Сущность, функции и классификация налогов

Согласно НК PФ: «под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Согласно ст. 8 НК РФ «под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Налогообложение- это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Первый признак налога - императивность(предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции.

Второй признак - смена собственника.Через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов - безвозвратность(налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность(плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями; органами государственного арбитража; нотариальными органами; отделами виз и регистрации; органами загс и другими органами.

К важнейшим элементам налога относятся:

Субъект налога(налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога- юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит его субъекту налога, а не государству. Классический пример: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога - покупатель товара.

Объект налога- доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Налоговая база - денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога- доход субъекта налога. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения- часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в РФ – это налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу - гектар, сотка.

Ставка налога- размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога- сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период- время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.

Налоговая льгота- снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.

1. Кадастровый, т. е. на основе кадастра - реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т. д.). Этот способ, основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.

2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие уисточника выплаты дохода. Пример - исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в РФ главный бухгалтер песет уголовную и административную ответственность за полноту своевременность удержания и уплаты налога).

3. Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъектом и представления им декларации обо всех полученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в декларации величин объектов обложения действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.

4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (например, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).

5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств (отменены)).

6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, единый налог на вмененный доход предприятий).

Сущность и содержание налогов проявляется в их функциях. Выделяют следующие функции :

Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Контрольная функция - создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Распределительная функцияявляется необходимым дополнением контрольной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функцияприобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

1. Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот, цель которых - сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия - налоговая льгота, направленная па выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а расходами налогоплательщика, т.е. плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты выступают в следующих формах:

- снижение налоговой ставки;

- сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период – «налоговые каникулы»);

- возврат ранее уплаченного налога или его части;

- отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестиционный налоговый кредит);

- зачет ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

2. Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их во влечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность (налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог).

Социальная функция - обеспечивает защиту конституционных прав граждан. Справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги. Справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу конкрет­ных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты.

Классификация налогов

1. По видам налогоплательщиковналоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

2. В зависимости от механизма изъятияразличают:

- прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.), которые взимаются непосредственно с налогоплательщика.

- косвенные (на обращение и потребление), которые в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

3. По объекту обложениявыделяют налоги:

- с дохода;

- с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);

- за выполнение определенных действий (на сделки купли-продажи, займа и др.);

- рентные (ресурсные);

- на потребление;

- на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

4. По порядку отражения в бухгалтерском учетевыделяют налоги:

- относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги;

- относимые на себестоимость (издержки) продукции;

- относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц);

- уплачиваемые за счет чистой прибыли.

5. По динамике налоговых ставокразличают следующие виды налогообложения:

Равное, когдадля каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положен налогоплательщика.

Пропорциональное - для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т.е. налог уплачивается сообразно средствам каждого (13% от доходов физических лиц).

Прогрессивное - налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

- простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется возрастающая сумма налога;

- простая относительная прогрессия, при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаются определенные размеры, но для каждого разряда определяются различные ставки;

- сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы.

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение, которое в большей степени ущемляет малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

6. По характеру использованияможно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

7. По периодичности взиманияналоги могут быть регулярными и нерегулярными.

8. В зависимости от уровня органа государственной власти,который устанавливает налог и распоряжается им, выделяют следующие налоги и сборы:

1. Федеральные: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на воду, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина (всего девять).

2. Региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

3. Местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Кроме указанной классификации, в налоговой системе РФ особо выделены специальные налоговые режимы (раздел VII НК РФ):

1) Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый с/х налог – ЕСХН);

2) Упрощенная система налогообложения (УСНО);

3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Наши рекомендации