Финансовый механизм коммерческой организации
Предприятие как система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Основные подсистемы предприятия
Управляющая подсистема обычно представляет собой ряд отделов (департаментов): технический, коммерческий, производственный, финансовый, бухгалтерию и пр.
Управляемая подсистема, т.е. хозяйственная деятельность, как правило, бывает представлена в виде производственных подразделений и характеризуется следующими элементами:
o техническое оснащение производства (техника и технология);
o организация производства;
o организация труда;
o формирование экономических (производственных) взаимоотношений между работниками предприятия;
o организация внешнеэкономических связей предприятия;
o организация социальных условий труда коллектива;
o организация природопользования.
Финансовый механизм предприятия — это система управления финансовыми отношениями предприятия через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются: финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.
Финансовые отношения — это инвестирование, кредитование, налогообложение, система финансовых рычагов, страхование и т.д.
Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Они включают: прибыль, доход, финансовые санкции, цену, дивиденды, проценты, заработную плату, налоги и т.п.
Финансовые методы — это финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль.
Целью любого коммерческого предприятия является организация хозяйственной деятельности по выпуску продукции (производства работ, оказания услуг) для полученияприбыли. В отличие от коммерческого некоммерческое предприятие не имеет целью получение прибыли.
Некоммерческие предприятия могут получать прибыль, но она не распределяется в виде дивидендов, а полностью направляется на развитие предприятия.
Хозяйственная деятельность включает три стадии:снабжение, производство и сбыт.
Бухгалтерский учет представляет собой информационное обеспечение всей хозяйственной деятельности предприятия: заготовления товарно-материальных ценностей; складирования заготовленных товарно-материальных ценностей; производства продукции для продажи (товара); складирования готовой продукции; реализации (продажи) продукции.
Функции управления включают: сбор информации для управления, ее анализ и принятие решения. В свою очередь, принятие решения включает: прогнозирование (планирование), регулирование (оперативное управление) и контроль (ревизия и аудит).