Группа стандартов по основным средствам и инвестициям
МСФО (IAS) 16: Основные средства
Основными вопросами в сфере учета основных средств являются:
(i) признание активов;
(ii) определение их балансовой стоимости;
(iii) амортизационные отчисления; и
(iv) подлежащие признанию убытки от обесценения.
МСФО (IAS ) 36: Обесценение активов
Задача МСФО (IAS) 36 состоит в установлении процедур, обеспечивающих отражение активов в отчете таким образом, что их балансовая стоимость не превышает возмещаемую за них сумму, а также в определении требований к раскрытию соответствующей информации в отчетности.
Активы рассматриваются как обесцененные, когда их балансовая стоимость превышает возмещаемую сумму (стоимость, которая может быть возмещена в процессе использования или в результате продажи).
В таком случае МСФО 36 требует отражать убыток от обесценения.
МСФО (IAS) 40: Инвестиционная собственность
Инвестиционной собственностью может быть:
(i) земля,
(i) здания,
(ii) часть здания,
(iii) земля и здания
Владелец собственности (или арендатор по договору финансовой аренды), получает арендную плату или прирост стоимости капитала, или и то и другое.
К инвестиционной собственности не относятся средства
(i) используемые в производстве и поставке товаров и услуг
(ii) используемые в административных целях
(iii) предназначенные для продажи в ходе коммерческой деятельности
МСФО (IAS 17): Аренда
Аренда предусматривает передачу собственником актива другим лицам за плату.
За последние 50 лет стремительно растет долгосрочная («финансовая») аренда.
МСФО (IAS) 17 разрешает данную проблему, предусматривая порядок учета финансовой аренды аналогичный тому, который применяется в отношении приобретения актива за счет заемных средств. Актив отражается в бухгалтерском балансе, хотя арендатор не является его собственником.
Краткосрочная аренда в основном учитывается как «операционный лизинг», и в таком же порядке отражаются арендные платежи.
Операционная аренда отражается отдельной статьей расходов в отчете о прибылях и убытках.
МСФО (IAS) 38: Нематериальные активы
МСФО (IAS) 38 требует, чтобы компания признавала нематериальный актив только если:
(i) есть уверенность в том, что в будущем компания получит экономические выгоды от этого нематериального актива; и
(ii) стоимость нематериального актива может быть надежно оценена.
Это требование применяется как к приобретенным, так и к созданным внутри компании нематериальным активам.
МСФО (IAS) 38 содержит дополнительные критерии признания нематериальных активов, созданных внутри компании.
После первоначального признания, МСФО (IAS) 38 требует учитывать нематериальный актив с применением одного из следующих методов:
(i) по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и любых накопленных убытков
(ii) по переоцененной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения
МСФО (IAS 11): Договоры подряда
Дата начала и дата завершения работ по строительным договорам часто относятся к разным отчетным периодам.
Таким образом, сроки признания выручки и затрат по договору являются ключевыми вопросами Стандарта.
Для осуществления контроля договоров на строительство требуется наличие постоянно действующей эффективной внутренней системы бюджетирования и отчетности.
На протяжении всего времени действия договора необходимо осуществлять регулярную проверку стоимости строительства и расчетов.
К договорам на строительство относятся:
(i) Договоры на оказание услуг, непосредственно связанные с сооружением объектов, например, на разрабоку проектов или оказание услуг архитектора.
(ii) Договоры на снос или реставрацию и восстановление окружающей среды после этого.
МСФО (IAS) 23: Затраты по займам
Затраты по займам, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству актива, отвечающего определенным требованиям, включаются в себестоимость этого актива.
Прочие затраты по займам признаются в качестве расходов.
Активы, отвечающие определенным требованиям – это активы, которые требуют длительного времени подготовки для использования их по назначению или для их реализации.
К ним относятся:
1. Материалы, которые требуют много времени для приведения их в надлежащий товарный вид;
2. Производственные мощности;
3. Энергетические мощности;
4. Инвестиционная собственность;
5. Нематериальные активы.
МСФО (IAS) 20: Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи
Данный стандарт рассматривает учет правительственных субсидий, а также раскрытие информации о правительственных субсидиях и других формах государственной помощи, заключающейся в предоставлении ресурсов фирмам, отвечающим определенным критериям.
Условием получения правительственной субсидии (гранта) является соответствие фирмы, в прошлом или будущем, определенным критериям.
К грантам не относятся такие формы правительственной помощи, которые не могут быть достоверно оценены, а также такие операции с участием правительства, которые не отличаются от обычных торговых операций компании.
Определенные сложности могут возникать при оценке безвозмездной технической помощи, консультаций по маркетингу и предоставлению гарантий.
Такие формы субсидий, как безвозмездная техническая помощь, услуги маркетинга и предоставление гарантий исключаются из этой формы учета, если по ним нет прямых затрат.
МСФО (IFRS) 5: внеоборотные активы, предназначенные для продажи и прекращенная деятельность
МСФО (IFRS) 5 устанавливает требования к классификации, оценке и представлению информации по внеоборотным активам, «удерживаемым для продажи».
Данный стандарт возникает из принятия во внимание Правлением Комитета по МСФО американского Стандарта № 144 (FASB).
Сфера применения МСФО 5 охватывает две области:
(i) классификация, оценка и представление информации по активам, «предназнченным для продажи»;
(ii) классификация и представление информации по прекращенной деятельности.