Предмет и значение курса

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Формирование межбюджетных отношений»

Межбюджетные отношения являются важным звеном бюджетной системы, необходимым для выравнивания бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, достаточного для соблюдения конституционных гарантий населения по всей территории страны. Выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется через бюджетное регулирование, предполагающее перераспределение средств между бюджетами разных уровней в основном в виде дотаций, субвенций и субсидий. При этом механизм межбюджетной политики не должен порождать иждивенческое поведение, а стимулировать дотационные территории самостоятельно зарабатывать бюджетные средства, наращивать налоговый потенциал, а также рационально и эффективно их расходовать.

Последнее десятилетие – это время реформирования межбюджетных отношений в России. Приняты «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.», Концепция реформирования межбюджетных отношений на период 2001-2010 гг., Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006—2008 гг. Реализация этих документов позволила четко разграничить доходные и расходные полномочия между органами власти разного уровня, сократить «нефинансируемые мандаты», сформировать объективные и прозрачные механизмы финансовой поддержки региональных и местных бюджетов, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами.

Предмет курса «Формирование межбюджетных отношений» - отношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу разграничения расходных полномочий и распределения (перераспределения) средств между бюджетами бюджетной системы.

Курс «Формирование межбюджетных отношений» призван дать основы действующей системы межбюджетных отношений в России, выработать способность анализировать распределительные процессы в бюджетной сфере и правильно ориентироваться в сложностях и противоречиях действующего бюджетно-налогового законодательства.

Формирование межбюджетных отношений занимает особое место в системе финансовых дисциплин, являясь при этом дисциплиной специализации. Изучение курса "Формирование межбюджетных отношений" расширяет и углубляет знания, полученные по такими дисциплинами, как «Бюджетная система РФ», «Финансы».

Данное учебное пособие адресовано прежде всего студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», направлению «Экономика».

После изучения настоящего учебного пособия Вы сможете:

-объяснить понятие бюджетный федерализм и соотнести основные теоретические подходы к раскрытию этого понятия с современной практикой в бюджетной сфере;

-описать основы действующей системы межбюджетных отношений;

- охарактеризовать законодательную базу, регулирующую межбюджетные отношения между уровнями власти в государстве;

- описать права и ответственность федеральных, субфедеральных и местных органов власти в бюджетной сфере;

- определить необходимость перераспределения финансовых ресурсов в федеративном государстве для целей выравнивания экономических условий в регионах;

- провести анализ бюджетов бюджетной системы в части распределения и перераспределения финансовых ресурсов между ними;

- рассчитать величину трансферта из фонда финансовой поддержки регионов для конкретного субъекта Федерации.

Изучение курса «Формирование межбюджетных отношений» весьма актуально для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров в финансовой сфере, т.к. позволяет более глубоко и детально освоить одну из сфер финансовой деятельности, получить возможность проведения научных исследований и накопления практического опыта. Учебное пособие полезно для слушателей, поскольку содержит: характеристику современного состояния бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации; теорию и практику формирования межбюджетных отношений в федеративных государствах, в т.ч. России; методологию распределения финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета; особенности формирования межбюджетных отношений в Чувашской Республике.

Наши рекомендации