Этапы процесса принятия решений

1. Диагноз проблемы включает такие подэтапа: - выявление и описание проблемной ситуации (осознание и выражение в любой форме противоречия между переменным характером воздействия внешней и (или) внутренней среды на организацию и возможностями организации обеспечить достижение в этих условиях своей цели); - постановка цели решение проблемной ситуации (определение желаемого конечного результата решения проблемной ситуации); - идентификация критериев принятия решения (определения признаков, на базе которых будет проводиться оценка решения проблемной ситуации).

2. Накопление информации по проблеме: сбор и обработка различных данных, имеющих отношение к проблемной ситуации, которая рассматривается, и качество решения проблем зависит от качества информации о ней; объективность - полнота, точность, уверенность и непротиворечивость информации; лаконичность - краткость и четкость изложение информации; актуальность - соответствие информации объективным потребностям; своевременность - способность удовлетворить потребность в информации в пригодный для выполнения срок; коммуникабельность - способность информации быть понятной для субъекта и объекта управления; наглядность - очевидность, основанная на показе информации.

3. Разработка альтернативных вариантов означает разработку, описание и составление перечня всех возможных вариантов действий, обеспечивающих решение проблемной ситуации. В процессе разработки альтернатив с целью ограничения их количества необходимо учитывать следующие требования к ним: взаемовиключнисть - исходит из определения категории "принятие решения", т.е. выбор возможен лишь в случае альтернатив; обеспечения одинаковых условий описания альтернатив, - для этого необходимо их описывать в одних и тех же условиях: ресурсных, временных.

4. Оценка альтернативных вариантов - проверка каждой альтернативы по критериям: реалистичность - возможность ее осуществления вообще с учетом окружающих обстоятельств, независимых от самой организации; задовильнисть - т.е. соответствие возможностям организации; приемлемость последствий реализации.

5. Принятие решения - выбор альтернатив и выбор лучшей альтернативы на основании критериев, идентифицированных на первом этапе оформления решения.

6. Доведение решений до исполнителей - передача содержания решения точно по адресу, согласно должностным обязанностям, проверка понимания полученной информации, при необходимости - изменение полномочий.

7. Совместное организационное планирование выполнения управленческого решения (УР), согласованности и взаимодействия исполнителей - разработка планов-графиков выполнения работ, определенных для исполнителей УР, с привлечением последних.

8. Выполнение решения - осуществление действий, предписанных исполнителям УР, выполнение разработанных оперативных, организационных планов с применением систем стимулирования.

9. Контроль - разработка механизма промежуточного и финального контроля, обеспечивающей менеджеров необходимой информацией о ходе выполнения УР.

10. Анализ результатов и оценка эффективности - сопоставление целей, сформулированных в УР с полученными результатами, анализ причин успеха (неудачи) и накопления опыта

МОДЕЛИ принятия решений

В теории управления существуют три основные модели принятия решений: классическая модель; поведенческая модель; иррациональная модель.

Классическая модельопирается на понятие "рациональности" в принятии решений. Предполагается, что лицо, принимающее решения должна быть объективной и логичной, иметь четкую цель, и все действия в процессе принятия решений направлять на выбор наилучшей альтернативы. Итак, основные характеристики классической модели следующие: принимающий решение имеет четкую цель по принятию решения; принимающий решение имеет полную информацию относительно сложившейся ситуации; принимающий решение имеет полную информацию относительно возможных альтернатив и последствий их реализации; принимающий решение имеет рациональную систему благоустройство преимуществ в иерархии важности; цель принимающего решение всегда заключается в том, чтобы сделать выбор, который делает максимальным экономическую выгоду организации.

Действовать согласно представленной моделью возможно в условиях наличия полного массива информации, достаточно проблематично на практике. Кроме того, значительное влияние на принятие решений оказывают субъективные факторы, которые в полном объеме учитываются в поведенческой модели.

Поведенческая модель имеет следующие основные характеристики: принимающий решение имеет неполную информацию относительно ситуации принятия решения; принимающий решение имеет неполную информацию относительно возможных альтернатив; принимающий решение не имеет возможности предвидеть последствия реализации каждой возможной альтернативы.

Иррациональная модель базируется на предположении, что лица, принимая решения в большинстве иррациональные в этом процессе. Этот подход утверждает, что решение принимается еще до того, как исследуются альтернативы. Используется такая модель чаще в случаях, касающихся принципиально новых, сложно решаемых и чрезвычайных решений, а также тогда, когда менеджер или группа менеджеров имеет достаточно власти для принятия решения

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В научной литературе существует также несколько различных подходов к классификации методов обоснования управленческих решений. Количественные методы применяются в тех случаях, когда факторы, влияющие на выбор решения, можно оценить количественно. Качественныеметоды используются тогда, когда факторы, определяющие принятие решения, не поддаются количественной характеристике и не могут быть измерены. Аналитические методы характеризуются тем, что устанавливают аналитические зависимости между условиями выполнения задачи (факторами) и его результатами (принятым решением). К аналитическим относится группа методов экономического анализа деятельности фирмы.

ПРОЦЕС КОМУНИКАЦИИ

В теории управления коммуникации рассматриваются как средство, сочетающее в одно целое все организационные действия. С помощью коммуникации: приобретает смысл трафика; реализуются цели организации; осуществляются изменения; регулируется поведение рабочих.

В узком смысле под коммуникацией понимается обмен идеями, мыслями, чувствами между двумя или большим числом людей. Следует иметь в виду, что сам факт обмена информацией еще не является свидетельством коммуникации том, что информация, которая передается, может быть непонятной для того, кто ее получает. С этой точки зрения, в теории управления под процессом коммуникации понимается процесс обмена информацией между двумя или большим числом людей, обеспечивающей их взаимопонимание.

Из определения следует, что для осуществления процесса коммуникации необходимы 4 условия : наличие минимум двух человек: отправителя - человека, генерирующей информацию, которая предусмотрена для передачи; получателя - лица, для которого предусмотрена информация передается; наличии сообщения , т.е. закодированной с помощью любых символов информации, предусмотренной для передачи; наличии канала коммуникации, то есть средства, с помощью которого будет передана информация; наличии обратной связи, т.е. передачи обратно отправителю сообщение о том, как он воспринял полученную информацию

Елементи процесу комунікації – Отправитель-сообщение- канал-получатель.

Отправитель- генератор идей который собирает и передает информацию.

Сообщение – информация закодированая в символах.

канал – способ передачи ин формации.

получатель- личность которой адресована информация.

В процессе коммуникации можно выделить следующие этапы: формирование концепции обмена информацией; кодирование и выбор канала, передача сообщения через канал; декодирования; осознание содержания идеи отправителя обратной связи.

1. мотивация

2. маслоу

3. МАК –КЛЕЛЛАНДА

4. Герцберга

5. Теория ожиданий В. Врума

6. Теория справедливости С. Адамса

7. Модель Портера-Лоулера

8. Теория материального стимулирования работы

9. Трудовая и статусная мотивация персонала

10. конроль

11. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ

12. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ

13. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

14. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

15. МОДЕЛИ принятия решений

16. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

17. ПРОЦЕС КОМУНИКАЦИИ

Наши рекомендации