Образовательные технологии
Изучение дисциплины «Муниципальное право» предполагает использование образовательных технологий. Образовательные технологии - это процессная система совместной деятельности студента и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий студентам. Любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и студента; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании. - Лекции обеспечивают социальное взаимодействие, которое востребовано людьми и от которого они получают удовлетворение, имея возможности напрямую общаться с преподавателем, предлагают знакомые и привычные для обучающихся методы. Лекции также создают интерактивное образовательное пространство, в котором каждый обучаемый может проверить свою позицию, выбор или реакцию на себе равных и получить незамедлительную обратную связь от авторитетной фигуры относительно правильности ответов. На лекционном занятии, где преподавателем осуществляется устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д., можно дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме, обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем, воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление. При изучении дисциплины «Муниципальное право» возможно выделить следующие виды лекций 1. Информационная лекция – излагаются материалы, требующие запоминание 2. Проблемная лекция – с постановкой определенной проблемы, 3. Интерактивная лекция – построена на групповом взаимодействии, сотрудничестве студентов 4. Лекция-визуализация. Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. В зависимости от темы дисциплины «Муниципальное право» используются следующие формы наглядности:
|
- Практические занятия предполагают предварительную самостоятельную работу студентов по каждой запланированной теме. Семинар является одним из основных видов практических занятий. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли муниципального права.
- Самостоятельная работа студентов - любая деятельность, связанная с обучением и воспитанием студента, любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента. Под самостоятельной работой понимают совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. Самостоятельная работа студентов предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических занятиях, в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий, в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
При проведении занятий предусматривается использование активных и интерактивных форм занятий.
Занятий в этих формах 14 часов Вообще формы организации обучения выполняют интегративную функцию, поскольку в них в упорядоченном виде входят все основные элементы процесса обучения. Форма организации в данном случае рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс.
Под активными понимаются формы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник. Под интерактивнымиподразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивное взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных (коллективных) форм обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы. В отличие от активных форм, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение его целей.
1) Учебная дискуссия. Целью является процесс поиска ответов на поставленную проблему, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию, этот поиск должен быть полностью управляемым (Тема №1 «Понятие и принципы местного самоуправления», Тема №5 «Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления»)
2) Деловая игра как интерактивная форма представляет собой модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации. Деловая игра «Муниципальные выборы» (Тема №6 «Органы местного самоуправления»)
Ролевая ситуация: все участники игры являются «избирателями», кроме того, среди них следующие действующие лица: 2 кандидата на пост депутата представительного органа Совета ГО г. Стерлитамак, доверенные лица и группы поддержки кандидатов, 2 коммерческих директора (они же ведущие местных телеканалов), 2 банкира, избирательная комиссия (3 человека). Все роли распределяются заранее.
Задача игры: провести своего кандидата на должность депутата представительного органа Совета ГО г. Стерлитамак, сохранив и приумножив первоначальный капитал своего кандидата (каждый участник игры получает в банке 1000 рублей и тратит их на нужды своего кандидата).
Сценарий игры.
1.Разминка: учитель задает учащимся вопросы на знание темы «Органы МСУ» (10 минут). (Преподаватель заранее составляет вопросы для участников, каждая группа, поддерживающая своего кандидата, отвечает по очереди)
Что такое представительный орган?
Что входит в вопросы исключительной компетенции представительного органа? Кто возглавляет представительный орган?
Как формируется исполнительный орган в МО? и. т. п.
2. Уточнение условий игры и объявление ролей (10 минут).
3. Предвыборная борьба: ознакомление избирателей с предвыборной программой кандидатов (листовки, плакаты, личное общение с избирателями), договоры с банком, ТВ - 30 минут.
4. Продолжение предвыборной кампании: выступление кандидатов на ТВ, подведение итогов социологических опросов, ток-шоу на ТВ – 25 минут.
5. Выборы: голосование на избирательном участке (избирательные бюллетени готовятся заранее), подсчет голосов, подсчет денежного баланса, оглашение результатов выборов. Выступление победителя перед избирателями –15 минут.
3) Работа в малых группах как интерактивная форма организуется для выполнения конкретных групповых заданий на основе имеющихся знаний и навыков, дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). (Тема №8 «Экономические основы местного самоуправления»)
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины «Муниципальное право».
Основная литература
1) Кутафин О. Е. Фадеев В. И.Муниципальное право Россисуой Федерации: учеб. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.210с.
2) Усманова Р. М. Муниципальное право – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009.153с.
Дополнительная литература
Нормативно-правовые акты
3) Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
4) Федеральный конституционный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ
5) Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ
6) Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ
7) Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ
8) Гражданский кодекс РФ, часть первая от 13.11.1994 №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ.
9) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ
10) Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 №25-ФЗ
11) Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ
12) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ
13) Закон Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан» от 4 июля 2007 года №452-з
14) Устав ГО г. Стерлитамак от 13 декабря 2005 года № 2/3з
Специальная литература
15) Муниципальное право Российской Федерации. Учебно-практ. пособие. Чепурнова Н.М. – М., 2008. 314 с.
16) Муниципальное право Российской Федерации. Учебное пособие. Игнатюк Н.А., Павлушкин А. В. - М., 2008. 180 с.
17) Муниципальное право России. Отв. ред. Авакьян С. А.. – М. Проспект, 2012. 234с.
18) Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 345 с.