Барьеры в логистической цепи
Обычно фирма входит в многие цепи поставок и трудно определить, что нужно сделать: сгруппировать или разъединить их. Производитель пищевых продуктов продает свой товар в продовольственные сети, учреждениям, специализированным фирмам (которые могут использовать продукты, например, в подарочных наборах) и промышленным предприятиям (которые используют эти продукты в качестве ингредиентов при производстве другого продукта). Можно также отправлять продукцию на экспорт, когда в каждую отдельную страну она будет поступать по уникальной цепи или каналу. Покупатели в каждой цепи имеют собственные надежды и ожидания. Компетентность в области продаж также может быть разной. При продаже продукции другому производителю необходимы специальные знания своего продукта, а при продаже зарубежным клиентам необходимо знание законодательства по поводу экспортно-импортных операций.
Отдельно взятая фирма сама выбирает, какой частью цепи она хочет владеть, а также определяет (обычно на договорной основе), в какой степени она хочет контролировать другие звенья цепи или ее участников. Одной из крайностей является фирма, интегрированная по вертикали; например, компания Ford Motor в 1920-х годах владела лесами и сталелитейными заводами и жестко контролировала своих дилеров. Другой крайностью является пивоваренная компания Pete's Wicked Ale из Северной Калифорнии. Эта компания отдала на откуп другим все аспекты производства, распределения и рекламы в своей сфере. Собственно, компания состоит из небольшой группы менеджеров и функционирует как "виртуальное предприятие". Большинство фирм находятся между этими двумя крайностями, выполняя некоторые логистические функции и перекладывая другие на поставщиков или клиентов.
До этого момента мы рассматривали три стороны — производителя, оптовика и розничного торговца — как независимые фирмы. Но это меняется. Сейчас уже некоторые фирмы выполняют все три функции; одной из причин интеграции организаций является стремление к экономии, которая достигается за счет устранения некоторых посредников.
Скоординированную группу участников, действующих сообща для облегчения процессов обмена, называют "сверхорганизацией". Различные фирмы, участвующие в работе цепи, зависят одна от другой и, как правило, имеют общие цели, такие как высокий уровень обслуживания клиента или удовлетворения его потребностей. Все участники цепи должны тесно сотрудничать в атмосфере доверия и свободно обмениваться информацией. Только в этом случае сверхорганизация сможет достичь успеха в современных условиях жесткой конкуренции.
Как утверждают профессора Луис Штерн и Адель Эль-Энсари, сверхорганизация имеет шесть отличительных признаков.
1. Разделение функций между ее членами.
2. Взаимозависимость в отношении выполняемых задач.
3. Наличие системы общения и критерия оценки коммуникативности.
4. Сложная структура.
5. Сотрудничество в достижении общих целей.
6. Четко определенная иерархия подчинения или авторитарная система.
Если сверхорганизация способна преодолеть внутренние барьеры и разногласия и работать слаженно и организованно, она может занять прочное положение на рынке, потеснив своих конкурентов. Причем конкурентам, не обладающим преимуществами сверхорганизации, будет трудно достичь того же уровня. Превосходное управление цепью поставок может создать также значительное преимущество для клиентов фирмы.
Можно смело утверждать, что 99% решений, принимаемых в рамках цепи, касаются повторяющихся закупок; т.е. многие действия не являются новыми; это либо точное повторение, либо повторение с незначительными изменениями того, что делалось вчера или на прошлой неделе. Причем во многих операциях большую роль играет добрая воля. Люди предпочитают вести дела с теми, кто им нравится.
Это особенно справедливо сегодня, когда сотрудничество строится на основе партнерства,а не на антагонистических отношениях между продавцами и покупателями. Все предпочитают думать о вознаграждении за "хорошее" поведение, а не о наказании за "плохое".
Отметим барьеры на пути внедрения методов управления цепью поставок:
· традиции,
· организационные недостатки,
· правовые аспекты,
· разобщенные системы управления.
Традиционно управление и контроль цепи поставок осуществлялись раздельно по отдельным функциям. Цели управления и деятельность в рамках каждой из этих функций находятся в непреходящем конфликте. Например, "владение" и управление запасами товаров осуществляются разными сторонами.
Существуют также проблемы, не связанные с эффективностью. Например, фирма не хочет всецело зависеть от одного источника поставки. В 1993 году пожар на японской фабрике по производству пластмассы уничтожил это предприятие, которое поставляло 90% пластмассовых покрытий, использующихся при изготовлении микрочипов в Японии. В результате такие фирмы-производители, как Mitsubishi, NEC, Hitachi, Matsushita и Sony были вынуждены срочно искать новых поставщиков за пределами страны, чтобы воссоздать цепь поставок и предотвратить срыв поставок своим клиентам.
Многочисленные исследования, проведенные в начале 1990-х годов, выявили тенденцию медленного, постепенного принятия многих интеграционных инструментов. Информация, собираемая в точках розничной торговли (в контрольно-кассовых пунктах), часто оказывалась слишком объемной для того, чтобы ее можно было эффективно обработать. Но, последние достижения в обработке данных начали придавать порядок и смысл этому грандиозному источнику информации. В начале XXI века система штрихового кодирования распространилась практически по всему миру. Теперь индустриальные лидеры начали использовать более современные схемы маркировки, содержащие больше информации, чем знакомые коды в виде "зебры".
Расширилась зона действия EDI; фирмы сообщают, что 70—80% заказов они получают через EDI. Фармацевтические компании, производители и розничные магазины одежды, а также индустрия продовольственных товаров существенно изменились в 90-х годах после внедрения современных сложных методов управления цепью поставок. "В отчете об исследованиях, проведенных в 1995 году экспертами управления цепью поставок из компании А. Т. Kearney, говорилось, что фармацевтические компании — лидеры в управлении цепью поставок, заработали на 18% больше, чем другие компании".
Несколько десятилетий назад многие сети поставок, которые существуют сегодня, шли бы вразрез с некоторыми антимонопольными законами. Долговременные обязательства подавляют конкуренцию, так как усложняют другим выход на рынок. Хотя мировой политический климат по отношению к бизнесу изменился в сторону более глубокого сотрудничества между фирмами, все же, прежде чем входить сегодня в некоторые подобные структуры, целесообразно получить юридическую консультацию.
Лекция 2. Стратегии в логистических каналах.