Сущность, принципы, преимущества и проблемы стратегического менеджмента. Понятие стратегии организации
Страт Мен
1. Сущность, принципы, преимущества и проблемы стратегического менеджмента. Понятие стратегии организации.
2. Составные элементы и разновидности стратегического менеджмента. Способности, необходимые стратегическому менеджеру.
3. Стратегический анализ внешней среды организации: анализ макроокружения, отраслевой анализ, анализ конкурентов, анализ потребителей.
4. Стратегический анализ внутренней среды организации: маркетинговый анализ, финансовый анализ, анализ человеческих ресурсов и организационной культуры.
5. Методы стратегического анализа: SWOT – анализ, позиционирование угроз и возможностей, SNW – анализ, сценарный анализ, бенчмаркинг.
6. Анализ и выработка стратегий с помощью портфельных матриц: модифицированная матрица БКГ, матрица Дженерал Электрик, модель Хофера – Шендела, модель ADL / LC.
7. Целевые ориентиры деятельности организации: видение, миссия, конкретные бизнес – цели.
8. Стратегии роста организации: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост.
9. Стратегии темпов развития и конкурентных преимуществ: стратегические альтернативы, стратегическая модель Портера, наступательные и оборонительные стратегии для сохранения конкурентных преимуществ.
10. Стратегии организации в зависимости от отраслевой ситуации: в новых, зрелых, сокращающихся и раздробленных отраслях.
11. Стратегии организации в зависимости от занимаемой позиции: для лидеров, средних и слабых организаций.
12. Управление реализацией стратегии: стратегические изменения в структуре и культуре организации, бюджет стратегии, мотивация на реализацию стратегии, и преодоление сопротивлений, стратегический контроль.
Сущность, принципы, преимущества и проблемы стратегического менеджмента. Понятие стратегии организации.
проблема выживания и обеспечения непрерывности развития –решения находиться создание и развитие конкурентных преимуществ.
Сущность концепции СМ. Как следует управлять организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной внешней среды - постоянное соответствие между организацией и ее внешней средой. Несоответствие бывает по текущими и по стратегическим причинам.
Текущие причины – тактические расчеты устранимы легко.Стратегические причины – просчеты серьезные в деятельности организации, влияющие на достижение цели и требующие существенных ресурсов для устранения.
Текущие причины несоответствия устраняются оперативным управлением, а стратегические причины устраняются стратегическим управлением.
СМ – управленческая деятельность, заключающаяся в достижении перспективных целей организации путем осуществления в ней внутриорганизационных изменений.СМ– управленческая деятельность, которая опирается на человеческий потенциал как основу организации; ориентируют деятельность на запросы потребителей; осуществляет своевременные изменения в организации, отвечающие состоянию внешней среде среды, и позволяющая добиваться конкурентных преимуществ; что позволяет организации выживать и добиваться своих целей в долгосрочной перспективе.
Признаки стратегических решений: 1. являются инновационными; 2.направлены на будущее, а не на настоящее; 3.субъективны, не поддаются объективной оценке; 4.необратимы, имеют долгосрочные последствия.
Понятие стратегии. Стратегия – ключевая составляющая СМ. существует два различных понимания термина стратегия в бизнесе: 1.традиционное (классическое) понимание. Стратегия – конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели. При быстрых изменениях во внешней среде такие стратегии приходиться часто пересматривать. 2.современное понимание. Стратегия – это долгосрочное, качественно-определенное направление развития организации, касающаяся сферы ее деятельности, системы внутренних отношений, а также позиций организации во внешней среде. Стратегия выбранное направление деятельности, в рамках которого организация должна перейти к достижению своих целей. 5 понятий стратегии: 1.стратегия-это план; 2.стратегия-ловкий прием; 3.стратегия-принцип поведения; 4.стратегия-позиция; 5.стратегия-перспектива.
Принципы СМ: 1.принцип научности в сочетании с элементами искусства 2.принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации; 3.принцип соответствия стратегии и тактики; 4.принцип гибкости стратегического менеджмента 5.принцип организации стратегического контроля и создания необходимых условий для реализации стратегий Преимущества СМ: 1.СМ обеспечивает направленность деятельности организации на осмысление ключевого аспекта: “Что организация старается делать?”, “Чего организация добивается?”; 2.СМ заставляет менеджеров более четко реагировать на проявляющиеся во внешней среде перемены; 3.СМ создает возможность оценивать альтернативные варианты капиталовложения и выбирать из них лучшие; 4.СМ создает возможность соединить усилия менеджеров родного уровня при разработки стратегии; 5.СМ предполагает не только приспособления к внешней среде, но и активное воздействие на те факторы внешней среды, которые представляют угрозу для организации.
Проблемы и ограничения СМ: 1.не дает детальной и точной картины будущего, т.к. он основывается на предположениях и будущем; 2.не может быть сведен к набору конкретных и четких процедур, т.е. он не имеет однозначных алгоритмов; 3.это достаточно дорогостоящие мероприятие; 4.при СМ усиливаются негативные последствия ошибок по сравнению с оперативном менеджментом; 5.при СМ основное внимание часто уделяется разработке стратегии в ущерб процессу ее реализации на практике.
2. Составные элементы и разновидности стратегического менеджмента. Способности, необходимые стратегическому менеджеру.
Основные элементы СМ. СМ представляет собой совокупность 5 взаимосвязанных управленческих процессов: 1.стратегический анализ внешней и внутренней среды организации – обычно считается исходным процессом СМ. Внешняя среда анализируется по след. направлениям: а)микросреда – поставщики, клиенты, конкуренты, кредиторы,; б)макросреда – политические факторы, экономические факторы, социальные, технологические; в)мегосреда –связанное с изменениями в мировой политики и мировой экономики. Анализ внутренней среды: а)маркетинговая деятельность; б)финансовое состояние организации; в) используемая технология; г)персонал организации; д)система менеджмента организации. 2.определение миссия организации и постановка на ее основе конкретных бизнес целей. Миссия – смысл существования организации. Цель четко выраженная причина – существование на рынке. 3.определение возможных стратегических альтернатив и выбор из них конкретной стратегии развития организации. на нем определяется путь к достижению поставленной цели. 4.выполнение стратегий, осуществляется комплекс мероприятий необходимых для реализации стратегий на практике 5.оценка и контроль выполнения стратегий. СК принципиально отличается от оперативного контроля. СК не интересует правильность осуществлений отдельных работ, функций и мероприятий, его интересует какой вклад, вносят они в достижении перспективных целей организации.
Виды СМ. Имеется 4 вида СМ, они взаимодополняемые. В хороших стратегиях присутствуют элементы всех 4 видов СМ: 1.управление путем выбора стратегических позиций. Нельзя привязывать новые стратегии уже накопленному потенциалу, так как его может оказаться недостаточным.
2.управление путем ранжирования стратегических задач. а)постоянное наблюдение за всеми тенденциями внешней среды; б)разделение всех задач по степени важности. Список задач и их приоритетность постоянно уточняются и обновляются.
3.управление по “слабым сигналам” – “сильные сигналы” – очевидные и конкретные проблемы, при этом характер проблем очевиден и действовать нужно немедленно. “Слабые сигналы” (неявные проблемы) . Менеджер должен определить уровень силы сигнала о проблеме, при котором он начинает действовать. Это скорее “слабый” нежели “сильный” сигнал.
4.управление в условиях стратегических неожиданностей. Условия возникновения стратегических неожиданностей: а)проблема возникает внезапно и вопреки всем ожиданием; б)проблема ставит новые задачи, несоответствующие прошлому опыту организации; в)ответные меры должны быть приняты очень срочно, но обычный порядок действий не позволяет это сделать. Нужно заранее составить сценарий поведения в гипотетически возможных проблемных ситуациях, о которых в данный момент вообще нет сигналов.
Способности необходимые менеджеру для осуществления СМ. Наличие у менеджера стратегического мышления является очень важным фактором умение руководить.
1)умение моделировать ситуацию, устанавливать закономерности между рыночным спросом, деятельностью конкурентов и способностью конкретных организаций удовлетворять потребности клиентов: частью стратегического мышления является умение анализировать; 2)способность выявлять необходимость изменений – данная способность реализуется по 2 направлениям: а)готовность менеджера, реагировать на тенденции, возникающие в отрасли; б)интеллект и творческие способности менеджера; 3)способность разработать конкурентную стратегию изменений в организации; 4)способность использовать в ходе стратегического преобразования надежные модели и методы.
3. Стратегический анализ внешней среды организации: анализ макроокружения, отраслевой анализ, анализ конкурентов, анализ потребителей.
Стратегический анализ внешней среды – выявление и уяснение факторов, находящихся вне сферы постоянного контроля организации; способных создать для нее угрозы и возможности, а также повлиять на ее стратегии. Возможности – положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к повышению объему производства и прибыли. Угрозы – отрицательные тенденции и явления внешней среды, которые при отсутствии реакции на них могут привести к понижению объема производства и прибыли.
Анализ макроокружения: 1)обнаружение признаков будущих возможных изменений; 2)прогнозирование будущих применений макросреды. результаты быстро устаревают. Макросферу принято анализировать по 4 основным направлениям, анализ которых принято называть STEP (PEST)- анализом: Политико-правовые факторы - под контролем и влиянием со стороны гос-ва. а) законодат-е и нормативное регулирование; б) экономическая политика; в) гос-я экономическая деят-ть; г) междунар-я политика.
Экономические факторы - изменениями в макроэкономике и их воздействием на организацию. Влияние экономических факторов связано с фиксальной политикой (управление доходами и расходами государства) и кредитно-денежной политикой (изменения основных экономических показателей: темпы экономического роста; уровень доходов в экономике; уровень производительности;
Социо-культурные факторы – они включают в себя социальную культуру и демографию. Социальная культура – ценности, отношения, которые определяют поступки и поведения людей. Демография – занимается изучением размера и состава демографии страны.
Технологические факторы – отражают технологические изменения, происходящие в товарах и услугах, технологиях, информации и связи, транспорта и сбыта.
Отраслевой анализ. Отрасль – группа предприятий, которая производит исходные товары, использует идентичную идентификацию, имеет аналогичные процессы производства и аналогичные каналы сбыта. Цели стратегического отраслевого анализа:
1.оценка привлекательности отрасли;
2.изучение динамики развития отрасли;
3.поиск возможностей, угроз и стратегических неопределенностей в отрасли;
4.определение ключевых факторов успеха в отрасли;
5.позиционирование конкретной организации в отрасли.
Основные направления стратегического отраслевого анализа:
1)реальный размер отрасли, 2)темпы роста отрасли и стадии ее жизненного цикла. 3)структура и масштабы конкуренции в отрасли, 5 сил конкуренции;
4)структура отраслевых издержек. 5) анализируются существующие в отрасли системы сбыта продукции и есть ли альтернативные возможности сбыта.
6)анализ основных тенденций развития отрасли в будущем.
7)выявление ключевых факторов успеха в отрасли 8)оценка общей привлекательности отрасли. Анализ конкурентов. Основными задачами стратегического анализа конкурентов является:
1.выявление существенных и потенциальных конкурентов;
2.выявление сильных и слабых сторон конкурентов;
3.прогноз будущих стратегических решений конкурентов;
4.предсказание реакций конкурентов на стратегию и действия данной организации;
5.определение влияния конкурентов на преимущество данной организации.
Выявить конкурентов можно с помощью двух основных способов:
I.определение конкурентов как стратегических групп.
II.определение конкурентов с позиции покупателей:
Анализ потребителей. Важным элементом внешнего стратегического анализа является анализ потребителей. Основными элементами анализа потребителей являются:
1.Сегментирование – определение групп покупателей, различным образом реагирующих на соперничающие стратегии. Критерии: 1)географические; 2)демографические; 3)психографические 4) поведенческие
2.Мотивы потребителей. фокус-группы, глубокие интервью, рассмотрение конкретных покупательских ситуаций, опросы покупателей дома и в магазинах. Анализ 1)Определение мотивов выбранного сегмента 2)Группировка и структурирование выявленных мотивов.
3)Оценка важности мотивов. 4)Выявление мотивов, которые могут повлиять на стратегию бизнеса. 3.Неудовлетворенные потребности. Это покупательские нужды, которые не удовлетворяются текущим товарным предложением.: а)исследование рынка с помощью индивидуальных или групповых интервью; б)правильное обращение с жалобами клиентов; в)структурный подход – составление списка возникающих в процессе приобретения и использования товара потенциальных проблем