Запрет на ограничение прав местного самоуправления
Установленные Конституцией РФ и ФЗ № 131 права граждан на осуществление МСУ могут быть ограничены только ФЗ в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц МСУ для исполнения всеми расположенными на территории МО предприятиями, учреждениями и организациями, а также самими ОМСУ и гражданами. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность. Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами госвласти, их должностными лицами или органами МСУ, решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
Рассмотрение обращений органов и должностных лиц МСУ органами госвласти, государственными должностными лицами, организациями, к которым эти обращения направлены.
Гарантии финансово-экономической самостоятельности МСУ.
1) ОМСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью. При этом муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности
2) ОМСУ вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам госвласти, ОМСУ, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с ФЗ. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет.
3) ОМСУ могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению ВМЗ.
4) наличие муниципального бюджета является обязательным условием осуществления МСУ. ОМСУ формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
- органы госвласти обязаны передавать ОМСУ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных госполномочий (субвенций). Конституция РФ устанавливает такую гарантию МСУ, как право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами госвласти.
- ОМСУ устанавливают местные налоги и сборы
- МО вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном ПО МСУ в соответствии с требованиями ФЗ и иных НПА органов госвласти РФ
Судебная защита МСУ.
С заявлением о признании НПА противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться, в том числе, орган МСУ, глава МО, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке НПА нарушена их компетенция.
ОМСУ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании НПА недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному НПА, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ОМСУ не наделены правом обращения в Конституционный Суд. Однако не исключается защита средствами конституционного правосудия прав МО как территориальных объединений граждан.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются субъектом Федерации, в том числе и для рассмотрения вопросов соответствия актов ОМСУ конституции (уставу) региона.
50. Особенностиосуществленияместногосамоуправлениянатерриторияхсособымстатусом (городафедеральногозначения, закрытыеадминистративныетерритории, наукограды, приграничныетерритории).
В РФ существуют территории, на которых организация МСУ требует особых условий. Обусловлено это может быть спецификой социальной, коммунальной или иной инфраструктуры, особым режимом обеспечения государственной тайны, необходимостью установления разрешительного порядка нахождения на определенной территории или необходимостью создания определенных условий для активного развития той или иной территории РФ.
Для Москвы, города федерального значения - как субъекта РФ, установлены определенные особенности в организации МСУ. Территориальными единицами Москвы являются районы, входящие в состав одного из 9 административных округов. В административных округах осуществляют свою деятельность органы исполнительной власти Москвы - префектуры, в районах - органы МСУ. Помимо этого в состав Москвы могут входить территории, примыкающие к границам города, и территории, находящие на территории другого субъекта РФ - Московской области. К ОМСУ в Москве относятся представительный ОМСУ - муниципальное Собрание; исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет; другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Уставом МО. МСУ в Санкт-Петербурге осуществляется на всей его территории в границах территорий городов, поселков, МО Санкт-Петербурга. Административно-территориальными единицами Санкт-Петербурга являются районы. При этом в состав районов входят внутригородские МО - муниципальные округа, города и поселки. В 18 районах Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность исполнительные органы госвласти Санкт-Петербурга - администрации районов Санкт-Петербурга. А жители города осуществляют свое право на МСУ в МО, располагающихся в границах районов. Всего на территории Санкт-Петербурга создано 111 МО. ОМСУ в городе Санкт-Петербурге являются муниципальный совет, состоящий из депутатов, избираемых населением; глава МО (муниципального округа, города, поселка); местная администрация; контрольный орган Специфику организации МСУ в городе Санкт-Петербург, как и в городе Москве, обусловливает то, что перечень ВМЗ определяется законами Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, а местные налоги и сборы устанавливаются специальными законами указанных субъектов Федерации. Органы госвласти городов федерального значения также самостоятельно могут производить передачу ОМСУ имущества исходя из перечня ВМЗ, установленных для этих МО законами указанных субъектов РФ.
В настоящее время в РФ создано 43 закрытых административно-территориальных образования. В закрытых ЗАТО МО могут создаваться только в статусе городских округов. Поскольку в пределах ЗАТО могут располагаться промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, то для таких территорий должен быть установлен особый режим безопасного функционирования и охраны гостайны, в том числе, специальные условия проживания граждан. Органов МСУ ЗАТО могут наделяться дополнительными полномочиями. Особенностью исполнения управленческих функций ОМСУ в ЗАТО является и то, что они могут выступать заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе, на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории. В ЗАТО может быть установлен особый режим использования земель. В доходы бюджета ЗАТО должны зачисляться все налоги и другие поступления с его территории. Дефицит бюджета ЗАТО может покрываться субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в особом порядке. Особым видом муниципальных образований являются наукограды РФ, создающиеся со статусом городских округов.
Статус наукограда РФ МО может быть присвоен Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до 25 лет. Это обязательно должно быть МО с градообразующим научно-производственным комплексом, т.е. совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Такое МО развивается на базе специально разработанной федеральной целевой программы развития наукограда РФ.
Особенности осуществления МСУ на приграничных территориях определяются законом О Госгранице РФ. На ОМСУ приграничных территорий возлагаются дополнительные полномочия. По предложениям ОМСУ поселений в пограничную зону могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. ОМСУ вправе предоставлять земельные участки для нужд защиты Госграницы, осуществлять контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства РФ об охране окружающей природной среды.