) показателей труда.
Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются:
- тарифно-квалификационные справочники;
- тарифные сетки;
- тарифные ставки (должностные оклады).
Тарифно-квалификационные справочники – это систематизированные перечни работ и профессий или должностей, в которых сформулированы основные квалификационные характеристики и требования (круг должностных обязанностей для должностей), предъявляемые к соответствующим категориям работников.
Виды тарифно-квалификационных справочников:
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕКТС);
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (КСД);
- Квалификационный справочник профессий рабочих, по которым могут устанавливаться месячные оклады, и др.
В соответствии с тарифно-квалификационными справочниками (в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем) производится отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам сответствующей квалификации (ч. 2 ст. 61 ТК). Например, ЕКТС содержит перечень работ и профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ, квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к рабочим соответствующих профессий и разрядов.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по разрядам состоят, как правило, из трех разделов:
- «Характеристика работ» (в разделе содержится описание основных, наиболее часто встречающихся работ, которые должен уметь выполнять рабочий);
- «Должен знать» (раздел определяет требования, предъявляемые к уровню теоретических и практических знаний и навыков рабочего соответствующей квалификации);
- «Примеры работ» (перечисляются наиболее тиичные для данной профессии и разряда работы).
На основании ЕКТС производится тарификация рабочих (присвоение соответствующего квалификационного разряда в зависимости от сложности работ, уровня квалификации по результатам квалификационных экзаменов) и тарификация работ (отнесение различных по степени сложности и ответственности работ к определенным разрядам тарифной сетки).
Присвоение (повышение) разряда оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Сведения о присвоении работнику квалификационного разряда (впервые либо нового, более высокого) заносятся в трудовую книжку работника.
КСД содержит квалификационные характеристики руководителей, специалистов и служащих. Квалификационные характеристики по каждой должности содержат три раздела:
- «Должностные обязанности» (в разделе перечисляются функции, которые возлагаются на лицо, занимающее данную должность);
- «Долже знать» (указывается, какими знаниями долен обладать работник);
- «Квалификационные требования» (предусматривается минимальный уровень общей и специальной подготовки, необходимой для выполнения работы).
Соответствие выполняемых обязанностей и квалификации работника квалификационным характеристикам соответствующей должности устанавливается аттестационной комиссией, решение которой имеет для нанимателя рекомендательный характер.
Характеристики и требования, содержащиеся в тарифно-квалификационных справочниках, уточняются и конкретизируются на локальном уровне (например, в должностных инструкциях). Это обусловлено невозможностью в централизованном порядке учесть особенности конкретного производства, организации труда и управления, обязанности и ответственность каждого конкретного нанимателя.
Единая тарифная сетка (ЕТС) является важнейшим элементом тарифной системы и представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых устанавливается зависимость оплаты труда от квалификации работников, сложности работы и уровня управления.
Тарифный (квалифиационный разряд) – это показатель, характеризующий уроень квалификации работника и находящийся в прямой зависимости от степени сложности и точности выполняемых работ, а также ответственности работника. Начальный уровень квалификации работника признается соответствующим 1-му разряду.
Тарифный коэффициент – показатель, определяющий, во сколько раз тарифнвя ставка 2-го и последующего разрядов тарифной сетки выше ставки 1-го разряда.
Действующая в РБ ЕТС утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 23.03.2001 г. № 21.
Указанная ЕТС обязательна для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и состоит из 27 тарифных разрядов (для хозрасчетного сектора экономики – из 23). Диапазон ЕТС, т.е. соотношение тарифных коэффициентов последнего и 1-го разряда – 7,84:1.
Тарифные ставки (оклады) – это выраженный в денежной форме размер оплаты труда различных категорий работников в единицу времени (час, день, месяц).
Часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады) определяются в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а для организаций, финансируемых из бюджета – Правительством РБ или уполномоченным им органом.
Рассчитываемые в соответствии с тарифными коэффициентами Единой тарифной сетки работников и устанавливаемой Правительством тарифной ставки 1-го разряда размеры тарифных ставок и должностных окладов для конкретных профессионально-квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета, являются республиканскими тарифами оплаты (ст. 60 ТК).
Тарифная ставка 1-го разряда представляет собой исходную нормативную величину, устанавливающую минимальный уровень оплаты наиболее простого труда в единицу времени. Для определения тарифной ставки (оклада) конкретного работника производится умножение тарифной ставки 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Для отдельных профессий, не тарифицируемых по разрядам, используются месячные оклады, определяемые путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на кратные размеры этой ставки.
Наниматели, не являющиеся организациями, финансируемыми из государственного бюджета, обязаны использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда.