Понятие и сущность стратегии предприятия. Эволюция задач стратегического менеджмента

Понятие и сущность стратегии предприятия. Эволюция задач стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Эффективность системы стратегического менеджмента определяется тем, что она
- обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;
- облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;
- обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали: - помогает справиться с изменениями и провести изменения;
- даёт возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;
- помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
- В каком положении предприятие находится в настоящее время?
- В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
- Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения - это управленческие решения, которые:
1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:

- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
- организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
- выход на новые рынки сбыта;

- приобретение, слияние предприятий и т. д.

эволюция задач стратегического менеджмента

Содержание и эволюция стратегического управления.

Можно выделить три этапа:

I этап. Период с 80-х гг 19 века по 30-е года 20 века. Эпоха массового производства. Она характеризуется отсутствием конкуренции, формированием структур, обеспечивающих однотипной продукцией с минимальными издержками. Условия осуществления бизнеса стабильны и предсказуемы, темпы изменения происходящих во внешней среде гораздо медленнее, чем реакция фирм. Все это определило отсутствие необходимости заглядывать далеко вперед, ограничиваясь оперативным управленим, ориентируясь на аналогию в прошлом.

II этап. Период с 30-х годов по 60-е годы 20 века. Называемой эпохой массового сбыта когд предложение дешевой продукции превышало спрос в условиях слабо возмущенной внешней среды, темпы изменения среды сравнимы в реакции фирмы. Рынок насыщается, появляется конкуренция, формируется концепция маркетинга, долгосрочное планирование, но будущее можно предсказать путем экстраполяции, тенденции прошлого.

III этап. С середины 60-х годов по настояәее время. Постиндустриалҗная эпоха, характеризуемая как “не имеюәая закономерностей” Главные факторы: обострение конкуренции; сильная изменчивость, неопределенность изменения параметров внешней среды; диверсификация и интенсификация производства, когда темпы изменений превосходят реакцию фирмы. здесь приходиться уделять внимание стратегическим вопросам – адаптации фирмы к изменениям внешней среды.

В настоящее время в связи с коренной перестройкой социально – политической и экономической системы в России, усложнением и повышением динамизма внешней среды, проблемы стратегического управления встали с особой остротой.

Основные принципы стратегического управления.

1. Принцип разумной целесообразности, который предполагает, что стратегическое управление имеет смысл только при постановке перспективных и реально достижимых целей.

2. Принцип обратной связи, предопределяющий зависимость стратегического управления от динамики внешней среды и состояния фирмы.

3. Принцип системности, обуславливающий взаимосвязь стратегического управления с другими видами управленческой деятельности.

4. Принцип последовательности, предусматривающий постепенное поэтапное достижение цели.

5. Принцип вариантности стратегических решений, говорящий о том, что всегда существует несколько вариантов достижения целей.

6. Принцип вероятности результатов, определяющий область допустимых значений поэтапных целевых результатов.

Решение любой стратегической проблемы в бизнесе или науке можно разбить на 4 этапа:

- осознание необходимости принятия стратегических решений;

- просчет вариантов возможных действий;

- оценка вариантов с точки зрения их привлекательности;

- выбор и реализация оптимального варианта.

Разработка стратегии.

Анализ показывает, что во многих российских компаниях серьезно стратегическое управление не поставлено. Для этого могут быть самые разные причины, к числу которых относятся в первую очередь следующие.

1. Высшее руководство не располагает полной информацией о состоянии дел в компании.

2. Старшие менеджеры находятся в плену своих представлений, искажающих реальное поло­жение компании. Используемые стереотипы не позволяют им правильно оценить обстановку.

3. Наделенные властью менеджеры, положение и статус которых зависит от характера страте­гии, стремятся сохранить сложившуюся ситуацию.

4. Высшее руководство занято решением преимущественно текущих задач, что не позволяет им думать о долгосрочной перспективе, развитии компании.

5. Успехи, достигнутые в прошлом, мешают менеджерам увидеть несоответствие стратегии сегодняшнему или завтрашнему положению вещей.

6. Изменение курса воспринимается как признание ошибочных действий в прошлом, в связи с чем возникает сопротивление, защита текущей стратегии.

7. Непонимание руководством источника благополучия компании, того, что является ее конку­рентным преимуществом.

Факторы, определяющие стратегию,– это совокупность внешних и внутренних переменных.

При выборе стратегии необходимо изучить и оценить всю совокупность факторов, как внут­ренних, так и внешних.

Внутренние факторы– сильные и слабые стороны компании, ее конкурентные преимущества, корпоративная культура, личные качества руководства.

Таким образом, к числу внутренних факторов относятся:

1. Сила и слабость компании, конкурентные возможности.

2. Личные устремления, философия бизнеса, этические принципы высшего руководства.

3. Общие ценности и корпоративная культура.

Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде орга­низации, ее сильных и слабых сторонах.

Внешние факторы– социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы; привле­кательность отрасли; уровень конкуренции; возможности компании и угрозы.

К числу внешних факторов относят:

1. Социальные, политические, гражданские регулирующие нормы.

2. Привлекательность отрасли и уровень конкуренции.

3. Возможности компании и угрозы.

Наряду с изучением угроз, возможностей, силы и слабости организации в рамках среды может быть использована идея составления ее профиля. Этот метод применим для составления профиля макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. Составление профиля среды позволяет оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Матрица Ансоффа

Матрица Ансоффа (матрица товар—рынок) — аналитический инструмент стратегического менеджмента, разработанный основоположником этой науки, американцем русского происхождения Игорем Ансоффом, и предназначенный для определения стратегии позиционирования товара на рынке.

Структура матрицы Ансоффа

Матрица Ансоффа представляет собой поле, образованное двумя осями — горизонтальной осью «товары компании» (подразделяются на существующие и новые) и вертикальной осью «рынки компании», которые также подразделяются на существующие и новые[1]. На пересечении этих двух осей образуются четыре квадранта:

  Существующий товар Новый товар
Существующий рынок Проникновение на рынок Развитие товара
Новый рынок Развитие рынка Диверсификация

Стратегии по матрице Ансоффа

Стратегия проникновения на рынок (существующий товар — существующий рынок)

Естественная стратегия для большинства компаний, стремящихся увеличить долю существующих товаров на соответствующем рынке. Расширение проникновения на рынок — это наиболее очевидная стратегия, её обычное практическое выражение — стремление увеличить продажи. Основными инструментами могут быть: повышение качества товаров, повышение эффективности бизнес-процессов, привлечение новых клиентов за счёт рекламы. Источниками роста продаж также могут быть: увеличение частоты использования товара (например, за счёт программ лояльности), увеличение количества использования товара.

Стратегия развития рынка (существующий товар — новый рынок)

Данная стратегия означает адаптацию и выведение существующих товаров на новые рынки. Для успешного осуществления стратегии необходимо подтвердить наличие на новом рынке потенциальных потребителей существующих продуктов. Варианты включают географическую экспансию, использование новых каналовдистрибуции, поиска новых групп потребителей, которые пока не являются покупателями товара.

Стратегия развития товара (новый товар — существующий рынок)

Предложение на существующем рынке новых товаров — стратегия развития товара. В рамках этой стратегии возможно выведение на рынок принципиально новых продуктов, усовершенствование старых, расширение линейки товаров (разнообразие). Такая стратегия типична для высокотехнологичных компаний (электроника,автомобилестроение).

Стратегия диверсификации (новый продукт — новый рынок)

Вывод товара принципиально нового типа на новый для компании рынок. Самая затратная и рискованная стратегия. Используется при исчерпании возможностей роста на существующих рынках, изменении конъюнктуры рынка, при уходе компании с существующего рынка, выгодных возможностях и высокой потенциальной выгоде захвата нового рынка.

«МакКинси» - «7S»

Эта модель представляет собой осмысления проблем, связанных с развитием или перестройкой организации. Эта модель не предлагает готовых вариантов стратегий, но позволяет осмыслить внутреннее положение организации, влияющих на её будущее.Авторы модели – Томас Питерс, Роберт Уотерман, Ричард Паскаль, Энтони Атос (эксперты компании – пришли к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой их которых требует соответствующего изменения остальных шести (все они начинаются с первой английской буквы S)

Стратегия управления

Навыки

Общепризнанные ценности

Структура организации

Системы

Персонал

Стиль менеджмента

Когда компания собирается изменить свою организацию, семь составляющих изменяются именно в приведенной последовательности.

На первом этапе определяется стратегия, которая разъясняет, на чем компания должна концентрировать свои усилия и знания, и какие согласованные действия нужно предпринять, чтобы добиться существенных конкурентных преимуществ.

На втором этапе рассматриваются сильные стороны организации, а также навыки (качество персонала) и разделяемые ценности, которые необходимо развить или приобрести, чтобы стратегия воплотилась в жизнь . Навыки следует развивать так,чтобы они обеспечили успех, а это накладывает на организацию столь жесткие требования, что она оказывается реально в состоянии развивать не более трех навыков. Эти навыки формируют новый облик компании и определяют изменения в других факторах. Общепризнанные ценности – главные обстоятельства, которые, по общему признанию, имеют решающее значения для выживания и успеха организации.

На третьем этапе следует выяснить, что требуется изменить в оставшихся пяти факторах, чтобы все перемены дали положительный результат:

В структуре организации – во взаимосвязях складывающихся между различными областями бизнеса отделами и подразделениями компании.

В системе (процессах организации) – в заведенном порядке процессах, выполнении различных видов работ.

В кадрах (штате) – в людях с определенными способностями и квалификацией.

В стиле менеджмента – в личной сигнальной системе менеджеров и исполнителей.

Цель – гармонизация всех семи составляющих между собой. Только так, по мнению создателей модели, можно завоевать сильные позиции на рынке обеспечить фирме конкурентное преимущество.

«GAP-анализ»

«GAP-анализ» (анализ разрывов) — метод стратегического анализа, с помощью которого осуществляется поиск шагов для достижения заданной цели.

Этапы проведения GAP-анализа

Определение текущего значения - на данном этапе собирается исходная доступная информация о имеющихся проблемах для последующего анализа.

Определение максимально доступного значения - утверждения, формулируемые в установках, должны быть максимально детальны и конкретны с одной стороны и с другой — соответствовать глобальным целям, глобальному видению.

Прогнозирование развития, разработка сценариев. Этот этап позволяет оценить все возможные преимущества, которые могут быть получены вследствие принятия тех или иных решений. Другими словами изучается «цена вопроса», т.е. происходит осознание размера эффекта от ликвидации разрывов и стоимость работ по ликвидации этих несоответствий.

Разработка набора планов (инициатив) по достижению. На этапе планирования подробно описывается комплекс мероприятий и инициатив по ликвидации избранных разрывов.

Отчётность

Понятие и сущность стратегии предприятия. Эволюция задач стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Эффективность системы стратегического менеджмента определяется тем, что она
- обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;
- облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;
- обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали: - помогает справиться с изменениями и провести изменения;
- даёт возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;
- помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
- В каком положении предприятие находится в настоящее время?
- В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
- Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения - это управленческие решения, которые:
1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:

- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
- организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
- выход на новые рынки сбыта;

- приобретение, слияние предприятий и т. д.

эволюция задач стратегического менеджмента

Наши рекомендации