Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Для промежуточной аттестации используется балльно-рейтинговая система в соответствии с «Положением об академической рейтинге».
Результаты освоения учебной дисциплины оцениваются следующими средствами текущего контроля успеваемости:
Формы и критерии оценки текущего контроля для студентов дневного отделения (Блок 1)
№ | Формы контроля | Критерии оценки | Кол-во баллов |
1. | Тестирование № 1 | Количество вопросов -10. По 1 баллу за каждый правильный ответ. | |
2. | Аналитическая записка | Логичность, последовательность, краткость изложения мыслей, обоснованность выводов. | |
3. | Работа в малых группах | Оценивается по следующим критериям: - умение работать в команде – 5; - логика и четкость изложения – 5; - умение аргументировать сделанные выводы – 5. | |
4. | Тестирование № 2 | Количество вопросов -10. По 1 баллу за каждый правильный ответ | |
5. | Доклад (сообщение) | Доклад оценивается по следующим критериям: - актуальность материала - 4; - логика, четкость изложения, обоснованность сформулированных выводов – 6; - презентация основных положений доклада – 10. | |
6. | Защита курсовых работ | ||
Общее количество баллов |
Дискуссии и опросы на семинаре оцениваются, исходя из уровня овладения студентом материалом изучаемой темы по 5-ти балльной шкале.
Методическое обеспечение текущего контроля:
1. Опрос на семинаре и дискуссия проводится на практических и семинарских занятиях по вопросам, сформулированным к каждой теме. Студентам рекомендуется выявить сущностные признаки корпоративных финансов, обосновать необходимость и целесообразность интеграции хозяйствующих субъектов различного вида в корпоративные объединения, проанализировать сложившиеся тенденции функционирования корпораций на фондовом рынке с учетом социально-экономической ситуации в стране, охарактеризовать состояние рынка слияний и поглощений. В качестве базы для анализа рекомендуется использовать официальные информационно-статистические материалы. Опрос проводится по изученным студентами функциям, принципам функционирования, классификационным признакам, сущностным характеристикам объектов и субъектов корпоративных финансов с пояснением значимости и роли каждого понятия.
2. Тестирование проводится по индивидуальным тестам в целях определения уровня освоения учебной дисциплины.
3. Аналитическая записка выполняется студентами в рамках самостоятельной работы на основании предложенных вопросов. Студентам необходимо проанализировать, какие основные виды корпоративных образований функционируют в российской экономике, дать характеристику основных финансово-экономических показателей выбранной для изучения корпорации. Результаты, сформулированные в аналитической записке, представляются на семинарском занятии для обсуждения в группе.
4. Работа в малых группах предполагает выполнение заданий или решение деловых ситуаций с использованием технологий ролевого проекта и мозгового штурма для выработки навыков работы в команде и делового общения с коллегами.
5. Каждый студент должен подготовить доклад по изучаемой теме дисциплины, который проходит публичное слушание и защиту на семинарском занятии. Доклады готовятся с использованием критического подхода к рассматриваемому вопросу, систематизацией аналитических данных в целях выявления сложившихся тенденций и наиболее актуальных проблем.
6. Изучение дисциплины завершается защитой курсовой работы, которую студент выполняет в соответствии с Методическими указаниями по написанию и оформлению курсовых работ.
Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме экзамена. Экзаменационный билет включает в себя два вопроса.
Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Корпоративные финансы»:
1. Экономическая сущность корпорации, ее отличительные особенности.
2. Обзор зарубежных точек зрения на сущность понятия «корпорация».
3. Обзор российских точек зрения на сущность понятия «корпорация».
4. Цели объединения в корпоративные структуры.
5. Пути создания корпораций, преимущества и недостатки объединения.
6. Корпоративные финансы как экономическая категория.
7. Внутрифирменные корпоративные финансовые отношения, их характеристика.
8. Внефирменные корпоративные финансовые отношения, их характеристика.
9. Двойственное содержание корпоративных финансовых отношений.
10. Модели корпоративного управления, их характеристика.
11. Картель как один из видов корпоративных объединений.
12. Синдикат как один из видов корпоративных объединений.
13. Концерн как один из видов корпоративных объединений.
14. Консорциум как один из видов корпоративных объединений.
15. Холдинг как один из видов корпоративных объединений.
16. Ассоциация как один из видов корпоративных объединений.
17. Основные виды фондовых операций корпораций, их характеристика.
18. Фондовые операции корпорации, связанные с эмиссионной деятельностью.
19. Выход корпораций на фондовый рынок через процедуру IPO.
20. Взаимодействие корпорации с профессиональными участниками рынка ценных бумаг в процессе публичного размещения ценных бумаг.
21. Факторы, определяющие рыночную цену акции.
22. Дивидендная политика акционерного общества, понятие и этапы осуществления.
23. Основные теории дивидендной политики, их краткая характеристика.
24. Типы дивидендной политики, их характеристика.
25. Факторы, определяющие рыночную цену облигаций.
26. Финансовые мультипликаторы и практика их использования.
27. Фондовые операции корпорации, связанные с инвестиционной деятельностью на рынке ценных бумаг.
28. Корпорация как инвестор на фондовом рынке, цели инвестирования в ценные бумаги.
29. Корпорация – консервативный, агрессивный и стратегический инвестор на рынке ценных бумаг.
30. Фондовые операции корпорации, связанные с ее присутствием на первичном и вторичном рынке ценных бумаг.
31. Сущность капитала, его классификация.
32. Акционерный капитал в системе корпоративных финансовых отношений.
33. Структура капитала, факторы, определяющие его оптимальную структуру.
34. Стоимость (цена) капитала. Базовые элементы стоимости собственного капитала.
35. Особенности привлечения заемного капитала.
36. Средневзвешенная стоимость капитала (WACC).
37. Классические и современные теории стоимости и структуры капитала корпорации.
38. Сущность реструктуризации, ее причины и цели.
39. Понятие реорганизации, реформирования, реструктуризации: общее и различия.
40. Формы реструктуризации, их характеристика.
41. Финансовая реструктуризация: сущность и критерии.
42. Меры оперативной финансовой реструктуризации.
43. Меры стратегической финансовой реструктуризации.
44. Процессы рынка корпоративного контроля: понятие и сущность.
45. Причины и классификация слияний.
46. Горизонтальные слияния, их характеристика.
47. Вертикальные слияния, их характеристика.
48. Концентрические слияния, их характеристика.
49. Конгломеративные слияния, их характеристика.
50. Зарубежные подходы к теории и практике слияний и поглощений.
51. Методы оплаты слияний, их краткая характеристика.
52. Метод 100%-ной оплаты слияния денежными средствами.
53. Метод оплаты слияния обыкновенными акциями.
54. Условный метод оплаты слияния.
55. Выкуп долговым финансированием.
56. Использование лизинга в целях финансирования слияний и поглощений.
57. Финансовые вопросы слияний и поглощений: расчет финансовой эффективности проекта поглощения.
58. Экономические выгоды и издержки слияний.
59. Враждебные поглощения в России. Рейдеры и их роль в корпоративных захватах компаний.
60. Приемы и методы защиты от поглощений.
Показатели академического рейтинга формируется на основе оценки учебных достижений студентов по дисциплине в течение семестра (Блок 1) и по итогам экзаменационных испытаний (Блок 2).
Критерии оценки ответа студента на экзамене (Блок 2)
№ задания | Критерии оценки | Количество баллов |
1. | Теоретические знания: - ответ хорошо структурирован - полный и глубокий анализ конкретного вопроса - расширение и углубление лекционного материала - аргументированная логика - продуманность, творческий и оригинальный подход к освещению вопроса - иллюстративность примеров и данных | |
2. | Теоретические знания: - ответ хорошо структурирован - полный и глубокий анализ конкретного вопроса - расширение и углубление лекционного материала - аргументированная логика - продуманность, творческий и оригинальный подход к освещению вопроса - иллюстративность примеров и данных | |
Общее количество баллов |
Приняты следующие весовые коэффициенты для блоков оценки:
- результаты учебной деятельности студентов в течение семестра (Блок 1) – весовой коэффициент 0,5;
- результаты сдачи экзаменационной сессии (Блок 2) – весовой коэффициент 0,5.
Если по результатам текущего контроля академический рейтинг студента составляет более 90%, то преподаватель, на свое усмотрение, может выставить итоговую оценку без сдачи соответствующего экзамена.