Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами на­зывается профицитом бюджета. В бюджетном законодательстве РФ при бюджетном планировании исключалась возможность планового профицита. В первой редакции Бюджетного кодекса РФ была глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», согласно которой, если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживает­ся превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следо­вало осуществить сокращение профицита в следующей последователь­ности: 1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; 2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); 3) предусмотреть направление бюджетных средств на допол­нительное погашение долговых обязательств; 4) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней. Если эти меры по каким-то причинам осуществлять было не­целесообразно, следовало сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство. Дан­ная глава была исключена с 8 августа 2000 г. в соответствии с Феде­ральным законом от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ. Упразднение ее объяс­нялось как мера временная и вынужденная. Плановый профицит бюд­жета, по крайней мере на федеральном уровне, с этого времени стал нормой.

Наиболее сложная ситуация и довольно часто встречающаяся в эко­номической практике — дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. В соответствии с мировой практикой дефи­цит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефи­цит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

В 1990-е гг. дефицит государственного бюджета России достигал Уровня 20% доходов и превышал 5% ВВП. Основными причинами его были: низкая эффективность производства, большие расходы на кон­версию, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффек-



Раздел II. Государственные и муниципальные финан;

Гпава 7. Бюджет и бюджетная система




Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами - student2.ru Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами - student2.ru Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами - student2.ru Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами - student2.ru Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами - student2.ru Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами - student2.ru Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами - student2.ru Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами - student2.ru Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами - student2.ru Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие рас­ходов доходами - student2.ru тивные бюджетные механизмы, разрыв хозяйственных связей вследст­вие распада СССР. В постсоветской России первым сбалансированным бюджетом федерального уровня был федеральный бюджет РФ На 2001 г.; в дальнейшем эта практика была сохранена, но порядка 80% бюджетов субфедерального уровня были дефицитны.

Задачи поддержания бюджетной и макроэкономической сбаланси­рованности положены в основу бюджетной политики РФ на средне­срочную перспективу. Основным ее тезисом является обеспечение дол­госрочной сбалансированности бюджета, обеспечение устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Ддя этих целей в 2003 г. был учрежден в составе федерального бюджета Ста­билизационный фонд РФ, а с 2008 г. он был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, с тем чтобы более пред­метно определить направление использования средств, получаемых от нефтегазовых доходов. Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесроч­ной перспективе. Фонд национального благосостояния создается в це­лях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоп­лений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покры­тия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Бюджетное законодательство РФ определяет границы дефицита бюджетов различных уровней, источники их финансирования. Так, де­фицит федерального бюджета, утвержденный Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета. Де­фицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается за­коном (решением) о соответствующем бюджете. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годово­го объема его доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) по­ступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчис­лений.

Бюджетной классификацией РФ установлены единые для бюдже­тов всех уровней бюджетной системы РФ группы и подгруппы источ­ников финансирования дефицитов бюджетов. Прежде всего выделяют источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюдже' тов. В основе этого деления лежит валюта займа.

К источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов относятся: а) государственные (муниципальные) ценные бумаги, номи­нальная стоимость которых указана в валюте РФ; б) кредиты кредит­ных организаций в валюте РФ; в) бюджетные кредиты от других бюд­жетов бюджетной системы РФ; г) кредиты международных финансо-

вых организаций в валюте РФ; д) изменение остатков средств на счетах п0 учету средств бюджета; е) иные источники внутреннего финансиро­вания дефицитов бюджетов.

Источниками внешнего финансирования дефицитов бюджетов яв­ляются: а) государственные ценные бумаги, номинальная стоимость ко­торых указана в иностранной валюте; б) кредиты иностранных госу­дарств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), меж­дународных финансовых организаций, иных субъектов международно­го права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; в) кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; г) иные ис­точники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

На каждом бюджетном уровне эти источники детализируются. Из состава источников финансирования дефицита федерального бюджета выведены кредиты Банка России, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении.

Наши рекомендации