Систематизация доходов и факторы, влияющие на их величину.
Экономическое содержание категории «доход» в учебной литературе, как правило, раскрывается в соответствии со стандартами бухгалтерского учета в России. Доходами предприятия (корпорации) признают реальное увеличение экономических выгод в результате как поступления активов (денежных средств, другого имущества), так и погашения обязательств, что приводит к увеличению его собственного капитала (при условии, что величина вкладов его участников в капитал остается неизменной). Не приводят к росту собственного капитала и, следовательно, не признаются доходами: поступления от других юридических и физических лиц сумм: авансов, предоплаты, задатка, косвенных налогов, взимаемых с покупателя в составе выручки от продаж (НДС, акцизы), залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Доходы предприятия, исходя из характера получения, условия и направлений деятельности, классифицируют на:♦ доходы от обычных видов деятельности;♦ прочие доходы. Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считают прочими доходами.
Доходами от обычных видов деятельности считают выручку от реализации продукции (работ, услуг). На предприятиях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное владение и пользование своих активов по договору аренды, выручкой признают арендную плату. В организациях, предметом деятельности которых считают предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, выручкой признают поступления от данной деятельности (лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности).
В бухгалтерском учете выручку отражают в сумме, определенной в денежном выражении : цена продажи единицы продукции умноженное на количество проданной продукции. По предоставляемым услугам утверждается тариф, а по работам- расценки. Оплаченная выручка покупателями равна величине поступления денежных средств и иного имущества и, а неоплаченная выручка - величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручку, принимаемую к бухгалтерскому учету, определяют как сумму поступлений и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлениями). При реализации продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки (рассрочки) оплаты, выручку отражают в бухгалтерском учете в полной сумме дебиторской задолженности.
Объем выручки от реализации зависит от ряда факторов:♦ ценовой политики;
♦ объема реализации произведенной продукции;♦ уровня налогообложения валовой выручки от реализации (ставок косвенных налогов);♦ ассортиментной политики предприятия-изготовителя;♦ емкости товарного рынка;♦ уровня конкуренции между товаропроизводителями;♦ форм расчетов за продукцию и др. Ценовая политика — один из ключевых методов управления выручкой от реализации. Она обеспечивает наиболее важные приоритеты производственного и научно-технического развития предприятия. Ценовая политика непосредственно влияет на результаты его текущей деятельности, формирование маркетинговой стратегии и финансовое состояние. Кроме того, ценовая политика представляет собой действенный механизм укрепления позиций продавца на товарном рынке.
В настоящее время корпорации, как правило, признают факт регистрации выручки по мере отгрузки продукции, выполнения работ, применяя метод начисления причитающихся покупателю средств. Малые организации могут признавать появление в учете выручки по факту поступления денежных средств, т.е. применяя кассовый метод (метод денежных потоков).
В налоговом учете кассовый метод используют корпорации, перешедшие на специальные режимы налогообложения (единый сельскохозяйственный налог, единый налог при упрощённой системе налогообложения и др.), а остальные применяют метод начисления для определения доходов и исчисления налогооблагаемой прибыли.
В состав прочих доходов включают:♦ поступления, связанные с предоставлением за плату во временное владение и пользование активов предприятия;♦ поступления, относящиеся к предоставлению за плату прав, возникающих из интеллектуальной собственности;♦ поступления (включая процентные доходы по ценным бумагам), связанные с участием в уставных капиталах других предприятий;♦ прибыль, полученную предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);♦ выручку от продажи основных средств и иного имущества;♦ проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этой кредитной организации; ♦ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;♦ поступления в возмещение причиненных предприятию убытков;♦ прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;♦ суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;♦ другие доходы( субсидии из бюджетов, страховые возмещения по застрахованному имуществу и т.п.).
В налоговом учете состав, группировка доходов и порядок их признания отличается от стандартов бухгалтерского учета. Доходы подразделяются по операциям:
А) доходы от продаж (продукции, товаров, услуг, основных средств, материалов, ценных бумаг);
Б) внереализационные доходы (арендная плата, проценты по вкладам и предоставленным займам, списанная кредиторская задолженность по истечению срока исковой давности, безвозмездно предоставленное имущество и др.)
В управлении предприятием используются еще такие виды доходов, как: валовой доход (вновь созданная стоимость), чистый доход (отражающая дополнительно привлеченную стоимость, остающуюся после возмещения затрат) Валовой доход рассчитывается:
- по реализованной продукции как разность между выручкой от продаж и материально- денежными расходами, не включая в них оплату труда с социальными отчислениями во внебюджетные социальные фонды и на добровольное страхование работников;
- по нереализованной продукции как разность между ее себестоимостью и оплату труда с социальными отчислениями во внебюджетные социальные фонды и на добровольное страхование работников;
Чистый доход рассчитывается как разница между валовым доходом и начисленной оплатой труда с социальными отчислениями во внебюджетные социальные фонды и на добровольное страхование работников. По реализованной продукции чистый доход принимает форму прибыли, которая рассчитывается как разница между доходами периода и расходами периода, возникшими при извлечении этих доходов.
Планирование доходов
Одним из методов управления доходами является их планирование. Планирование выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) необходимо для определения прибыли и составления оперативных финансовых планов (бюджета доходов и расходов, налогового бюджета и др.). Планирование выручки от реализации подчинено главной цели — управлению прибылью, что обеспечивают системой мероприятий по расчету ее отдельных видов от текущей и финансовой деятельности. Информационной базой для планирования выручки от реализации служат:♦ разработанная производственная программа, которая определяет объем и состав производимой продукции (работ, услуг) на квартал, полугодие, год;♦ разработанная ценовая политика;♦ принятая ассортиментная политика;♦ оценка и прогноз конъюнктуры товарного рынка;♦ расчет плановой величины выручки от реализации;♦ разработка мероприятий по выполнению запланированного объема выручки от реализации. Планирование доход от продаж (выручки без косвенных налогов, т.е. выручки –нетто) может осуществляться одним из двух методов:
А) методом прямого счета, основанным на гарантированном спросе (весь объем запланированного товарного выпуска и остатков готовой продукции с прошлого периода распределен по покупателям согласно заявок и договоров продаж)
Ожидаемая выручка (ВР) в плановом периоде будет определяться согласно каждого договора (заявки) :
ВР = Ц х К,
Где Ц - цена за единицу продукции;
К - количество продукции.
Б) расчетным методом. В этом случае объем (количество) реализуемой продукции (К) определяется с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало (ОН) и конец (ОК) планируемого периода и товарного выпуска продукции в этом периоде (ТВ):
К = ОН +ТВ – ОК
Расчет осуществляется в ценах продаж: остатки на начало периода оцениваются по ценам отчетного периода, а товарный выпуск и остатки на конец периода – в плановых ценах.
Плановый расчет выручки может осуществляться в обобщенном виде (без выделения каналов реализации и в целом за год) или детально ( в разрезе каналов продаж и по краткосрочным периодам –месяцам, кварталам).
При необходимости корпорация может пользоваться упрощенным счетно- аналитическим методом планирования общей суммы выручки :
Выручка (плановая) = Выручка фактическая прошлого года х Темп планируемого роста количества продаж х Темп планируемого роста цены продаж.
Данный расчет можно производить как по однородным видам продукции, так и по предприятию в целом.
Плановым документом является «План продаж» (бюджет продаж). В нем отражается по видам продукции количество продаж, цена продаж за единицу продукции и сумма выручки за весь объем продаж. По необходимости могут выделять перечисленную информацию по каналам продаж.
Расходы корпорации.
В бухгалтерском финансовом учете расходы трактуются как уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств и иного имущества, а также возникновения денежных обязательств, приводящее к уменьшению капитала. Расходы взаимосвязаны с понятием затраты (издержки). Затраты на производство и продажу продукции признаются расходами в момент извлечения дохода от продажи продукции. Вместе с тем не признаются расходами выбытие денежных средств и иных активов, связанное:
- с приобретением инвестиционных активов для целей производственно-хозяйственной деятельности (строительство или покупка основных средств и других внеоборотных активов);
- с финансовыми вложениями в уставный капитал других организаций, на счета вкладов в банковские и другие кредитные организации;
- погашением полученных кредитов и займов.
Расходы, исходя из характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия классифицируют на:♦ расходы по обычным видам деятельности;♦ прочие расходы.
А) Расходы но обычным видам деятельности связаны с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг). К ним относят также возмещение стоимости основных средств и нематериальных активов, осуществляемое в форме амортизационных отчислений. Расходы по обычным видам деятельности делят на:
- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
- расходы, возникающие в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг,
- расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, по поддержанию их в исправном состоянии,
- коммерческие и управленческие расходы,
- налоговые и иные обязательные платежи в бюджетную систему государства ( взносы по обязательному социальному страхованию персонала, водный, земельный, транспортный и иные налоги, формирующие себестоимость продукции.
Расходы по обычным видам деятельности классифицируют также по следующим элементам:♦ материальные затраты;♦ затраты на оплату труда;♦ отчисления на социальные нужды;♦ амортизация;♦ прочие затраты. Для целей управления предприятие вправе организовать учет по статьям затрат. Перечень таких статей оно устанавливает самостоятельно с учетом рекомендаций отраслевых министерств и ведомств.
В рыночных условиях большое значение для управления прибылью ( определение точки безубыточности, запаса финансовой прочности) играет группировка затрат (расходов) по связи с объемом производства (продаж). В данном случае затраты подразделяются на переменные и постоянные (фиксированные). Фиксированные затраты не зависят от изменения объемов производства и продаж (административно- управленческие, повременная оплата труда, амортизационные отчисления и т. п.). Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объемов производства (продаж).
Для формирования финансового результата работы предприятия от обычных видов деятельности определяют ту часть затрат, которая формирует себестоимость проданной продукции ( товаров, услуг, работ). Она определяется расчетным путем:
1 этап - определяется производственная себестоимость законченного выпуска продукции (готовой продукции): затраты незавершенного производства на начало периода + затраты на производство в текущем периоде – затраты незавершенного производства на конец периода. Себестоимость единицы продукции рассчитывается путем деления общей суммы затрат на количество полученной готовой продукции.
2 этап – определяется производственная себестоимость проданной продукции в текущем периоде. Для этого количество проданной продукции в периоде х на производственную себестоимость единицы готовой продукции.
Управленческие расходы (оплата труда управленческого персонала, затраты по содержанию офиса, легкового автотранспорта управленческого персонала, представительские расходы и т. п.) могут быть отнесены в полном объеме только на проданную продукцию (относятся на себестоимость проданной продукции) или распределяются между проданной и непроданной готовой продукцией. Корпорация самостоятельно выбирает вариант их учета.
Коммерческие расходы (стоимость доставки продукции к месту продажи, стоимость рекламы, зарплата продавцов продукции и т. п.) признают в полной сумме как расходы по проданной продукции в текущем периоде.
Б) Прочие расходы возникают при:
- выбытии инвестиционных активов (неамортизированная стоимость, т.е. остаточная стоимость основных средств, затраты на демонтаж или их продажу, балансовая стоимость продаваемых ценных бумаг других организаций);
- оплате расходов, связанных с привлечением кредитов и займов;
- списании дебиторской задолженности после срока исковой давности или по причине банкротства дебитора;
- начислении финансовых санкций по причине неисполнения договоров гражданско – правового характера и др.
Для целей налогообложения расходы корпораций группируются и признаются в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. При этом выделяются: а) расходы на производство и реализацию продукции, как изготовленной корпорацией, так и любых других активов (основных средств, материалов и т.п.)приобретенных не для продажи; б) внереализационные расходы ( проценты за кредит и займы, финансовые санкции по причине неисполнения договоров гражданско – правового характера и др.. По отдельным расходам государство утвердило лимиты. В частности, по представительским расходам, по процентам за кредит, добровольному страхованию работников и . п.).
В практической работе может использоваться и иная классификация затрат и расходов: по учетному признаку, способу включения в себестоимость, по связи с целью деятельности (связаны с извлечением прибыли – производственные расходы, покупка основных средств и ценных бумаг; не связаны с извлечение прибыли – приобретение путевок в санатории для персонала, подарки к праздникам и другие социальные расходы; принудительные расходы – налоги, штрафы и т.п.).
Планирование расходов
Для выявления прибыли в предстоящем периоде необходимо знать сведения не только о доходах, но и о плановых расходах, связанных с производством и продажей продукции (себестоимость продаж) и прочими хозяйственно финансовыми операциями (прочие расходы). Основным этапом является расчет расходов по обычным видам деятельности, т.е. на производство и сбыт продаваемой продукции, управление корпорацией.
Последовательность планирования себестоимости продаж продукции:
1) утверждается план производства продукции на предстоящий период с учетом спроса на продукцию, производственных мощностей, перешедших с прошлого периода остатков товарной продукции; и план продаж в натуральном исчислении.
2) составляется план прямых затрат на производство продукции (по статьям или элементам затрат в разрезе видов продукции, цехов или бригад производства, т.е. центрам ответственности - ЦО). Плановым документом может быть смета затрат, производственное задание, бюджет затрат и т.п.;
3) определяются накладные производственные затраты (зарплата начальников цехов, амортизация цеха и т.п.), которые распределяются по всем видам продукции, производимой в данном цехе. При этом составляется отдельный плановый документ ;
4) исчисляется производственная себестоимость законченного выпуска продукции: затраты незавершенного производства + прямые и накладные производственные затраты в периоде за исключением затрат незавершенного производства на конец периода. Расчет осуществляется по видам продукции. Далее составляется расчет производственной себестоимости единицы продукции.
5) определяется производственная себестоимость реализуемой продукции (план продаж в натуральном исчислении х производственную себестоимость единицы продукции);
6) формируется план управленческих и коммерческих расходов;
7) рассчитываются расходы на продажу продукции: пункт 5 + пункт 6
Для планировании производственных затрат привлекаются технологические нормы использования производственных ресурсов, нормы амортизации основных средств, тарифы страховых социальных взносов во внебюджетные социальные взносы, нормы выработки продукции (оказания работ) машинами и оборудованием, налоговые ставки, т.е. используются нормативный метод планирования. Управленческие и коммерческие расходы могут определяться как с использованием внутренних норм (как доля к производственным затратам или к выручке от продаж), так и расчетно – аналитическим (упрощенным ) методом : фактические затраты прошлого года х Темп роста инфляции (или на предполагаемый рост тарифов, оплаты труда управленческого персонала).
Из прочих расходов можно предвидеть :
- процентные платежи по кредитам и займам (предполагаемая задолженность по кредиту х годовую ставку % х дни пользования кредитом) : (365 дней х 100);
- остаточную стоимость (балансовую) и другие расходы по выбывающим основным средствам (ценным бумагам и материалам)
2.5. Финансовые методы управления затратами и расходами
Сферы использования финансовых методов управления затратами (расходами):
- производственными запасами и остатками готовой продукции (капитализированными расходами)
- производственными затратами, управленческими и коммерческими расходами (некапитализированными расходами).
Цель управления – разумное снижение.
Производственные запасы представляют собой «омертвленные денежные средства». Не работающие в данный момент и не приносящие прибыль ( можно было бы вложить в банк и получить процент по вкладу). К тому же предприятие несет расходы на хранение запасов (содержание складов, поддержание нужного температурного режима и т.п.) В связи с этим производственные запасы должны быть не значительными. Однако , наличие значительных запасов сырья и других материалов создает определенную независимость производства от сбоев в их поставке продавцами. Поэтому каждому предприятию необходимо формировать обоснованный запас. Это достигается посредством использования таких финансовых методов их расчета, как:
- нормирования остатков товарно-материальных ценностей ;
- определения наиболее экономичного размера заказа на приобретение материалов;
- формирование страховых запасов и др.
Нормирование остатков производственных запасов материальных ценностей основано на использовании нормы их запаса, выраженной чаще в днях, и однодневного их расхода для производственно- хозяйственной деятельности. Норма запаса (количество дней запаса) зависит от времени доставки от поставщика, партии заказа, времени, необходимого для доведения сырья до нужных технических условий (влажности, температуры и т.п.), страхового резерва и других факторов. Однодневный расход определяется производственной мощностью организации.
Оптимальный заказ определяется в зарубежной практике на основе формулы Уилсона:
З = , где
З – оптимальный размер запаса,
Р- расход запасов за определенный период времени
С – стоимость выполнения одного заказа
В – время расхода запаса
Снижение производственных рисков достигается за счет формирования страховых (резервных) запасов сырья и других материалов. Это позволяет бесперебойно осуществлять производственно-коммерческую деятельность. Размер страховых запасов целесообразно определять путем сопоставления потерь от остановки производства при недостатке сырья с о стоимость страхового запаса и расходами на его хранение.
Финансовые методы управления производственными затратами (себестоимостью) нацелены на их снижение и максимизацию прибыли. Среди них можно выделить следующие:
1) эффективный способ калькулирования (исчисления) себестоимости продукции (услуг). Можно применять в управленческом учете расчет частичной (на основе переменных затрат) или полной себестоимости с разделение затрат на прямые и накладные и другие модели (формирование целевой себестоимости и т.п.). На многих предприятиях России широкое распространение получила система калькулирования себестоимости продукции (в рамках управленческого учета) — «директ-костинг». Ее сущность заключается в том, что калькулируют не полную себестоимость производства и сбыта продукции (изделий), а только переменные издержки (их прямые виды). Главная цель внедрения этой системы калькулирования себестоимости изделий — обеспечить контроль за формированием маржинального дохода (аналоги: маржинальная прибыль, валовая маржа, добавленная стоимость). При системе «директ-костинг» маржинальный доход (МД) по конкретным видам продукции определяют по формуле:
МД = Цр - ПИед, где
Цр — цена реализации изделия;
ПИед — переменные издержки, отнесенные на это одно изделие. Преимуществами данной системы калькулирования себестоимости продукции являются: ♦ ее простота и доступность для практического применения;♦ минимум проведения расчетных операций, связанных с распределением непрямых (косвенных) затрат, которые учитывают по предприятию в целом; ♦ высокая надежность полученных результатов, так как устраняют погрешности отнесения непрямых затрат на отдельные изделия в процессе их распределения;♦ возможность управления как переменными издержками, так и маржинальным доходом. Основным недостатком системы «директ-костинг» считают неполное отражение всей совокупности издержек, связанных с производством и реализацией отдельных видов продукции.
Экономическая сущность другой системы калькулирования себестоимости продукции — «стандарт-костинг» — заключается в ее осуществлении на базе разработанных предприятием норм и нормативов материальных и трудовых затрат. При этом фактические операционные (производственные) издержки по каждому изделию сравнивают с нормативными затратами для отражения в учете величины отклонений. Данную систему часто называют «управление затратами по отклонениям», что позволяет получить более объективную картину результатов калькулирования продукции. Внедрение системы «стандарт-костинг» можно осуществить только в условиях стабильной экономической среды, преодоления высокой инфляции и внедрения современного менеджмента на предприятиях и в корпоративных группах (ФПГ, холдингах и др.).
2) планирование и контроль затрат (по ЦО, путем операционного бюджетирования и т. п.)
Главной целью управления издержками производства является оптимизация их суммы и уровня, которая обеспечивает высокие темпы развития текущей деятельности предприятия в целях получения приемлемой массы прибыли и требуемой нормы доходности на вложенный капитал.