Налоговые правоотношения и их особенности.

Налог.правоотношения-это урегулированные нормами НП общ отношения возникающие по поводу установления,введения,порядка исчесления и взимания налогов,сборов и пошлин.Налог.правоот-ния возникают только при наличии соответствующего норм-прав акта гос органа уполномоченного издавать такие акты.Особенности налог правоот-ний:1)возникают в прцессе деят-ти гос-ва по установлению и взиманию налогов и иных обязательных платежей 2)налог правоот-ния формально определены,т.е. они регулируют четко определенные связи между определенными субьектами 3)обеспечены гос принуждением-в случае нарушения налог.закон-ва возникает ответная реакция гос-ва.Струк-ра налог правоот-ния:1)обьект 2)субьект 3)содержание.Субьектом налог правоот-ния явл-ся любое лицо поведение которого регулируется нормами НП и которая может выступать участником налог правоот-ний,носителем субьект.прав и юр обяз-тей.Обьектом явл-ся то по поводу чего между субьектами налог.правоот-ний возникает прав.связь.Обьектами налогооб-ния могут быть:1)имущество 2)доходы 3)операции по реализации товаров (работ,услуг).Каждый налог

имеет самост обьект налогооб-ния определяемый спец налоговым закон-вом.Содержание налог.правоот-ния составляет права и обяз-ти субьектов правоот-ний.

1. Правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов как участников налоговых правоотношений.

Плательщики налогов и сборов являются главными субъектами в структуре налого­вых правоотношений.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с HК, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплатить налоги, сборы (пошлины) (и. I ст. 13 НК). При этом gод организациями понимаются:

- юридические лица Республики Беларусь;

- иностранные юридические лица и международные организации, в том числе не яв­ляющиеся юридическими лицами;

- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

- хозяйственные группы (и. 2 ст. 13 НК).

Под физическими лицами, в соответствии с п. 6 ст. 13 НК понимаются:

- граждане Республики Беларусь;

- граждане либо подданные иностранного государства;

- лица без гражданства.

Выступающие в налоговых правоот­ношениях в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов) физические лица подраз­деляются на два вида:

- физические лица - налоговые резиденты Республики Беларусь;

- физические лица - налоговые нерезиденты Республики Беларусь.

Компетенция налоговых органов на территории Республики Беларусь закреплена в достаточно большом количестве нормативных правовых актов, основными из которых явля­ются Налоговый кодекс Республики Беларусь.

62. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы.

Налог на добавленную стоимость -косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.Плательщиками налога на добавленную стоимость являются: 1. Организации. 2.ИП3. Физические лица. Объектом налогообложения являются: 1. Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. 2. Ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых связывают возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость.Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав.Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, – либо на основании свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим и копий документов, подтверждающих факт уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию РБ. Сумма налога определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов. Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год. Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал. Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.Акцизы.Плательщиками акцизов признаются: - организации; - индивидуальные предприниматели; - физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.Объектами налогообложения акцизами признаются: - подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории РБ; - ввозимые на таможенную территорию РБ подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов; - подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).периодом.

63. Налог на прибыль.

Налог на прибыль -прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка и т. д.)Плательщиками налога на прибыль признаются организации.Объектомналогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы.Валовой прибылью признается: - для белорусских организаций – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов; - для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.Ставка налога на прибыль устанавливается в размере 24 процента, если иное не определено настоящей статьей. Основная ставка понижается на 50 процентов при налогообложении прибыли, полученной от реализации: - высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом РБ. Ставка налога на прибыль по дивидендам устанавливается в размере 12 процентов. Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Налоговым периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признается календарный месяц. Плательщики исчисляют суммы налога на прибыль по одному из следующих методов: - исходя из результатов деятельности плательщика за налоговый период, непосредственно предшествовавший текущему налоговому периоду; - исходя из суммы налога на прибыль, предполагаемой по итогам текущего налогового периода, которая должна составлять не менее 80 процентов фактической суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода. Плательщики производят уплату: - сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, – не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря текущего налогового периода, а начиная с налогового периода 2012 года – не позднее 22 апреля, 22 июля и 22 октября текущего налогового периода, 22 января года, следующего за истекшим налоговым периодом; - суммы налога на прибыль по итогам истекшего налогового периода, – не позднее 22 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

64. Подоходный налог с физических лиц.

Подоходный налог –госуд. налог, взимаемый по всей территории страны по единым ставкам.

Плательщикамиподоходного налога являются физ. лица, кот.в соответствии со ст. 17 НК подразделяются на налоговых резидентов и нерезидентов в зависимости от времени фактического нахождения на территории РБ. Налоговыми резидентами РБ признаются физ. лица, кот.фактически находились на территории РБ более 183 дней в календарном году.

Объектом обложения признаются доходы, полученные плательщиками: от источников как в республике, так и за границей – для резидентов; и от источников в республике – для нерезидентов. К доходам, полученных от источников в республике относятся, в частности, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, дивиденды, проценты.

При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговым периодомявляется календарный год.

При определении налоговой базы Закном предусмотрены следующие налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов: *- в размере 550 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 3 350 000 белорусских рублей в месяц; *-в размере 155 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.

Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 310 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.

Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 310 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц;

В размере 780 000 белорусских рублей в месяц для следующих категорий плательщиков: *а) физическим лицам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС; *б) физическим лицам, принимавшим в 1986–1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской;*в) физическим лицам – Героям Социалистического Труда, Героям Советского Союза, Героям Беларуси, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества; *г) физическим лицам – участникам Великой Отечественной войны; *д) физическим лицам – инвалидам I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидам с детства, детям-инвалидам в возрасте до восемнадцати лет.

Базовая ставка по подоходному налогу установлена в размере 12 процентов. 9-ти процентная ставка применяется в отношении доходов.полученных физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий, индивидуальными предпринимателями-резидентами указанного парка; физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного а установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий. Ставка в размере 15 процентов установлена в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской (частной нотариальной) деятельности. Ставка в размере, не превышающем 33 100 000 руб.применяется в отношении доходов, полученных в налоговом периоде от сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений.

65. Налог на недвижимость. Плательщикамипризнаются организации и физические лица. Объектами налогообложения признаются: - здания и сооружения, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций; - здания и сооружения (включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки), в том числе не завершенные строительством, расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам – физическим лицам; - здания и сооружения, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые в аренду (финансовую аренду (лизинг)) индивидуальными предпринимателями.Налоговая база определяется:- организациями – исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства;- физическим лицам – исходя из оценки принадлежащих им зданий и сооружений. Годовая ставка налога на недвижимость устанавливается: - для организаций – в размере 1%;- для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ – в размере 0,1%.Налоговым периодом признается календарный год.Физические лица уплачивают налог на недвижимость не позднее 15 ноября текущего года.

66. Земельный налог. Плательщикамиземельного налога признаются организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности.

Объектаминалогообложения признаются расположенные на территории РБ земельные участки, находящиеся:

в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) физических лиц, а также принятые физическими лицами по наследству;

в частной собственности, постоянном или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) организаций.

По земельному налогу предоставлено большое количество льгот, в частности от уплаты этого налога освобождены земли заповедников, земельные участки, занятые автомобильными дорогами, земли сельскохозяйственного назначения, земельные участки, предоставленные пенсионерам по возрасту, инвалидам 1 и 2 группы и другим нетрудоспособным гражданам. Налоговая база по этому налогу определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется законодательством об охране и использовании земель на 1 января календарного года. Ставка земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями устанавливается в размере 5050 белорусских рублей за гектар.Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога.Исчисление земельного налога плательщикам – физическим лицам производится налоговыми органами на 1 января каждого налогового периода.

67. Экологический налог. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщикамипризнаются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;- сброс сточных вод;- хранение, захоронение отходов производства;- ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;- сбросов сточных вод;- отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;- озоноразрушающих веществ.Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 60 000 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.Налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, признается календарный квартал.Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

68. Виды местных налогов и сборов, порядок их установления, введения, изменения и прекращения действия.

Местные налоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с цельюсоздания стабильных доходных ис­точников местных бюджетов.В ст. 9 Налогового кодекса РБ (общая часть) установлены местные налоги и сборы:

1)налог на владение собаками

2)курортный сбор

3)сбор с заготовителейМестные советы депутатов в данном году могут ввести только эти виды обязательных платежей либо в полном объеме, либо их отдельные виды, либо их вообще не вводить.

Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РБ принятием НПА (решения):

- по курортному сбору – Минского городского Совета депутатов, Советов депутатов базового территориального уровня;

- по местным налогам и сборам, кроме курортного, - областных и Минского городского Советов депутатов.1.Налог на владения собаками.

Плательщики: физ. лица

Налоговая база – количество собак в возрасте от 3 месяцев.

Ставка налога устанавливается от высоты собаки в холке.

До 40 см. – не более 0,5 Б/В за каждый месяц

40-70 см. – не более 1 Б/В

70 и более см., если собаки включены в перечень опасных – не более 1,5 Б/В

Налоговый период – календарный квартал.

Уплата налога производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновременно с внесением платы за жилищное помещение.2.Курортный сбор.

Плательщики: физ. лица, находящиеся на санаторно-курортных лечении и в оздоровительных учреждениях.

Объект – само нахождение лица в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях.

Налоговая база – от стоимости путевки.

Налоговые ставки определяются в зависимости от вида учреждения. Не могут превышать 3% от налоговой базы.

Налоговый период – календарный квартал.

Уплата курортного сбора производится путем внесения суммы сбора санитарно-курортным и оздоровительным организациям, которые осуществляют прием суммы сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.3.Сбор с заготовителей.

Плательщики: и.п. и организации.

Объектом сбора являются промысловые заготовки дикорастущих растений, грибов, лекарственного сырья растительного происхождения в целях или промышленной переработки или реализации.

69. Налог при упрощенной системе налогообложения.

Плательщикаминалога при упрощенной системе при­знаются организации и индивидуальные предпринимате­ли, за исключением следующих организаций и индивиду­альных предпринимателей:

организации и индивидуальные предприниматели:

производящие подакцизные товары (алкоголь, табачные изделия);

производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных метал­лов и (или) драгоценных камней,

занимающиеся игор­ным бизнесом,

осуществляющие лотерейную деятельность,

туристическую деятельность,

профессиональную деятель­ность на рынке ценных бумаг,

— организации, осуществляющие:

риэлтерскую деятель­ность,

страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, страховые брокеры, объединения страховщиков),

банковскую дея­тельность (банки и небанковские кредитно-финансовые организации);

— организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для произво­дителей сельскохозяйственной продукции;

— индивидуальные предприниматели в части деятель­ности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Уплата налога при упрощенной системе заменяет уп­лату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, за исключением:

на­логов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

государственной пошлины;

регистрационных и лицензи­онных сборов;

оффшорного сбора; гербового сбора;

нало­га на недвижимость со стоимости принадлежащих ИП ;

обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и со­циальной защиты;

налога на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельности на территории Респуб­лики Беларусь.

Налоговой базой признается валовая выручка, опреде­ляемая как сумма выручки, полученной за налоговый пе­риод организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущест­венных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций.

Ставка налога при упрощенной системе устанавлива­ется:

10 процентов — для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавлен­ную стоимость;

8 процентов — для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Налоговым периодом является календарный месяц.

72. Государственные займы: понятие и виды.

Государственные займы,размещенные в Республике Беларусь среди населения, представляют собой форму доб­ровольного привлечения во временное пользование госу­дарства денежных средств населения с обязательством воз­врата их в установленные сроки и уплаты владельцам об­лигаций займа определенного дохода.Государственный долг – это общая сумма обязательств государства по займам.Государственные займы бываютвнутренние и внешние.

В основе финансовой политики большинства промышленно развитых стран, в том числе и Республики Бела­русь, лежит кейнсианскаядоктрина, согласно которой государству целесообразно использовать займы для финан­сирования государственных расходов, посредством кото­рых обеспечивается занятость населения и растет объем производства.

Виды внутренних государственных займов:

займы Правительства у Национального банка;

выпуск государственных ценных бумаг (облигаций);вклады населения в АСБ «Беларусбанк».По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчи­ка) денежную сумму (вклад, депозит) и обязуется возвратить вкладчику вклад, а также начисленные на вклад проценты на условиях и в порядке, предусмотренных договором (ст. 773 ГК).

70. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Плательщиками единого налога являются:

индивидуальные предприниматели при оказании по­требителям услуг (выполнении работ);

индивидуальные предприниматели при розничной торговле товарами, отнесенными к товарным группам;

индивидуальные предприниматели при осуществле­нии общественного питания через торговые объекты, от­носящиеся к мелкорозничной торговой сети обществен­ного питания (мини-кафе, летние и сезонные кафе);

физические лица, не осуществляющие предприни­мательскую деятельность, за исключением физических лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, при рознич­ной торговле на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых такая торговля осуществляется физическими лицами, произведенными, переработанными либо приобретенными ими товарами. Плательщики единого налога вправе:

привлекать не более трех физических лиц и (или)

использовать одновре­менно не более четырех торговых, обслуживающих и иных объектов, торговых мест на рынках, транспортных средств, применяемых для перевозок пассажиров и грузов на осно­вании специального разрешения (лицензии).

Плательщики единого налога освобождаются от уплаты:

подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими при осуществлении видов деятельности;

налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого на товары, ввозимые на таможен­ную территорию Республики Беларусь;

налога за использование природных ресурсов (эко­логического налога);

сбора на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья;

местных налогов и сборов, взимаемых при осущест­влении видов деятельности.

Областные и Минский городской Советы депутатов устанавливают ставки единого налога в пределах базовых ставок данного налога в зависимости от населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков единого налога, места осуществления деятельности этих лиц в пределах населенного пункта, режима работы пла­тельщиков единого налога, иных условий.

Индивидуальные предпринимателисамостоятельно исчисляют причитающийся к уплате единый налог с уче­том требований законодательства и ставок единого налога, установленных в населенном пункте, в котором осу­ществляется деятельность.

Физическим лицам, не осуществляющим предприни­мательскую деятельность, единый налог исчисляется на­логовыми органами на основании представляемого этими лицами заявления.

Единый налог уплачивается:

индивидуальными предпри­нимателями — по месту постановки на учет в налоговом ор­гане;

физическими лицами, не осуществляющими предпри­нимательскую деятельность, — по месту постановки на учет в налоговом Органе либо по месту реализации товаров.

71. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института.

государственный кредит – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Функции гос.кредита (функции финансов+функции кредита):

^ Распределительная функция государственного кредита позволяет перераспределить финансовые ресурсы в соответствии с потребностями развития экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности ^ Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что соответствующие субъекты, вступающие в кредитные отношения прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге, - на финансовую политику.^ Контрольной функцией государственного кредитаявляется учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Принципы: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности. ^ Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита. ^ Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения. ^ Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

^ Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года). ^ Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.

Основной формой государственного кредита являются государственные займы.

73. Понятие и виды государственного долга.

Государственный долг – это общая сумма обязательств государства по займам.

В зависимости от срока погашения государственный долг подразделяется на:

Основной- вся сумма задолжен­ности государства, по которой не наступил срок платежа»

Текущий- задолженность госу­дарства по обязательствам, по которым наступил срок платежа (невостребованные выигрыши, подлежащие по­гашению облигации).

Внешний государственный долг страны формируется со­вокупностью ее финансовых обязательств иностранным кредиторам по займам, предоставленным Правительству либо под гарантию Правительства, подлежащим погаше­нию в установленные сроки и на заранее оговоренных ус­ловиях. Под лимитом внешнего долга понимается максималь­но возможная сумма долга по состоянию на конец года. Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» лимит внешнего государственного долга установлен в раз­мере 2 млрд. долларов США. Такой размер внешней госу­дарственной задолженности устанавливается исходя из соображений кредитной безопасности.Так, в Приложении 12 к Закону «О бюджете Респуб­лики Беларусь на 2007 год» было установлено следующее:кредиты Международного банка реконструкции и разви­тия — реформирование и укрепление государственного управ­ления, поддержка импорта и уменьшение дефицита бюджета;

кредиты США — зернопродукты;кредиты ФРГ — оборудование для произ­водства светотехнических изделий, строительство здания учебно-лабораторного корпуса факультета международных отношений;кредиты Российской Федерации — обеспечение сба­лансированности расчетов во взаимной торговле Респуб­лики Беларусь и Российской Федерации;кредит Японии — приобретение оборудования по про­изводству компрессоров для бытовых холодильников;

консорциальный кредит группы иностранных банков — финансирование дефицита республиканского бюджета;кредиты Германии, Австрии, Италии, Китая, Евро­пейского банка реконструкции и развития и другие ино­странные кредиты — погашение просроченной задолжен­ности организаций в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь.В состав государственного долга Республики Беларусь входят долговые обязательства, которые могут существо­вать в форме:кредитных соглашений и договоров, заключенных Республикой Беларусь с кредитными организациями, ино­странными государствами и международными финансо­выми организациями в пользу указанных кредиторов;

государственных ценных бумаг, выпускаемых от име­ни Республики Беларусь;договоров о предоставлении государственных гаран­тий Республики Беларусь, договоров поручительства Рес­публики Беларусь по, обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

Наши рекомендации