Необходимость пенсионной реформы в России
Пенсионная реформа 2013—2015 — очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий ввод нового порядка формирования пенсионных прав и расчёта страховой пенсии.
В частности, вводится новая формула расчёта размера пенсии, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше смогут сами решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривается постепенное увеличение страховых платежей — они должны соответствовать уровню пенсионных выплат. Будут приняты меры по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагается отмена существующего ныне перерасчёта пенсий работающим пенсионерам.
Условия получения права на страховую пенсию
- Возраст: 60 лет для мужчин, 55 — для женщин
- Стаж не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов). С нынешних 5 лет он будет поэтапно повышаться в течение 10 лет
- Не менее 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента[1].
Новая пенсионная формула
С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости будет назначаться по новой пенсионной формуле.
Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.
СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ)
СП — страховая пенсия в год назначения пенсии
ФВ — фиксированная выплата в год назначения пенсии
КПВ — коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии);
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)
СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии[2].
Годовой пенсионный коэффициент
Годовой пенсионный коэффициент — это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.
Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:
Годовой ПК = максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 — в 2021 году)
Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву, уходом за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет[1].
Выбор варианта пенсионного обеспечения Граждане 1967 года рождения и младше смогут до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:
- Направить все страховые взносы на формирование страховой пенсии (тариф страховых взносов на накопительную часть — 0 %);
- Продолжить формировать накопительную пенсию, сохранив тариф страховых взносов в размере 6 %[1].
В правительстве РФ осенью 2015 года шли активные дискуссии о продлении срока выбора, однако 23 декабря вице-премьер Ольга Голодец объявила о том, что в «правительстве принято решение придерживаться действующего законодательства». После этой новости действующие на российском рынке представители негосударственных пенсионных фондов констатировали ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений из государственного фонда, который превысил существовавшие у них бизнес-планы[3]
Формирование пенсионных прав самозанятых граждан Меры, предложенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной Минтрудом России, направлены на приведение в соответствие пенсионных прав самозанятых граждан правам наёмных работников. В частности, они предполагают постепенное повышение страховых выплат самозанятых граждан (для обеспечения приемлемой по размеру пенсии необходимы отчисления в размере 7000 — 8000 руб.). Однако увеличение размеров страховых выплат может отрицательно сказаться на финансовом положении большого числа самозанятых работников с невысокими доходами[4].
Пенсионный мораторий В конце сентября 2013 года стало известно, что пенсионные накопления граждан за 2014 год не поступят в Пенсионный фонд РФ и НПФ, а будут направлены в распределительную систему[5]. Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений[6].
В июне 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов открыто признал, что денег на возврат накоплений НПФ у правительства нет, эти деньги пошли на Крым и принятие антикризисных мер[7].
В конце 2014 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2015 год[8].
В сентябре 2015 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2016 год[9].
В марте 2016 года появилась информация о том что правительство может продлить пенсионный мораторий ещё на год[10]. В конце августа Ольга Голодец объявила, что правительство решило продлить «заморозку пенсионных накоплений» на 2017 год[11].
Оценки Пенсионная реформа стала одной из тем, по которой разошлись оценки между членами правительства. Представители министерств экономики, экономического развития, финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно выступали за сохранение накопительной части пенсии и против «пенсионного моратория» на 2014—2015 гг.[12][13]. Представители министерства труда и вице-премьер Ольга Голодец, напротив, выступали за «заморозку» пенсионных накоплений и дальнейшее формирование накопительной части пенсии только на добровольной основе[14].
Также разошлись мнения среди экспертов и политиков. Среди сторонников реформы активно выступали депутаты ГД Андрей Исаев и Оксана Дмитриева, среди противников — экс-министр финансов Алексей Кудрин.
Ключевым аргументом сторонников реформы является низкая доходность накопительной части пенсионной системы в РФ. Противники реформы аргументируют её необходимость сложными демографическими условиями, которые возникнут в начале 2020-х, и необходимостью наличия «длинных денег» в экономике[15].