Сбалансированность бюджетов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами
Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. В бюджетном законодательстве РФ при бюджетном планировании исключалась возможность планового профицита. В первой редакции Бюджетного кодекса РФ была глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», согласно которой, если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следовало осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: 1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; 2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); 3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; 4) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней. Если эти меры по каким-то причинам осуществлять было нецелесообразно, следовало сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство. Данная глава была исключена с 8 августа 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ. Упразднение ее объяснялось как мера временная и вынужденная. Плановый профицит бюджета, по крайней мере на федеральном уровне, с этого времени стал нормой.
Наиболее сложная ситуация и довольно часто встречающаяся в экономической практике — дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. В соответствии с мировой практикой дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.
В 1990-е гг. дефицит государственного бюджета России достигал Уровня 20% доходов и превышал 5% ВВП. Основными причинами его были: низкая эффективность производства, большие расходы на конверсию, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффек-
Раздел II. Государственные и муниципальные финан;
Гпава 7. Бюджет и бюджетная система
тивные бюджетные механизмы, разрыв хозяйственных связей вследствие распада СССР. В постсоветской России первым сбалансированным бюджетом федерального уровня был федеральный бюджет РФ На 2001 г.; в дальнейшем эта практика была сохранена, но порядка 80% бюджетов субфедерального уровня были дефицитны.
Задачи поддержания бюджетной и макроэкономической сбалансированности положены в основу бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу. Основным ее тезисом является обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета, обеспечение устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Ддя этих целей в 2003 г. был учрежден в составе федерального бюджета Стабилизационный фонд РФ, а с 2008 г. он был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, с тем чтобы более предметно определить направление использования средств, получаемых от нефтегазовых доходов. Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе. Фонд национального благосостояния создается в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
Бюджетное законодательство РФ определяет границы дефицита бюджетов различных уровней, источники их финансирования. Так, дефицит федерального бюджета, утвержденный Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема его доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Бюджетной классификацией РФ установлены единые для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов. Прежде всего выделяют источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюдже' тов. В основе этого деления лежит валюта займа.
К источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов относятся: а) государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ; б) кредиты кредитных организаций в валюте РФ; в) бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ; г) кредиты международных финансо-
вых организаций в валюте РФ; д) изменение остатков средств на счетах п0 учету средств бюджета; е) иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Источниками внешнего финансирования дефицитов бюджетов являются: а) государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; б) кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; в) кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; г) иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
На каждом бюджетном уровне эти источники детализируются. Из состава источников финансирования дефицита федерального бюджета выведены кредиты Банка России, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении.