Правописание предлогов, союзов и частиц 7 страница

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бе...трепетные руки...

(По И. С. Тургеневу.)

(272 слова)

Задания

1. Найдите в тексте вводные слова и поясните знаки

препинания при них.

2. Укажите в тексте согласованные и несогласованные

определения и поясните знаки препинания при них.

3. Найдите в тексте предложение с приложением, по-

ясните постановку знаков препинания в нем. Сде-

лайте его синтаксический разбор. Составьте схему.

4. Разберите по составу слова: петербургской, посмат-

ривал, презрительностью, дворянского, бестрепетные.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: при-

земистая, примесью, байроновский, поплатился, не-

подвижно-темных .

Штольц

Андрей Иванович Штольц друг Обломова яв-

ляется вполне мужчиною таким человеком ка-

ких еще очень мало в современном обществе.

Он не избалован домашним воспитанием он с

молодых лет начал пользоваться разумною сво-

бодою рано узнал жизнь и умел внести в прак-

тическую деятельность прочные теоретические

знания. Твердость воли и убеждений критичес-

кий взгляд на людей и на жизнь вера в истин...у

и в добро уважение ко всему прекрасному и

возвышен ...ому вот главные черты характера

Штольца. Он не дает вол... страстям отличая их

от чу...ства. Он сознает что человек есть суще-

ство мыслящее и что ра... судок должен управ-

лять его действиями. Штольц не принадлежит

к числу тех холодных людей которые подчиня-

ют свои поступки рас ....чету потому что в них

нет жизнен...ой теплоты и они (н...) способны

н... горячо любить н... жертвовать собой (во) имя

идеи. Штольц (не) мечтатель; у него здоровая и

крепкая природа и он сознает свои силы и не

слабеет перед (не) благоприятными обстоятель-

ствами и не напрашиваясь насильно на борьбу

н...когда н... отступает от нее. Жизнен...ые силы

б...ют в нем живым ключам и он употребляет

их на полезную деятельность. Характер его с

первого взгляда может показаться ж...стоким

и холодным. Обломов нежнее и общительнее сво-

его друга что естествен „.о характеры слабые все-

гда нуждают...ся в нравственной по...держке. В

отношени... к любимой жен...щине Штольц (не)

способен быть страдательным существом по-

слушным исполнителем ее воли сознание соб-

ствен...ой личности не позволяет ему для кого

(бы) то н... было отступат...ся от убеждений или

менять черты своего характера. Осмысливая все

он осмысливает и любовь и БИД...Т в ней не слу-

жение кумиру а разумное чу...ство. Штольц ев-

ропеец по развитию и по взгляду на жизнь это

тип будущий.

(По Д. И. Писареву.)

(262 слова)

Задания

1. Найдите в тексте предложения с тире и поясните

правила их постановки.

2. Найдите в тексте предложения с однородными чле-

нами и поясните знаки препинания при них.

3. Найдите в тексте бессоюзные предложения и по-

ясните постановку двоеточия в них.

4. Найдите предложение с обобщающим членом при

однородных членах и сделайте его синтаксичес-

кий разбор.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: из-

балован, исполнитель, напрашиваясь, жертвовать.

6. Разберите слова по составу: будущий, мечтатель,

неблагоприятными, показаться.

В степ...

Вызрел ковыль и степь (на) многие версты

оделась колыш...щ...мся серебром. Ветер упрямо

прим...нал его наплывая и гнал (то) к (Ю,ю)гу

то к (3,з)ападу (бледно) сизые волны. Там где

пробегала воздушная струя ковыль молитвен...о

клонился и на гребне седой волны долго лежала

после этого чернеющая полоса. Отцвели (разно)

цветные травы и полевые цветы по ночам на

(обуглен...о) ч...рном небе сияли звезды и

т...мнея срезан...ым боком скупо светил месяц.

Терпкий воздух был густ ветер сух пахло полы-

нью и земля пропитан...ая все той (же) гореч...ю

всесильной полын... тосковала о прохладе. А

днем в степ... покрытой засохшей травой духо-

та зной серая пыль. На выцветш...м голубом

небе нет н... облачка и только нещадное со...нце

да распростертые (коричнево) серые крылья кор-

шуна. Коршун кр...нясь (на) бок (то) одним (то)

другим крылом плывет в (сизо) голубом про-

странстве и его огромная тень (не) слышно сколь-

зит по траве бурой дымящейся.

По всей необ...ятной степ... хрипло свистят

суслики а на горках желтеющей земли около

норок дрем л ...т сурки готовые (в) миг исчезнуть

при первой опас...ност.... Степь г...рячая но мерт-

вая (не) подвижна как во сне. И только табун

лошадей нарушает тишину сон...ой степ... храпят

молодые жеребцы вдыхая (горько) солен...ый

запах полын... и взрослый конь нет (нет) да зар-

жет тряхнув бл...стящей головой.

Мишка уже два месяца работает табун...щи-

ком за это время он хорошо изучил жизнь ло-

шадей и проникся глубоким уважением к их

уму и благородству простому и (естественно)

целомудрен...ому. Он полюбил лошадей и осо-

бен...о одного стареющего жеребца ((не) укро-

тимо) злого и грубоватого в обращении со все-

ми кобылицами кроме одной рыжей (четырех)

летней красавицы с (исчерн...) карими глаза-

ми. Со всеми злой и грубый он любил класть

свою голову на круп любимой кобылиц... и

дремать так (по) долгу. Мишка любил родную

(Д,д)онскую степь любил (по) сыновьи предан...о

и нежно.

(По М, А. Шолохову.)

(266 слов)

Задания

1. Найдите в тексте обособленные определения и по-

ясните, чем они выражены.

2. Найдите в тексте бессоюзные предложения и по-

ясните знаки препинания в них.

3. Найдите в тексте предложения с двоеточием, по-

ясните правила его употребления.

4. Разберите по членам первое предложение. Составь-

те его схему.

5. Разберите по составу слова: вызрел, колышущим-

ся, срезанным, благородству, подолгу, пропитанная,

всесильной.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: та-

бунщиком, сизо-голубом, дымящейся, четырехлет-

ней, кобылицы, по-сыновьи.

На охоте

Уже около месяца жили мы на коч...вке вер-

стах в (полутора) ста от Оренбурга а охота от

которой мы ожидали столько удовольствия по-

чти н...чего н... представляла занимательного.

Лето было ч...резвычайно жаркое все болота

высохли со дня на день ожидали соколов что

(бы) на них поохотит...ся но их не привозили

и нам оставалось только ходить с л ...гавой за

тетеревами.

Коч...вка была расположен...а между двумя

высокими холмами составляющими начало

(У,у)ральского (Х,х)ребта и покрытыми дубня-

ком и березняком. (Мимо) ходом можно ска-

зать что все холмы совершен...о между собою

схожи и что нет н...чего легче как в них заблу-

дит... ся. Почти все они имеют ту (же) ориги-

нальную форму все увенча...ы (стено) образным

гребнем сланцеватого камня и в каждой д...ли-

не протекает (не) большой ручей с об...их сторон

скрытый кустарником. Д...лины эти из...билуют

разными ягодами а более всего особен...ым ро-

дом диких вишен... р...стущих в высоком к...вы-

ле едва приметными кустами. Им (то) кажет...ся

должно приписать неимоверное множество те-

теревов водящихся в этих местах. Каждый день

мы стреляли штук по шест....десяти и даже по

сто но уменьшения их вовсе не было заметно.

Обыкновенно мы уезжали рано (по) утру и часа

через три возвращались домой обвеш...н...ые

добычей. Каждый из нас убивал столько что (не)

возможно было поместить всего в обыкновенном

яг...таше и что (бы) избежать этого неудобства

один опытный охотник изобрел ремни которые

(не) занимая лишнего места могли поместить на

себе много дичи. (С) начал.... охоты эти ремни

мы носили через плечо а под конец нав...ючива-

ли ими лошадь. Случалось что мы принужде-

н....ы были возвращаться единствен...о потому

что у нас и...тощался весь запас пороха я дроби.

Что (бы) дать некоторое представление о числе

тамошних тетеревов к приведу только один при-

мер (в) течени... часа мы однажды (в) троем уби-

ли шестьдесят три штуки.

(По А. К. Толстому.)

(266 слов)

Задания

1. Поясните правописание числительных в тексте.

2. Выделите в тексте обособленные определения. На-

зовите, чем они выражены.

3. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения

и поясните постановку знаков препинания в них.

4. Найдите в тексте бессоюзные предложения, пояс-

ните постановку знаков препинания в них.

5. Составьте схему последнего предложения.

6. Разберите по составу слова: навьючивали, водящих-

ся, истощался, дубняком, обвешанные, кустарником.

7. Сделайте словообразовательный анализ слов: ми-

моходом, уральского, березняком, шестидесяти, при-

писать, втроем, уменьшения.

Наши рекомендации