Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Оренбургской области
Структура доходов консолидированного бюджета Оренбургской области
существенно отличается от общероссийской динамики бюджетов субъектов
РФ, прежде всего, за счет значительно меньшей и снижающейся доли безвоз-
мездных перечислений от бюджетов других уровней (таблица 2). Оренбургская
область после пересмотра в 2001 г. методики предоставления трансфертов не
получает дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, сохра-
няя свой статус региона-донора. Кроме того, для доходов бюджета области ха-
рактерно наличие безвозмездных перечислений, получаемых от ТНК-ВР, рабо-
тающей на территории региона, в соответствии с заключаемыми ежегодно со-
глашениями. Это позволяет отчасти компенсировать снижение доли налога на
прибыль организаций, обусловленной действием трансфертных цен в верти-
кально интегрированной компании.
Налог на доходы физических лиц занимает значительно меньший удель-
ный вес в налоговых доходах бюджета Оренбургской области в сравнении со
среднероссийскими показателями. Причем, эта картина сохраняется на протя-
жении всех четырех лет. Одной из причин такой динамики является наличие
большой задолженности организаций по заработной плате.
Таблица 2 - Структура доходов консолидированного бюджета Оренбургской
области
В процентах
Группы доходов 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год
Налоговые доходы,
в том числе: 85,97 80,54 82,24 84,64
Налог на прибыль (доход) пред-
приятий и организаций 35,93 29,92 22,92 20,84
Налог на доходы физических
лиц 17,24 27,0 28,60 28,95
Акцизы 1,04 1,95 2,10 8,66
Налоги на имущество 7,22 10,63 10,43 9,38
Платежи за пользование при-
родными ресурсами 15,54 20,72 19,92 23,56
Неналоговые доходы 2,73 4,27 4,65 5,30
Безвозмездные перечисления от
других бюджетов бюджетной
системы
5,36 8,71 9,15 8,36
Всего доходов 100,0 100,0 100,0 100,0
В налоговых доходах бюджета области существенно более значима, по
сравнению со среднероссийскими показателями роль платежей за пользование
природными ресурсами. Однако поэтапная централизация налога на добычу
полезных ископаемых в виде углеводородного сырья приведет, начиная с 2004
года, к снижению его роли в доходах бюджета области.
В доходах консолидированного бюджета доля местных бюджетов в тече-
ние рассматриваемого периода ежегодно изменялась: 40 % - в 2000 г., 61,5 % - в
2001 г., 51 % - в 2002 г., 60 % - в 2003 г. В целом прослеживается нарастающая
динамика, но при сокращении самостоятельности местных бюджетов и увели-
чении доли безвозмездных перечислений из бюджета области.
В налоговых доходах местных бюджетов наиболее заметна тенденция
снижения роли местных налогов и сборов, доля которых в налоговых доходах
уже в 2002 году оказалась менее 1 % и становится все более символической
(таблица 3). Но одновременно увеличивается роль регулирующих налогов, сре-
ди которых наиболее существенны поступления от налога на доходы физиче-
ских лиц, платежей за пользование природными ресурсами и налога на при-
быль. В налоговых доходах местных бюджетов Оренбургской области присут-
ствует характерная особенность, несвойственная среднероссийским показате-
лям – значительная и растущая доля платежей за пользование природными ре-
сурсами.
Таблица 3 - Структура доходов бюджетов муниципальных образований Орен-
бургской области
В процентах
Группы доходов 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год
Налоговые доходы,
в том числе: 78,4 68,91 65,47 67,83
Налог на прибыль (доход) пред-
приятий и организаций 15,53 22,41 16,72 18,56
Налог на доходы физических лиц 31,79 35,79 40,81 40,15
Акцизы 1,26 2,77 4,33 4,07
Налоги на имущество 9,39 10,31 10,99 9,23
Платежи за пользование природ-
ными ресурсами 5,25 14,18 18,72 21,42
Местные налоги и сборы 26,13 6,71 0,91 0,61
Неналоговые доходы 2,72 3,5 4,92 5,87
Безвозмездные перечисления,
из них: 18,88 27,59 29,61 26,3
от других бюджетов бюджетной
системы 18,88 25,04 29,19 25,6
Всего доходов 100,0 100,0 100,0 100,0
В целом же, несмотря на сохранение областью своего статуса региона-
донора, сбалансированность областного и местных бюджетов достигается за
счет привлечение бюджетных ссуд. Для Оренбургской области эта практика
стала типичной с 2001 года, когда выявилась проблема сокращения налоговой
базы вследствие установления трансфертных цен крупнейшими налогопла-
тельщиками, расположенными на территории области. В 2001-2003 г.г. область
получала бюджетные ссуды из федерального бюджета, предоставляя, в свою
очередь, ссуды местным бюджетам. Начиная с 2002 года, в структуре расходов
консолидированного бюджета Оренбургской области произошли существенные
изменения, в целом типичные для всех регионов: сократилась доля расходов на
экономику (таблица 4).
Наиболее значимыми расходами консолидированного бюджета Орен-
бургской области являются образование, здравоохранение и физическая куль-
тура, социальная политика, жилищно-коммунальное хозяйство и дорожное хо-
зяйство. Причем, увеличение их доли в расходах бюджета существенно – от 43
% в 2000 г. до 68 % в 2003 г., что в значительной мере связано с ухудшением
сбалансированности бюджета, вызвавшим сокращение расходов на экономику.
Значительная доля расходов бюджета на производственный сектор в 2000-2001
г.г явилась следствием поступления средств от продажи государственного па-
кета акций нефтяной компании «ОНАКО», находившейся на территории облас-
ти. В 2002-2003 г.г. структура расходов консолидированного бюджета области
приблизилась к среднероссийским показателям.
Таблица 4 - Структура расходов консолидированного бюджета Оренбургской
области
В процентах от всех расходов
Направление расходов 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год
Государственное управление и ме-
стное самоуправление 4,76 7,33 7,59 7,37
Судебная власть 0,05 0,21 0,22 0,2
Правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности государ-
ства
2,19 3,09 3,4 3,25
Промышленность, энергетика и
строительство 9,06 9,98 5,4 6,02
Сельское хозяйство и рыболовство 18,45 7,14 3,23 2,96
Транспорт, дорожное хозяйство,
связь и информатика 3,72 4,24 1,68 1,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 13,24 10,46 8,87 8,91
Образование 17,84 22,67 26,25 25,9
Культура, искусство, кинематогра-
фия 1,97 2,3 2,56 2,58
Средства массовой информации 0,28 0,35 0,48 0,46
Здравоохранение и физическая
культура 17,13 20,16 21,61 20,99
Социальная политика 5,49 8,78 9,76 8,4
Дорожное хозяйство - - 8,94 9,7
Прочие расходы 5,92 3,29 - 1,66
Всего расходов 100,0 100,0 100,0 100,0
Динамика распределения расходов между областным и местными бюд-
жетами повторяет изменение между ними структуры доходов: Если в 2000 г.
только 34 % расходов финансировалась из местных бюджетов, то в 2003 г. –
60 %. Несбалансированность и кредиторская задолженность местных бюджетов
в области имеет место. Для финансирования дефицита местных бюджетов, как
правило, привлекаются банковские кредиты, что еще более усугубляет пробле-
му их сбалансированности.
Структура расходов местных бюджетов области (таблица 5) отражает те-
кущее распределение ответственности между уровнями власти. Расходы на до-
рожное хозяйство практически полностью сосредоточены на региональном
уровне, его роль преобладает в финансировании расходов на социальную поли-
тику и здравоохранение. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, обра-
зование, культуру преимущественно финансируются из местных бюджетов.
Таблица 5 - Структура расходов бюджетов муниципальных образований Орен-
бургской области
В процентах от всех расходов
Направление расходов 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год
Государственное управление и
местное самоуправление 5,83 8,64 9,17 8,83
Правоохранительная деятель-
ность и обеспечение безопасно-
сти государства
0,29 0,33 0,38 0,23
Промышленность, энергетика и
строительство 0,2 6,52 3,86 4,98
Сельское хозяйство и рыболов-
ство 2,07 7,22 3,89 2,93
Транспорт, дорожное хозяйство,
связь и информатика 4,34 2,87 2,03 2,14
Жилищно-коммунальное хозяй-
ство 26,45 16,8 14,4 14,58
Образование 30,34 33,91 40,52 40,68
Культура, искусство, кинемато-
графия 2,76 2,72 3,11 3,12
Средства массовой информации 0,12 0,1 0,11 0,13
Здравоохранение и физическая
культура 21,48 15,15 15,33 15,24
Социальная политика 3,29 2,57 6,37 5,32
Прочие расходы 2,83 3,17 0,83 1,82
Всего расходов 100,0 100,0 100,0 100,0
Взаимоотношения финансовых органов муниципальных образований с
финансовым управлением администрации области способствуют проведению
единой финансовой, бюджетной и налоговой политики. Но, как и в любом ре-
гионе, в Оренбургской области есть муниципальные образования с различным
налоговым потенциалом, что требует перераспределения финансовых ресурсов
через вышестоящий бюджет. Более того, состав муниципальных образований
Оренбургской области по их территориальному формированию неоднороден.