Факторы, влияющие на величину спроса

На величину спроса влияет ряд факторов

I. Экономические:

1. Уровень и объем производства товаров;

2.Степень насыщенности рынка товарами;

3.Цены и инфляция;

4. Уровень денежных доходов населения;

5.Степень обеспеченности населения товарами длительного пользования;

II. Социальные:

1.Социальная политика государства;

2.Социальная структура населения;

3.Уровень жизни населения;

4.Потребительские привычки;

III. Демографические:

1.Численность населения;

2.Количество семей;

3.Соотношение между городским и сельским населением;

IV. Природно-климатические:

1.Продолжительность времен года;

2.Температура воздуха;

3.Географические условия;

V. Национально – исторические:

1. Традиции;

2. Обычаи;

3.Нравы;

VI. Морально - психологические:

1. Мода;

2. Реклама;

Термин «спрос» используется для обозначения желания и способности людей покупать товары. Спрос выражает отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Количество товара, на которое предъявлен спрос, называется объемом спроса.

Между рыночной ценой и объемом спроса существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше число покупателей при данном уровне доходов, и наоборот, чем ниже цена, тем выше количество приобретаемого товара. Эта очевидная зависимость получила название закона спроса. Зависимость объема спроса от факторов, определяющих его величину, выражает функция спроса.

Зависимость между ценой и величиной спроса можно определить и как закон убывания спроса: если цена какого-либо товара будет повышаться, то при прочих равных условиях спрос на данный товар будет постепенно убывать. Закономерности спроса могут быть объяснены с помощью эффектов дохода и замещения. Эффект дохода показывает изменение реального дохода и величины спроса на товар со стороны потребителя при изменении на него цены. Эффект замещения отражает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя.

Необходимо отметить, что закон спроса не носит абсолютного характера. Из этого закона существуют исключения:

· повышение цены сопровождается повышением спроса;

· понижение цены сопровождается понижением величины спроса;

· стабильный спрос на традиционно дорогостоящие товары;

· покупка из аналогов наиболее дорогих.

В первом случае действует ажиатажный спрос – дополнительный сверх нормативного уровня спрос, вызванный ожиданием значительного увеличения цен товара или его исчезновением из продажи. В данном случае повышает спрос не рост цен, а ожидание покупателей.

Второй случай наблюдается в условиях стабилизации экономики, когда наметилась тенденция снижения цен на товары и потребители сокращают покупки, чтобы в последующем купить дешевле.

Третий случай объясняется тем, что приобретение традиционно дорогостоящих товаров (недвижимость, антиквариат, драгоценности и др.) это выгодное вложение и сбережение финансовых средств.

Четвертый случай объясняется тем, что покупка из аналогов самого дорогого - это престижность самого акта покупки; т.е. «пустить пыль в глаза» и тем, что приобретаются более качественные товары по психологии «мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи». В целом можно сказать, что изменение цены означает изменение величины спроса и движение по кривой спроса. Однако часто возникает ситуация, когда при неизменной цене величина спроса становится иной. В таких случаях речь идет о неценовых факторах спроса. Воздействие неценовых факторов приводит к параллельному сдвигу кривой спроса вправо, если спрос увеличивается, и влево – если снижается.

К неценовым факторам спроса относятся изменения:

· доходов потребителей. Для большинства товаров характерна следующая зависимость: рост дохода приводит к увеличению спроса на товары, а сокращение – к его снижению. При этом рост дохода вызывает сдвиг кривой спроса вправо вверх, а его уменьшение – влево вниз. Товары, для которых характерна данная зависимость, называют нормальными. Товары, для которых наблюдается обратная зависимость между изменением дохода и величиной спроса, называются товарами низшей категории;

· вкусов и предпочтений потребителей, что приводит к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат;

· цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличится, так как рациональный потребитель будет заменять более дорогой товар тем, цена которого осталась прежней. Такая ситуация будет наблюдаться при повышении цен на отдельные виды мяса, круп, овощей и других товаров. ожиданий потребителей.

· Кроме того, к неценовым факторам следует отнести возрастную структуру населения, распределение дохода среди демографических групп населения, размер домашнего хозяйства. Например, старение населения будет способствовать падению спроса на жилье, товары и услуги, связанные с образованием. Рост доходов молодых семей при неизменных доходах в целом приведет к увеличению спроса на товары длительного пользования.

На потребительский выбор влияют реклама и другие формы стимулирования сбыта, а также неэкономические факторы, например, погода.

Наши рекомендации