Сущность и социальное значение расходов на здравоохранении
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение — одна из ведущих отраслей социальной сферы.
Здоровье – не только медико-биологическая, но и социальная категория. Здоровье населения зависит от многих факторов – экономических, социальных, демографических, экологических, политических и др. и находится в тесной взаимосвязи с социально-экономическим развитием общества. По определению всемирной организации здравоохранения, “здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”
Чтобы удовлетворить желание человека иметь хорошее здоровье и заинтересованность общества в работоспособном населении, необходимо наличие определенных жизненных благ. В широком смысле под ними можно понимать самые различные средства, которые служат формированию и развитию человеческого организма и определяют состояние его здоровья: продукты питания, жилище и многие другие предметы и услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Подавляющая часть этих благ – экономические, т. е. их производство и воспроизводство предполагает затраты определенных ресурсов. В более узком смысле в состав благ, необходимых для реализации потребности в здоровье, входит все, что непосредственно предназначено для его укрепления и восстановления: лекарственные средства (ЛС), препараты и приспособления медицинского назначения и т. п. Особую роль в совокупности этих благ занимают медицинские услуги.
Медицинские услуги и другие блага, предназначенные для формирования, поддержания и укрепления здоровья могут быть охарактеризованы и как частные, и как общественные блага.
Можно сразу отметить, что охрана здоровья в значительной степени связана с наличием и производством именно общественных благ, таких как безопасная среда обитания, прививки от инфекционных болезней, улучшение морально-психологического климата, научные открытия в области здравоохранения и медицины и т. д.
Сущность здравоохранения в РФ заключается в поддержании здоровой нации, для улучшение экономических, социальных показателей общества. Ведь здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Система здравоохранения – это система отношений, имеющих целью охрану здоровья человека, а ее современная форма в нашем государстве представляется как государственно-муниципальная (публичная) система здравоохранения Российской Федерации [6,c.280-281].
Специфические свойства медицинской услуги:
-Потребность в товаре связана с риском потери здоровья, трудоспособности.
-Потребителями медицинских услуг является все население независимо от возраста и состояния здоровья (здоровые пользуются профилактическими услугами, больные – лечебными).
-Спрос характеризуется низкой эластичностью (“здоровья всегда не хватает”).
Потенциальный спрос на отдельные виды медицинских услуг формируется в соответствии с профилями заболеваний конкретных территорий и частично подвержен сезонным колебаниям.
Потребление медицинской услуги не может быть отложено во времени (услуга не хранится).
Потребительная стоимость (ценность) медицинских услуг зависит от культурных, национальных и исторических традиций и определяется системой общественных предпочтений, оценивающих фактор здоровья.
Мера ответственности производителя (врача) за качество медицинской услуги высока (в его руках жизнь человека).
Для оказания медицинской услуги требуются специализированное оборудование, помещение, лекарственные средства.
Ассортимент медицинских услуг изменяется медленно и зависит от научных открытий в области здравоохранения и медицины.
Статьи расходов
1) Заработная плата занимает особое место, так как составляет 60% затрат на содержание медицинского учреждения. В настоящее время она устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы.
2) Начисления на оплату труда (ст. 20 в размере 39-40% направляются во внебюджетные фонды.
3) Административно-хозяйственные расходы включают широкий перечень затрат по обслуживанию лечебного процесса.
4) Командировочные расходы определяются в соответствии с действующими нормами.
5) В стационарах большое внимание уделяется расходам на питание больных , определяемым умножением норм затрат на количество койко-дней, планируемых в каждом отделении.
6) В таком же порядке осуществляется планирование расходов на приобретение медикаментов и перевязочных средств. С целью контроля за стоимостью медицинских услуг в расчет цен принимаются наиболее дешевые медикаменты.
7) Расходы на приобретение медицинского оборудования и расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются в пределах выделенных ассигнований и по дифференцированным нормам в зависимости от профиля отделений.
8) Затраты на капитальный ремонт зданий медицинских учреждений определяются на основе финансово-сметных расчетов в пределах выделяемых бюджетных ассигнований. Прочие расходы (оплата летных часов санитарной авиации, организация и проведение культурно-массовых мероприятий среди больных и др.) планируются на уровне прошлых лет с учетом экономии.
К бюджетным ассигнованиям медицинские учреждения вправе привлекать средства, полученные в ходе оказания платных медицинских услуг, в том числе по договорам добровольного медицинского страхования.
Итог сметы - свод затрат по всем статьям расходов.
Методика планирования расходов на здравоохранение
Объем медицинской помощи и затраты на ее оказание на государственном уровне определяются в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
Размеры и структура медицинской помощи задаются утверждаемыми на федеральном уровне нормативами объемов бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 000 человек. Эти нормативы могут быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д.
Структура расходов на здравоохранение включает в себя оплату заработной платы, оплату медикаментов, лекарственных средств.
Единицами объемов медицинских услуг приняты: в больницах — койко-день, в амбулаторно-клинических учреждениях — врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы государственных гарантий, зависит и от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.
В Программах устанавливаются следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг:
- стоимость одного дня лечения в больнице;
- стоимость одного посещения в поликлинике;
- стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;
- стоимость одного койко-дня.
Финансовые нормативы рассчитываются с учетом результатов анализа расходования бюджетных средств за, предыдущий период; индексов-дефляторов на планируемый период; территориальных коэффициентов удорожания, установленных Минэкономразвития РФ.
Объем средств на выполнение Программы государственных гарантий в расчете на душу населения Зд рассчитывается по формуле:
,
где Нокл — норматив числа койко-день, проведенных в стационаре в год на 1000 чел. населения;
Нскд — норматив средних финансовых затрат на один койко-день в стационарах;
Нокдс — норматив числа дней лечения в дневных стационарах в год на 1000 чел. населения;
Нскдс ~ норматив средних финансовых затрат на один день лечения в дневном стационаре;
Ноп ~ норматив числа врачебных посещений в год на 1000 чел. населения;
Нчп — норматив финансовых затрат на одно врачебное посещение;
Нов — норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на 1000 чел. населения;
Нсв — норматив финансовых затрат на один вызов скорой помощи;
Сиз — затраты на поддержание инфраструктуры здравоохранения;
Саомс -" административные затраты системы ОМС;
Чн — численность населения.
Общий размер финансовых ресурсов, которые нужны для реализации Программы, определяется по формуле:
СО=Зд .Чн,
где С0 — затраты на реализацию Программы;
Чн — численность населения.
Планирование Программы государственных гарантий в здравоохранении осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в медицинских учреждениях.
На федеральном уровне разрабатывается Программа государственных гарантий и методика ее формирования и обоснования. Определяются: виды медицинской помощи и заболевания, включенные в Программу государственных гарантий; минимально гарантируемые объемы медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объемов медицинской помощи.
На региональном уровне разрабатывается территориальная программа государственных гарантий, обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Устанавливаются территориальные нормативы медицинской помощи и территориальные нормативы финансовых затрат на единицу медицинских услуг.
На муниципальном уровне формируется муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Программы государственных гарантий в муниципальном образовании. На основе объемов медицинской помощи, реализуемых субъектом РФ с учетом нормативов финансовых затрат, а также предложений медицинских учреждений формируется финансовый план оказания медицинской помощи населению в медицинских учреждениях муниципального образования, а также заказ на получение жителями медицинской помощи за пределами территории проживания (в медицинских учреждениях регионального и федерального подчинения).
Сформированный муниципальный заказ согласовывается в органах управления субъекта РФ. Если после признания его параметров субъектом РФ в муниципальном образовании имеются дополнительные ресурсы, то муниципальный заказ может быть увеличен сверх территориальной программы государственных гарантий.
На уровне медицинских учреждений разрабатываются предложения по использованию их мощностей для реализации муниципального заказа.
Согласованные показатели муниципальных заказов служат основой для формирования бюджетных заявок муниципальным бюджетам и системе ОМС.
В финансовых органах объем ассигнований из бюджетов на здравоохранение и физическую культуру планируется на основе использования различных нормативов. Нормативные расходы по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» рассчитываются исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе здравоохранения и физической культуры, с учетом повышения федерального уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений, индексации стоимости продуктов питания, медикаментов и коммунальных услуг.
Нормативные расходы на здравоохранение на уровне муниципального образования. Расчет осуществляется путем суммирования расходов на содержание лечебных учреждений, подлежащих финансированию из бюджета i-го муниципального образования, по формуле:
,
где Rздрi — нормативные расходы для (i-го муниципального образования на здравоохранение;
R1i — расходы для i-го муниципального образования на оказание населению услуг скорой медицинской помощи и помощи при социально значимых заболеваниях;
R2i — расходы для i-го муниципального образования на оказание населению прочей медицинской помощи;
R3i — расходы для i-го муниципального образования на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях больных с социально значимыми заболеваниями;
R4i — расходы для i-го муниципального образования на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях прочих контингентов населения, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению;
R5i — расходы для i-го муниципального образования на оказание населению межрегиональной медицинской помощи.
Нормативные расходы на оказание населению услуг скорой медицинской помощи и помощи при социально значимых заболеваниях для i-го муниципального образования (R1i) определяются по формуле:
R1i = Н1 * Чi
где Н1 — норматив затрат на скорую медицинскую помощь и помощь при социально значимых заболеваниях;
Чi — численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.
Нормативные расходы на оказание населению прочей медицинской помощи для i-гo муниципального образования (R2i) определяются по формуле:
R2i = Н2 * Чi
где Н2 — норматив затрат на прочую медицинскую помощь.
Нормативные расходы на оказание населению межрегиональной медицинской помощи для i-го муниципального образования (R5i) определяются по формуле:
R5i = Н5 * Чi
где Н5 — норматив затрат на оказание межрегиональной медицинской помощи в расходах соответствующих муниципальных образований, муниципальные учреждения здравоохранения которых оказывают межрегиональную медицинскую помощь.
Нормативные расходы на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях больных с социально значимыми заболеваниями для i-го муниципального образования (R3i) определяются по формуле:
R3i=H3*Ч1i
где Нз — норматив затрат на льготное лекарственное обеспечение социально значимых заболеваний;
Ч1i — численность больных социально значимыми заболеваниями, представляемая органам местного самоуправления i'-го муниципального образования при ежегодном согласовании объемов медицинской помощи, по состоянию на 1 января текущего года.
Нормативные расходы на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях прочих контингентов населения, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению, для i-го муниципального образования (R4i) определяются по формуле:
R4i = Н4 * Ч2i
где Н4 — норматив затрат на льготное лекарственное обеспечение прочих контингентов населения, пользующихся льготами по льготному лекарственному обеспечению; Ч2i — численность больных прочих контингентов населения социально значимыми заболеваниями, представляемая органам местного самоуправления i-го муниципального образования при ежегодном согласовании объемов медицинской помощи, по состоянию на 1 января текущего года.
Нормативные расходы на физическую культуру и спорт для i-го муниципального образования - рассчитываются путем суммирования расходов на содержание и организацию работы спортивных сооружений и проведение спортивных мероприятий:
Kфиз i =R1i+ R2i
где Kфиз i — нормативные расходы для i-го муниципального образования на физическую культуру и спорт;
R1i — расходы для i-го муниципального образования, содержание и организацию работы спортивных сооружений;
R2i — расходы для i-го муниципального образования на проведение спортивных мероприятий.
Нормативные расходы на содержание и организацию работы спортивных сооружений для i-го муниципального образования рассчитываются по следующей формуле:
R1i=Н1 * Чi
где H1 — норматив расходов на содержание и организацию работы спортивных сооружений, дифференцированный по группам муниципальных образований;
Чi — численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.
Финансовое планирование ведется на основе производственных показателей (число коек в больницах, число посещений больных в поликлиниках, число вызовов скорой медицинской помощи) и нормативов, установленных Программой государственных гарантий в муниципальном образовании.
Смета расходов в больнице составляется на основании расчета следующих показателей.
1. Число дней функционирования койки (раздельно по хирургическим, инфекционным, детским и прочим койкам). Показатель устанавливается исполнительными органами.
2. Среднегодовое количество коек:
где Кср — среднегодовое количество коек;
Кн, Кк — количество коек на начало и конец года;
п — число месяцев функционирования вновь развернутых коек.
3. Количество койко-дней:
Ккд = Чк* Кср
где Ккд — количество койко-дней;
Чк — число дней функционирования койки.
4. Расходы на дооборудование новых коек:
Рд.н.к. = Пк * Nр.д.к.,
где Рд.н.к. — расходы на дооборудование новых коек;
Пк — прирост коек за год;
Np.д.к. — норма расходов на дооборудование одной новой койки.
5. Прирост коек за год:
Пк=Кк – КН.
6. Норма расходов на питание на одну койку в год:
Nр = Чд * Nд,
где Np — норма расходов на питание на одну койку в год;
Чд — число дней функционирования койки в год;
Nд — норма расходов на питание на одну койку в день.
7. Объем расходов на медикаменты:
Рм=Кср * Nр ,
где Рм — расходы на медикаменты;
Кср — среднегодовое количество коек;
Nр — норма расходов на медикаменты.
8. Объем расходов на мягкий инвентарь:
Рм.и = Рд.н.к. + Рд.к.
где Рм.и. — расходы на мягкий инвентарь;
Рд.н.к- — расходы на дооборудование новых коек;
Рд.к — расходы на оборудование приемных коек.
9. Объем расходов на питание.
Ср=Nр * Кср
где Ср — расход на питание;
Nр — норма расходов на питание на одну койку;
Кср — среднегодовое количество коек.
10. Объем фонда оплаты труда:
ФЗП = Кср * Сср * Сн.к,
где ФЗП — годовой фонд зарплаты;
Кср — среднегодовое количество коек;
Сср — средняя ставка зарплаты по ETC;
Сн.к — количество ставок на одну койку.
11. Объем расходов на коммунальные услуги (по видам услуг):
Рк.у=Кср * Nр * Т,
где Рк.у — расходы на вид коммунальной услуги;
Np — норма расходов на одну койку;
Т — тариф за коммунальную услугу.
Размер затрат на простую медицинскую услугу рассчитывается по формуле:
,
где Сп.м.у - стоимость простой медицинской услуги;
Пр - прямые расходы;
Нр - накладные расходы;
Фр.вр - фонд рабочего времени врачей, в год, в у.е.т.;
Фр.ср - фонд рабочего времени среднего медперсонала, в у.е.т.;
Твр - время оказания медицинской услуги врачами;
Тср - время оказания медицинской услуги средним медицинским персоналом;
Кэф - нормативный коэффициент использования рабочего времени.
Все представленные выше формулы позволяют рассчитать и спланировать расходы на здравоохранения.
При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один-три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонения по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управления здравоохранением.