Правописание предлогов, союзов и частиц 6 страница
ха маленькая лесная птичка подняла пронзитель-
ный крик но вдруг испугалась чего (то) провор-
но спряталась в свою (не) приметную норку и
больше уже не показывалась (на) ружу.
Наконец на нашем биваке стало все (по) не-
многу успокаиваться. После чая люди занялись
каждый своим делом кто чистил винтовку кто
поправлял седло или чинил разорван...ую одеж-
ду. Покончив со своими делами стрелки стали
ложит...ся спать. Они плотно пр...жались друг к
Другу и пр...крывшись шинелями заснули как
убитые. (Не) найдя корма в лесу лошади подо-
шли к биваку и опустив головы погрузились в
(и...синя) чёрную темноту. Не спали только я и
Оленьев мой помощник. Я записывал в тетрад-
ку (дневник) пройден...ый маршрут а он чинил
свою пром...кшую обувь о которой говорили что
она н... в какую погоду н... пром...кает и ей не
страшны (н...) какие пр...вратности погоды. Ча-
сов в десять вечера я закрыл тетрадь и завер-
нувшись (по) плотнее в плащ (палатку) лег к
огню. От жара подымавшегося вместе с дымом
кверху качались ветки старой ели у подножья
которой мы расположились ра....считывая на но-
ч...вку. Огромные ветви (руки) старой ели бе...пре-
рывно качались то закрывая то открывая бе—край-
нее темное небо усеян...ое звездами (блюдцами),
бл....ставшими (в) вышине.
(По В. К. Арсеньеву.)
(218 слов)
Задания
1. Найдите в тексте предложения с деепричастными
оборотами и поясните правила их обособления.
2. Найдите в тексте предложения с приложениями и
поясните постановку знаков препинания при них.
3. Найдите в тесте предложение с уточнением и
объясните способы его обособления.
4. Разберите по составу слова: освещались, прикрыв-
шись, превратности, поплотнее.
5. Сделайте словообразовательный анализ слов:
стрелки, записывал, подножья, беспрерывно.
Петр (преобразователь)
Монголо ((Т,т)атарское) нашествие (на) дол-
го затормозило хозяйствен...ое и экономическое
развитие России оставив ее далеко (по) зади
((3,з)ападно) европейских стран и (П,п)етр
(П,п)ервый Петр (преобразователь) пр...лагал
большие усилия что (бы) догнать Европу пони-
мая что прочное положение России на мировых
рынках как и развитие ее промышлен...ого по-
тенциала без разрешения транспортных проблем
(не) мыслимо. Петр I занялся (в) плотную вод-
ными дорогами. Он мечтал протянуть через всю
страну сквозные «водян...ые пути» выве...ти
главную водную магистраль России Волгу к
(Б,б)алтийскому морю соединить ее с Доном с
Днепром с Москвой (рекой). Он понимал что это
дело может быть займет полвека а то и больше.
Работы по преобразованию водных путей
начались со строительства соединительного ка-
нала между Волгой и Доном. (В) начале трас ...а
была выбран...а в (полу) версте от заброшен...ого
канала (Т,т)урецкого султана. Но вскоре Петр!
понял бе...пер...спективность и безрезультатность
работ в этом месте. Это было (н...) что иное как
пустая потеря времени. В 1702 году сооружение
канала было перенесено в район Иван (озера).
Про...ктом предусматривалась шлюзован...ая
часть искусствен...ой водной системы длиной
в 210 верст. Если бы она была полностью до-
строен...а то стала бы самой длин...ой из всех
шлюзован...ых систем России (в) течени... по-
следующих двух столетий. Через пять лет после
начала строительства по (И,и)вановскому каналу
было проведен...о около 300 судов хотя система
и оказалась мелк...водной. (В) последстви... (И,и)ва-
новский канал использовался мало по мирному
договору 1711 года город (крепость) Азов отошел
к Турции и надобность в водном пути от центра
России к Азовскому (М,м)орю отпала.
(223 слова)
Задания
1. Прокомментируйте употребление прописной бук-
вы в тексте.
2. Напишите числительные словами. Вспомните пра-
вила написания.
3. Найдите в тексте приложения, охарактеризуйте
способы их выделения.
4. Найдите в тексте сложноподчиненные предложе-
ния и определите типы придаточных.
5. Найдите в тексте предложение с двоеточием и по-
ясните его постановку, составьте его схему.
6. Разберите по составу слова: заморозило, западно-
европейские, водяные, полуверсте, заброшенного,
мелководной, бесперспективность.
«Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» есть и картина нра-
вов и гал...ерея живых типов и вечно острая
жгучая сатира и вместе с тем комедия.
Произведение Грибоедова драгоценно как
психологическая драма.
В картине нет н... одного бледного пятна н...
одного посторон...его лишнего штриха и зритель
и читатель чу...ствует себя и теперь в нашу эпоху
среди живых людей. И общее и детали все это не
сочинен...о а целиком взято из (М,московских
гостин„..ых и перенесен...о в книгу и на сцену.
Главная роль коне...но роль Чацкого без кото-
рой бы н... было комедии а была (бы) пожалуй
картина нравов. Сам Грибоедов приписал горе
Чацкого его уму а Пушкин отказал ему вовсе в
уме. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц
но и положительно умен. Речь его кипит умом
остроумием. У него есть и сердце и при (том) он
безукоризнен...о честен. Словом это человек (н...)
только умный но и развитой или как рекомендует
его горничная Лиза он «чувствителен и весел и
остер». Только личное его горе произошло н... от
одного его ума а более от других причин где ум
его играл страдательную роль и это подало Пуш-
кину повод отказать ему в уме. Между тем Чац-
кий как личность несравнен...о выше и умнее
Онегина и (Л,лермонтовского Печорина. Он ис-
крен...ий и г...рячий деятель а те паразиты. Ими
заканчивается их время а Чацкий начинает но-
вый век и в этом все его значение и весь «ум».
(По И, А. Гончарову.)
(224 слова)
Задания
1. Объясните употребление заглавной буквы в тек-
сте.
2. Найдите предложение с обобщающим словом при
однородных членах и поясните расстановку зна-
ков препинания.
3. Подчеркните вводные слова в тексте и укажите
их значение.
4. Найдите предложение с тире и объясните прави-
ло его постановки.
5. Определите, при каких членах предложения упот-
реблен союз «как».
6. Разберите по составу слова: драгоценно, остроуми-
ем, умнее, заканчивается, положительно.
7. Сделайте словообразовательный анализ слов: гос-
тиных, деятель, горничная, выше, лермонтовского,
подало.
Белинский
Опишу наружность Белинского. Извес...ный
л...тографический едва ли (н...) единствен...ый
портрет его дает о нем понятие (не) верное. Сри-
совывая его черты художник счел своим дол-
гом украсить природу и потому пр...дал всей го-
лове какое (то) (повелительно) вдохновен...ое
выражение какой (то) воен...ый чуть н... гене-
ральский поворот (не) естествен...ую позу что
вовсе (не) соответствовало действительности.
Белинский был среднего роста на первый взгляд
довольно (не) красивый и даже (не) складный
худощавый со впалой грудью и понурой голо-
вою. Всякого даже не медика (не) медлен...о по-
ражали в нем все главные признаки ч...хотки.
(При) том же он почти постоян...о кашлял. Меж-
ду чужими людьми на улице Белинский легко
робел и терялся.
Лицо он имел (не) большое (бледно) красно-
ватое нос (не) правильный как (бы) пр...плюсну-
тый рот слегка и...кривлен...ый особен...о когда
раскрывался маленькие частые зубы. Густые
(бело) курые волосы падали клоком на белый
прекрасный хоть и низ...кий лоб. Я н... видал
глаз более пр...лес...ных чем у Белинского. Го-
лубые с золотыми искоркам и (в) глубине зрач-
ков эти глаза в обычное время (полу) закрытые
расширялись и св...ркали в минуты воодушев-
ления и в минуты веселости взгляд их прини-
мал пленительное выражение приветливой доб-
роты и бе...печного счастья. Голос у Белинского
был слаб с хрипотою но приятен. Смеялся он
от души как ребенок. Он любил ра...хаживать
по комнате постукивая пальцами красивых ма-
леньких рук по табакерке. Его выг...вор мане-
ры телодвижения живо напоминали его проис-
хождение вся его повадка была чисто рус...кая
(М,московская (не) даром в его жилах текла
беспримесная кровь принадлежность нашего ве-
ликорус ...кого духовенства столько веков (не) до-
ступного влиянию иностранной породы.
(Яо И. С. Тургеневу.)
(226 слов)
Задания
1. Найдите предложения с однородными и неоднород-
ными определениями, поясните постановку знаков
препинания при них.
2. Сделайте синтаксический разбор последнего пред-
ложения. Составьте его схему.
3. Разберите по составу слова: единственный, при-
плюснутый, слегка, телодвижение, великорусско-
го, действительность.
4. Сделайте словообразовательный анализ слов: бес-
примесная, происхождение, духовенство, расширя-
лись, полузакрытые.
Немного истории
В XI веке (Д,д)ревняя (Р,р)усь окрепла как
самостоятельное государство уже (на) столько что
с ней считались как с р...вной все страны (3,з)а-
падной (Е,е)вропы. В 838 году рус...кое посоль-
ство было принято у (В,в)изантийского импера-
тора затем во Франции и Германии. Территории
(Д,д)ревней (Р,р)уси значительно расширилась
кроме бас...ейна среднего и верхнего течения
Днепра в ее состав вошли земли верхнего и сред-
него течения (3,з)ападной (Д,д)вины а так (же)
бас...ейна Волхова (в) плоть до сумрачных бере-
гов холодной бе...брежной как тогда считалось
Ладоги. Границы владений (Н,н)овгородцев до-
стигали Чудского озера и реки Нарвы а на севе-
ре реки Невы и Ладожского озера.
Реки связывали между собой отдельные кня-
жества (Д,д)ревней (Р,р)уси выводили ее на рын-
ки богатых государств (М,м)алой (А,а)зии и Ви-
зантии на юге.
Темной все сметающей на своем пут... вол-
ной захлес...нула в начале XII века Русь (мно-
го) тысячная (монголе) татарская кон...ица
промчавшаяся как смерч. Горький дым пожа-
рищ... зас...лал небо. Спасаясь от плена и бе...жа-
лос...ных татар...ских сабель русские люди бе-
жали без (оглядки) в леса (не) смотря на то что
приходилось бросать весь нажитый скарб. Опус-
тела русская земля (не) слышно н...собач...его лая
н... петушин...ого пения. Зар...сли сорной травой
н...когда плодородные поля бе...числен...ое мно-
жество пашен... стояло (не) во...делан...ыми обез-
люд...ли берега рек. Пустын...ы стали н...когда
(густо) населен...ые земли.
Только (Н,н)овгородская и (П,п)сковская зем-
ли сохранили (не) зависимость в эти тяжкие для
Руси времена. А Киев так и не смог (в) послед-
стви... оправит...ся после разорения татарами.
(В) скоре он оказался под власт...ю Литвы и Русь
лишилась своей искон...ой дороги к Ч...рному
(М,м)орю Днепра.
(228 слов)
Задания
1. Прокомментируйте употребление прописной бук-
вы в тексте. Вспомните правила употребления про-
писной буквы.
2. Напишите числительные буквами.
3. Укажите предложения, в которых употреблено
тире. Расскажите правила его употребления.
4. Найдите предложение с двоеточием. Разберите его
по членам предложения. Составьте схему.
5. Найдите предложения с однородными членами.
Поясните расстановку знаков препинания в
них.
6. Разберите по составу слова: самостоятельное, ви-
зантийского, расширилась, конница, безжалостных,
плодородные, невозделанными.
7. Сделайте словообразовательный анализ слов: пе-
тушиный, застлал, разорение, обезлюдели, многоты-
сячная, Псковская.
Рождение Земли
Среди седых камен...ых вершин или бе...край-
них холодных льдов все напоминает о большом
еще (не) познан...ом таинствен...ом мире суще-
ствующ...м (в) течени... многих тысячелетий по
своим собственным (н...) кому (н...) понятным
и (н...) подчиняющимся законам. Там над голо-
вой сверкают гранен...ые алмазы далеких звезд
манящих исследователей своей неизвестностью.
Оттуда лучше видна (В,в)селен...ая (не) имею-
щая н... конца н... краю. Академик Отто Юлье-
вич Шмидт н... раз задумывался о тесной связи
(3,з)емного мира с далекими ра...сыпан...ыми в
необ...ятном просторе светилами. Академик изу-
чал (н...) что иное как строение нашей планеты
и (В,в)селенной в то (же) время он был боль-
шим ученым (математиком) и физиком.
В тот ясный день середины нашего столетия
собрались преподаватели ассистенты и проф...е-
с...ора разных факультетов (Л,ленинградского
университета и слушали учен...ого который ра...-
сказывал о своей новой теории происхождения
(3,з)емли.
Нас долго учили что наша планета была (ог-
нен...о) жидким телом и потом постепен...о ос-
тывала. Так утверждали многие предшествен...и-
ки. Солнце и (3,з)емля ДБИЖ...ТСЯ по (В,в)се-
лен...ой. Иногда они проходят сквозь космические
туман—ости и тогда в ночном небе можно ви-
деть «звез...ный дождь». Тысячи осколков не-
бесных камней сг...рают в воздушной атмосфере
которой раньше не существовало да и сама пла-
нета напоминала собой бе...формен...ый ...густок
(газово) пылевых веществ. Этот ...густок посте-
пен...о рос вб...рая в себя и гиган...ские облом-
ки и маленькие частички из межзвез...ной ту-
ман...ости. Словно бомбы они ра...рывались ра...-
калывалисъ отдавая энергию растущей планете.
Время шло и от такой бомбардировки от пере-
хода энергии из одного вида в другой будущая
(3,з)емля стала колебат...ся все сильнее и силь-
нее буд (то) легкая лодка среди бушующих мор-
ских волн. И вот планета уже стала вращат...ся.
Силы вращения чуть сплющили ее у полюсов
упл...тнили перемещая более тяж...лые частицы
к центру огромного камен...ого шара.
Так по мнению академика Шмидта рожда-
лась (3,з)емля.
(По Э. Новикову.)
(266 слов)
Задания
1. Найдите в тексте приложения и укажите, чем они
выражены.
2. Найдите в тексте сложносочиненные предложе-
ния и поясните расстановку знаков препинания
в них.
3. Найдите предложения со сравнениями, поясните
постановку знаков препинания.
4. Разберите по членам первое предложение.
5. Разберите по составу: гигантские, уплотнили, меж-
звездной, раскалываться, туманности, бушующих.
6. Сделайте словообразовательный анализ слов; рас-
сыпанные, сгусток, звездный, туманность, огненно-
жидкий.
Сила воды
Большие реки (Р,р)усской р...внины вплоть
до XX века рассматривались как (н...) что иное
как водные пути. Но сила бегущей воды ма-
лых рек использовалась на Руси человеком
издавн... и... покон веков. Упоминания о во-
дян...ых мельницах встречают...ся в летописях
начиная с IX века но кто где и когда поставил
первую из них перегородив ручей или реку (не)
ИЗВ6С...НО.
Энергия текущей воды преобразовывалась в
работу по размолу зерна в муку ж...рновом во-
дян...ым или мельничным колесом. Оно пред-
ставляло собой два широких один в другом обода
соединен ...ых прямоугольными лопастями (ло-
патками).
Как и многие другие ремесла мельничное
дело передавалось из поколения в поколение по
наследству от отца к сыну. Преемниками мог-
ли быть и другие ближайшие родственники.
Присматриваясь к бе...престан...ому кружению
(темно) серой воды в омуте будущие плотин...ые
мастера должны были бе...пр...пятствен...о уга-
дывать режим работы водян...ого колеса и...под-
воль прислушиваясь к шуму (не) пр...„рываемо-
го потока определять скорость вращения жер-
новов и ур...вень воды в реке. Им надлежало
научит...ся понимать и чувствовать реку так как
(будто) перед ними живое существо пр...бываю-
щее в ПОСТОЯН...ОМ движении.
(В) последстви... имен...о из мельников выш-
ли «водян...ые люди» работавшие в XVIII веке
по сооружению ис...кус...твен....ых водных пу-
тей России. В 1737 году плотин...ый мастер Сафо-
нов построил горизонтальное водян...ое колесо —
первую (гидро) турбину. (В) течени... XVIII века
энергию рек использовало уже около 3000 ма-
нуфактур но в большинстве случаев мощ...ность
БОДЯН...ЫХ колес не превышала порядка несколь-
ких десятков лошадин...ых сил поэтому их уста-
навливали сразу по несколько штук (в) следстви...
чего сооружения были очень громоздкими.
Но если бы тогда кто (нибудь) сказал что энер-
гию можно передавать по проводам его бы со-
чли фантазером.
(По Л. Ильиной.)
(230 слов)
Задания
1. Напишите числительные словами и охарактери-
зуйте их как часть речи.
2. Найдите в тексте деепричастные обороты и объяс-
ните знаки препинания при них.
3. Найдите в тексте приложения и объясните спосо-
бы их выделения.
4. Найдите в тексте сложноподчиненные предложе-
ния и определите типы придаточных.
5. Разберите по составу слова: рассматривались, со-
единенных, темно-серой, родственники, плотинный,
использовало.
6. Сделайте словообразовательный анализ слов: гид-
ротурбина, мельничное, прямоугольник, летопись.
Спуск
Оставив людей и лошадей на месте я сам (в)
припры...ку пошел (на) верх что (бы) еще раз
осмотрет...ся вокруг.
(И...желт...) красное со...нце уже стояло низ.,.-
ко над горизонтом и надо было торопит...ся не-
пр...мен...о как можно скорее раз...скать воду в
которой и люди и лошади очень нуждались.
Спуск с (куполо) образной горы был (с) начал...
пологий но потом ...делался ч...резвычайно кру-
тым. Лошади спускались присев на задние ноги.
В...ЮКИ лезли вперед и если (бы) при седлах не
было шлей и чере...седельники не были так креп-
ко (накрепко) привязан...ы они с... .ехали (бы) им
на голову. Пришлось ...делать длин...ые зи...заги
что при буреломе который валялся ...десь во мно-
жестве было делом далеко (не) легким.
За перевалом мы сразу попали в овраги.
Местность была ч...резвычайно пересечен...ая
глубокие ра...падки завален...ые к...рчагами
(мутно) зелёные водотоки и скалы обросшие
(темно) зеленым мхом все это создавало обста-
новку которая живо напоминала мне картину
(н...) чего иного как Вальпургиевой ночи. Труд-
но представить себе местность и окружающую
ее окрестность более дикую и (не) приветливую
чем эта дыра (ущел...е).
Иногда случает ...ся что горы и лес имеют
пр...чудливо привлекательный вид. Так кажет...ся
и остался (бы) среди них (на) всегда. Иногда наобо-
рот горы кажут...ся (угрюмо) дикими. И пр...стра-
н...ое дело Чу...ство это не бывает личным суб...ек-
тивным оно всегда является общим для всех на-
ходящихся рядом с тобой. Я много раз проверял
это и всегда убеждался что это так. То (же) было и
теперь. В окружающей нас обстановке чу....ствова-
лась какая (то) беспредельная тоска было что (то)
жуткое и (не) приятное и это жуткое и тоскливое
понималось всеми нами одинаково.
(По В. К. Арсенъеву.)
(235 слов)
Задания:
1. Найдите сложносочиненные предложения и объяс-
ните знаки препинания в них.
2. Найдите предложение с обобщающим словом при
однородных членах и объясните знаки препина-
ния в нем.
3. Сделайте синтаксический разбор второго предло-
жения. Составьте его схему.
4. Сделайте словообразовательный анализ слов: при-
чудливо, чересседельник, множество.
5. Разберите слова по составу: куполообразный, во-
дотоки, распадки, бурелом, беспредельная.
Русские реки
Посмотрите на географическую карту России.
Велика наша Родина и обильна реками Волга
Дон а так (же) Днепр. На водных путях этих
трех великих рек (Р,р)усской р...внины н...ког-
да служилось и окрепло ((Д,д)ревне) русское го-
сударство (в) последстви... ставшее пр...родиной
трех славянских народов русского украинского
и белорусского. Бас...ейны Волги Днепра Дона и
их многочислен...ых пр...токов занимают почти
всю территорию южного склона (Р,р)усской
Р...ВНИНЫ. (Водо) раздельная граница между ба-
с...ейнами Днепра и Дона проходит по ((С,с)ред-
не) русской возвышен—ости с высотами до 200-
300 м к югу от которой находится (Д,д)онецкий
кряж... поднимающийся до 370 м. Бас...ейны
Дона и Волги разграничивает круто обрываю-
щаяся к д...лине Волги (П,п)р...волжская возвы-
шен—ость с высотами до 300-384 м.
Проворно ...бегая по склонам возвышен...ос-
тей на р...внине реки замедляют движение сво-
их вод и дальше спокойно текут в хорошо раз-
работан...ых д...линах освоен...ых (в) следстви...
тяж...лого труда многих поколений. На их удоб-
ных для хозяйствен—его использования ровных
широких тер ...асах и поймах (в) начале первого
тысяч—летня нашей эры возникли поселения
(В,в)осточных (С,с)лавян. Реки органично впле-
тались в жизнь и быт осевших на их берегах
разномас...ных племен. Зимой и летом они слу-
жили удобным а (за) частую и единствен—ым
путем к соседям а так (же) в дальние замор-
ские страны с которыми торговали славяне от-
правляясь в тридесятые государства и совершая
выгодный (товаре) обмен знакомясь с жизнью
далеких народов реки (же) обл...гчали и пере-
броску тяжестей. В IX веке реки стали крутить
жернова перемалывать муку.
Трудно переоценить роль которую реки иг-
рали и продолжают играть в нашей жизни. Так
(же) тесно как и раньше с ними связан...ы наш
быт и вся наша жизнь.
(241 слово)
Задания
1. Прокомментируйте употребление прописной бук-
вы в тексте. Вспомните правила ее употребления.
2. Выпишите из текста диктанта числительные (бук-
вами) и объясните их правописание.
3. Найдите в тексте причастные обороты и объясни-
те постановку знаков препинания при них.
4. Найдите предложения с однородными членами.
Объясните расстановку знаков препинания в них.
5. Разберите по составу слова: многочисленные, древ-
нерусское, разграничивает, обрывающаяся, разнома-
стные, перемалывать.
6. Сделайте словообразовательный анализ слов: при-
токи, прародина, водораздельная, замедляют, тыся-
челетия, заморские, товарообмен.
Ледоход
Вечер золотистый тихий и небо до того чис-
тое (зеленовато) голубое самое праз... ничное
небо. Отец с Горкиным об...езжали Москву (реку)
везде порядок все на месте. Удостоверившись
приск...кали домой. Мы только что вернулись
(из) под Новинского где большой птич...ий ры-
нок купили (н...) что иное как белочку в колесе.
Вечернее со...нце золотцем заливает залу и не-
устан....ые тружен...ицы канарейки в столовой
л...ются на все лады. Но солов...и что (то) еще
не расп...вались. Светлое Благ...вещенье отходит.
Скоро и ужинать. Отец отдыхает в кабинете а я
слоняюсь без толку и ...подтишка подглядываю
за ним. В форточку у ворот слышно как кто (то)
влетает вскач.... Горкин кричит как дребезжит
Ребят подымай буди Срезало все как есть В зал
вбегает на ц...почках Василь Васильич. Выбега-
ет отец в халате вз...ерошен...ый глаза (на) вы-
кат кричит как резан... ый Черти Седлать Кав-
казку Сейчас выйду Василь Васильич грохается
с лес...ницы. На дворе стоит бешен...ый крик. Из
кабинета выскакивает только что прискакавший
водолив Аксен бежит вместо кор....идора в гос-
тин...ую оставляя после себя глинян...ые комья.
Куда тебя понесло черта кричит выбегающий
взбешен...ый отец хватает Аксена за ворот хол-
стин...ой рубахи и оба убегают по лес...нице. На
отце высокие сапоги кургузка круглая шапч...н-
ка револьвер и плетка. Из верхних сеней я вижу
как бежит Горкин (на) бегу надевая (полу) шу-
бок стоят толпою безмолвные рабочие многие
босиком только что поужинали и собирались
леч... (на) боковую. Отец на взбрыкивающей Кав-
казке отдав приказания проск...кал за ворота.
Я понимаю что где (то) далеко срезало наши
барки пошел полный лед...ход от верху реки. И
теперь (то) они плывут бог весть куда где нахо-
дят...ся (не) извес...но так как срезало их еще
(по) полудни. Вмиг все расходятся и никого уже
на дворе нет все как вым...рло.
(По И. С. Шмелеву.)
(259 слов)
Задания
1. Найдите в тексте сложносочиненные предложе-
ния. Поясните постановку знаков препинания в
них.
2. Найдите в тексте предложения с двоеточием, по-
ясните его постановку. Разберите эти предложе-
ния по членам.
3. Разберите по составу слова: объезжали, птичий, ис-
подтишка, глиняные, взбешенный, прискакавший.
4. Сделайте словообразовательный анализ слов: зо-
лотистый, зеленовато-голубое, водолив, шапчонка,
пополудни, труженицы.
О Лермонтове
Лермонтова я видел всего два раза в доме
одной знатной (П,п)етербур...ской дамы и не-
сколько дней спустя на маскараде в Благород-
ном (С,с)обрани... под новый 1840 год. У княги-
ни я весьма редкий и (не) привычный посети-
тель све...ких вечеров лиш... (из) дали из уголка
куда я забился наблюдал за (быстро) вошедш...м
в славу поэтом. На Лермонтове был мундир
(лейб) гвардии гусарского полка он н... снял н...
сабли н... перчаток и ...горбившись и насупив-
шись угрюмо посматривал на графиню. В наруж-
ности Лермонтова было что (то) зловещее и тра-
гическое какой (то) сумрачной и недоброй си-
лой задумчивой презрительностью и страстью
веяло от его смуглого лица от его больших и
(неподвижно) темных глаз. Их тяж...лый взор
стран...о не соответствовал выражению почти
(детски) нежных и выдававшихся губ. Вся его
фигура приземистая кривоногая с большой го-
ловой на сутулых широких плечах возбуждала
ощущение неприятное но присущую мощ... тот
(час) сознавал всякий. Извес...но что он до неко-
торой степей... изобразил самого себя в Печ...ри-
не. Слова Глаза его не смеялись, когда он смеял-
ся действительно относились к нему. Не было
сомнения что он следуя тогдашней моде напус-
тил на себя известного рода (Б,б)айроновский
жанр с примесью других еще худших капризов
и чудачеств. И дорого же он поплатился за них
Внутрен...е Лермонтов вероятно скучал глубоко
он задыхался в тесной атмосфере куда его втол-
кнула судьба. На бале Дворянского (С,с)обрания
ему не давали покоя бе...пр...стан...о приставали
к нему брали за руки одна маска сменялась дру-
гою а он почти не сходил с места и молча слу-
шал их писк (по) очередно обращая на них свои
сумрачные глаза. Мне тогда (же) почудилось что
я уловил на лице его прекрасное выражение
поэтического творчества. Быть может ему при-
ходили в голову стихи:
Когда касаются холодных рук моих