Общая характеристика бухгалтерского учета и его роль в управлении предприятием. Организация бухгалтерского учета с использованием АРМ
Переход экономики Украины к рынку ведет к значительному возрастанию роли бухгалтерского учета и отчетности. Это связано с расширением круга субъектов, принимающих инвестиционные и другие хозяйственные решения и опирающихся на данные бухгалтерского учета.
Одно из ведущих мест в управлении современным предприятием принадлежит бухгалтеру. Он не только отвечает за ведение бухгалтерских счетов, но и осуществляет большую работу по планированию, контролю, оценке и анализу хозяйственной деятельности предприятия, по разработке управленческих решений.
Процесс управления неразрывно связан с экономической информацией. Экономическая информация в зависимости от отношения к функциям управления подразделяется на учетную, плановую, технологическую, оперативно-техническую.
Бухгалтерский учетявляется основным видом учета на предприятии, поскольку он представляет собой систему сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации многообразных средств и хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет регистрирует весь ход хозяйственных процессов. Это необходимо для систематизации и получения полного представления о них за определенные отрезки времени. Регистрация первичных хозяйственных операций осуществляется на основании первичных документов, которые охватывают все хозяйственные операции, придают учету доказательную силу, позволяют осуществлять контроль, получать полные, достоверные и обоснованные сведения.
Бухгалтерский учет представляет собой систему выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации в стоимостной оценке о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.
В данном определении отражены основные этапы учетного процесса (выявление, измерение, регистрация, накопление, обобщение, хранение и передача пользователям) и основные отличия бухгалтерского учета от статистического.
В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет является информационной системой, которая представляет собой важнейший элемент экономики, связывающий воедино как частные, так и государственные организации. Бухгалтерский учет позволяет предоставлять информацию, необходимую для принятия хозяйственно-финансовых решений в частном секторе и политических решений — в государственном.
Итак, целью ведения бухгалтерского учета является предоставление пользователям для принятия решений полной, достоверной и беспристрастной информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.
В настоящее время предприятиям необходима автоматизированная система учета на базе современных средств вычислительной техники, которая позволяет обеспечить: полное и своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователей; выполнение контрольных и аудиторских задач с целью получения необходимой информации об имеющихся отклонениях; получение автоматизированным путем готовых компьютерных управленческих решений.
К основным методологическим принципам автоматизации бухгалтерского учета на базе АРМ бухгалтера (АРМБ), призванным обеспечить единство приемов (способов) разработки и функционирование ее как единой системы, необходимо отнести: децентрализованную организационную форму эксплуатации средств автоматизации в местах возникновения учетной информации, непосредственно в бухгалтериях и других службах; использование функционального содержания автоматизированной формы бухгалтерского учета, директивных указаний по вопросам его организации и методологии, обеспечивающих единую методологическую основу его ведения; автоматизацию составления документов первичного учета на бумажном и машинных носителях на участках и службах с массовым характером возникновения хозяйственных операций; создание автоматизированных рабочих мест бухгалтера с полностью автоматизированной системой расчетов и отображением информации с предложениями о принятии управленческих решений.
Концепция децентрализованной обработки учетной информации нашла отражение в широком и массовом создании АРМБ различных категорий.
АРМ бухгалтера является массовым средством автоматизации труда персонала, занятого учетом, и представляет собой функциональную специализированную человеко-машинную систему, включающую программно-технический комплекс, информационное и дополнительное инструктивно-методическое и организационно-технологическое обеспечение, обеспечивающую конечному пользователю автоматизированное выполнение операций и автоматизацию управленческих функций учетного процесса.
Основная концепция построения АРМБ заключается в децентрализованной автоматизированной обработке информации на рабочих местах учетного работника, создании персональных баз данных, знаний, целей, локальных, глобальных сетей АРМБ на базе персональных ЭВМ и интеллектуальных терминалов.
Безбумажная технология функционирования позволяет использовать АРМБ для решения оперативных вопросов в реальном масштабе времени.
АРМБ является структурной составляющей автоматизированных систем управления, персональным средством для планирования, управления, учета, контроля, обработки данных, подготовки и принятия решений. АРМБ -элемент системы автоматизации бухгалтерского учета, все обеспечивающие подсистемы которой согласованы между собой. С учетом эргономических требований создаются АРМБ, которые обеспечивают комфортные условия труда.
Распределенная система обработки данных в условиях функционирования АРМ бухгалтера строится по функциональным признакам АРМБ с выделением следующих трех уровней управления:
- высшего (АРМ бухгалтера III категории) — управления на уровне предприятия;
- среднего (АРМ бухгалтера II категории) — управления на уровне участков учета;
- низшего (АРМ бухгалтера I категории) — непосредственного управления деятельностью цеха, участка, бригады, склада, кладовой, отдела и т.д.
Три уровня системы управления охватывают всю совокупность проблем по учету, контролю, аудиту и анализу хозяйственной деятельности.
АРМБ I категории предназначено для формирования и подготовки первичной информации, которая формируется непосредственно на местах возникновения информации (в цехах, складах и т.д.), а также решения необходимых задач по структурным подразделениям.
АРМБ II категории предназначено для контроля прохождения первичной информации, организации регламентных и запросных учетных, контрольных и аналитических задач.
АРМБ III категории предназначается для анализа работы структурных подразделений и предприятия в целом, обобщения сводных данных, связанных с решением регламентных задач по составлению оперативной и периодической отчетностей, осуществления оперативного контроля по использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
В зависимости от применяемых на предприятии программ весь процесс подразделяется на 4 этапа. На первом этапе финансового учета производится документальное оформление осуществленных на предприятии хозяйственных операций
На втором этапе все бухгалтерские проводки записываются в сводный бухгалтерский реестр, называемый книгой учета х/о.
На третьем этапе финансового учета формируются регистры бухгалтерского учета, регистры внутренней и внешней бухгалтерской отчетности.
На четвертом этапе финансового учета осуществляются закрытие расчетного периода и формирование архива учетных данных.
АРМ бухгалтера подразделяют по крупным группировкам экономических показателей:
1) АРМ бухгалтера собственности учредителя;
2) АРМ бухгалтера по учету основных средств;
3) АРМ бухгалтера по учету производственных запасов;
4) АРМ бухгалтера по учету труда и заработной платы;
5) АРМ бухгалтера по учету готовой продукции, ее от грузки, реализации и определения финансовых результатов;
6)АРМ бухгалтера по учету финансово-расчетных операций;
7)АРМ бухгалтера по учету затрат на производство;
8)АРМ бухгалтера сводного учета и составления отчетности.
6. Учет арендных операций: нормативное регулирование, порядок учета у арендатора и арендодателя.
Арендная операция (лизинг) предусматривает передачу права пользования отдельными объектами основных средств другому субъекту (арендатору|) на платной основе на определенный период.
Различают две формы аренды (лизингу) - оперативную и финансовую.
Оперативная аренда (лизинг) - это хозяйственная операция физического или юридического лица, которое предусматривает передачу арендатору права пользования основными фондами на срок, который не превышает срок их полной амортизации, с обязательным возвращением этих средств их владельцу по окончании срока аренды.
Финансовая аренда (лизинг) - это хозяйственная операция физического или юридического лица, которое предусматривает приобретение арендодателем по заказу арендатора основных средств с целью следующей их передачи в пользование арендатору на срок, который не превышает срока полной амортизации таких средств, с обязательным предоставлением права собственности на эти основные средства арендатору по окончании срока аренды.
Учет операций по оперативной аренде. Передача и возвращение объекта аренды оформляется актом приема-передачи. Арендодатель сданный в аренду объект основных средств продолжает учитывать на счете 10 «Основные средства», только перемещает его инвентарную карточку в отдельный раздел картотеки. Арендатор принятое в аренду основное средство зачисляет на забалансовый счет 01 «Арендованы необоротные активы» по балансовой стоимости арендодателя, отмеченную в договоре аренды, с сохранением инвентарных номеров арендодателя. Регистрами аналитического учета служит копия инвентарной карточки арендодателя (или выписка из инвентарной книги), который добавляется к акту принятия-передачи. В случае возвращения арендодателю ранее принятых в аренду объектов арендатор списывает их из забалансового счета 01 «Арендованы необратимые активы».
По переданным в оперативную аренду основным средствам арендодатель на протяжении срока аренды ежемесячно насчитывает амортизацию с отображением на дебете счета 23 «Производство» (отдельный субсчет для учета расходов по арендным услугам) в корреспонденции с кредитом счета 131 «Снос основных средств».
В конце месяца расходы, отображенные на дебете счета 23 «Производство», списывают из кредита этого счета на дебет счета 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг».
Арендная плата, как правило, включает: амортизационные отчисления на полное возобновление арендованного имущества, частицу прибыли (арендный процент), которая получает арендодатель за переданное в оперативную аренду имущество, и налог на добавленную стоимость.
Арендная плата, оплаченная арендатором в счет следующих отчетных периодов (месяца, квартала, года), отображается по дебету счета 39 «Затраты будущих периодов» И кредита счета 311 «Счета в банках». По мере наступления соответствующих периодов, которых касается оплаты заранее счет 39 кредитуется в корреспонденции с дебетом счетов по учету расходов производства или обращения (91 «Загальновиробничи затраты», 92 «Административных расхода», 93 «Расхода на сбыт» и др.)
Если по условиям договора на оперативную аренду основных средств предусмотрена достройка, дооборудование, реконструкция или модернизация объекта аренды арендатором, то такие расходы учитываются как капитальные инвестиции и по окончании работ засчитываются в состав собственных основных средств. При возвращении объекта аренды арендодателю его балансовая стоимость увеличивается на стоимость достройки, дооборудования или модернизации и с учетом начисленного износа отображается в порядке, предусмотренном для учета.