Формы финансирования образовательной деятельности. Схема бюджетного финансирования образовательных услуг. Внебюджетная деятельность учреждений образования.
Основным видом ресурсов, выделяемых системе образования в России, являются средства бюджетов различных уровней (более 80%).
Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.
Финансирование осуществляется на принципах:
• плановости — средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
• целевой направленности — использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;
• безвозвратности — у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;
• выделения средств по мере их расходования;
• экономии — рационального расходования средств
Бюджетное финансирование
Исторически сложилось, что большая доля финансирования приходилась на финансирование из гос.бюджета:
Финансирование образования осуществляется в определенном порядке, на основе сметы и называется сметным финансированием. Сметное финансирование — это предоставление денежных средств из государственного и (или) муниципального бюджета для покрытия расходов учреждений на основании сметы — планового документа установленного содержания. Оно осуществляется в строгом соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений.
Смета бюджетного учреждения представляет собой составленный по установленной или принятой форме и утвержденный в установленном же порядке документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Установленные сметой затраты учреждения группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой классификационной статье — группе расходов.
Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:
• определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;
• планирование расходов бюджетов на образование;
• обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;
• обеспечение правильного расходования средств;
• обеспечение эффективного расходования средств
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
• Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
• Федеральное Собрание Российской Федерации (законодательная власть);
• Правительство Российской Федерации (исполнительная власть);
• Министерство финансов Российской Федерации;
• федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ве- дении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
• Федеральное казначейство, Государственный банк;
• образовательные учреждения федерального ведения (бюджетополучатели).
На уровне субъектов Российской Федерации:
• Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо);
• законодательные органы субъектов Российской Федерации (законодатель);
• правительства субъектов федерации;
• министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов федерации;
• министерства и ведомства субъектов федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, по науке и образованию и т. д.);
• казначейства, банки;
• образовательные учреждения ведения субъектов федерации (бюджетополучатели).
На муниципальном уровне:
• законодатели муниципального уровня;
• финансовые отделы;
• отделы народного образования;
• казначейства, банки, отделения банков;
• муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели).
Как видно из перечисленного, ” наборы“ участников финанси- рования на всех уровнях бюджетов очень похожи. Функции, реализуемые участниками процесса финансирования образования, представлены в табл. 6.1.
Разработка проекта бюджета по отрасли ” Образование“, представляющего собой сводную смету затрат по всем учреждениям системы образования страны, региона или отдельного муниципального образования в разрезе статей бюджетной классификации может осуществляться двумя основными способами
1. Разработка каждым учреждением системы образования проекта сметы с последующим свед´ением этих проектов в сводную смету;
2. Разработка общей сметы расходов по всей планируемой системе образования с последующей декомпозицией разработанной сметы по отдельным учреждениям.
Научный анализ выделяет три основных достаточно условных направления определения потребности в ресурсном обеспечении образования.
1. Социальное — определение потребности в ресурсах на основе прогнозирования и планирования контингентов и принятых социальных обязательств государства в сфере образования и сопоставление потребности с имеющимися возможностями для определения дополнительной потребности в ресурсах.
2. Экономическое — расчет нормы рентабельности образования путем сопоставления издержек и выгод образования (сравнение затрат и результата, выраженного в приросте национального дохода или ВВП, полученного за счет роста образовательного потенциала общества); упрощенно — сопоставления затрат на образование с приростом заработной платы получившего образование человека.
3. Расчетное — прогнозирование и расчет потребности экономики в рабочей силе и использование этой потребности в качестве исходного параметра для определения потребности образования в ресурсах. В настоящее время применяются в разных вариантах все три подхода
Основными исходными данными для расчета потребности в финансировании являются следующие:
• контингент студентов, учащихся, воспитанников;
• система оплаты труда работников образования;
• нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников, работников образовательных учреждений;
• материальная база образовательных учреждений: кубатура зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе и др.
Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности.