Проблемы взаимодействия (согласования) финансового и управленческого учета
Успешное функционирование системы управленческого учета способствует результативному осуществлению функций общей системы управления турфирмой. При этом администрация самостоятельно решает вопросы организации управленческого учета, т.е. как классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат, как организовать внутреннюю управленческую отчетность и контроль в деятельности турфирмы.
Поскольку управленческий учет является составной частью системы управления, то при его построении исходными являются следующие позиции:
· соответствие целям и задачам деятельности туристических организаций;
· отражение особенностей технологии оказываемых услуг;
· оптимизация структуры и уровня детализации базы бухгалтерских данных, используемых менеджерами;
· согласованность с общими принципами формирования организованной структуры управления турфирмой.
Построение систематического управленческого учета является наиболее трудным вопросом.
Ключевой проблемой организации управленческого учета является проблема его взаимодействия с финансовым учетом. Современные тенденции развития бухгалтерского учета показывают, что по содержанию финансовый учет решает задачи формирования общей картины финансового положения турфирмы, исчисления конечных результатов ее деятельности; «продукция» этой составляющей учета предназначена главным образом для управления финансовой и коммерческой деятельностью и для внешних пользователей. Счета финансового учета служат для обобщения информации о наличии и движении основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и других финансовых вложений, производственных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов.
Управленческий учет ориентирован на формирование информационно-аналитической базы управления производственной деятельностью, калькулирование себестоимости услуг и управление издержками организации, выявление рентабельных видов услуг, и обеспечение их конкурентоспособности. Счета управленческого учета должны быть предназначены для обобщения информации о процессах формирования издержек турфирмы и обращения, стоимость туруслуг, процессах ее реализации. Наиболее ценным в такой информации считаются данные об оборотах по счетам.
Информационная система бухгалтерского учета задана рядом счетов и взаимодействие учетных подсистем (финансовой и управленческой) для внутренних нужд может осуществляться двумя путями: в рамках единой с финансовым учетом системы счетов или в самостоятельной системе счетов.
Выбор турфирмой варианта взаимодействия учетных систем, безусловно, зависит от масштаба предприятия, его потребностей в управленческой информации. В организациях малого бизнеса, к которым относятся туристические организации, управленческая информация может быть сведена к ограниченному уровню требований к учетной системе. Но независимо от того, какой масштаб деятельности имеет турфирма при построении системы управленческого учета, целесообразно решить следующие вопросы:
· определение основного состава задач внутреннего финансового и управленческого учета, их согласование с функциями общей системы управления турфирмой.
· формирование базы данных финансового учета из различных документированных источников, учитывая потребности в информации для принятия управленческих решений.
· установление степени детализации плана счетов, которая зависит от «детальных расширений» собираемой информации, и разработка системы с заданной глубиной.
· выбор методов и способов учета затрат и формирования финансовых результатов деятельности туристской организации, адекватно отражающих особенности осуществления технологии выполнения и предоставления услуг, согласованных с целями управления турфирмой, т.е. формированием учетной политики.
· формирование учетных технологий, то есть определение системы сбора информации и документооборота, ориентированных как на бухгалтерскую практику, так и на задачи управленческого учета.
· определение основных методов формирования альтернативных вариантов действий, принятия решений и разработка способов их представления, простых и удобных для оперативного регулирования, контроля и анализа, т.е. формирование системы управленческого учета.
Рекомендуются следующие варианты организации взаимодействия бухгалтерского (финансового) учета и управленческого учета.
Первый вариант учетной технологии предполагает, что счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на выполнение услуг, ведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами финансового учета, какими являются счета расходов и доходов. Вариант организации взаимодействия управленческого и финансового учета на едином плане счетов представляет собой интегрированную систему учета в организации. В данном случае системность учета предполагает единство принципов отражения учетной информации, взаимосвязь регистров учета и внутренней отчетности, обеспечение в необходимых случаях согласования данных управленческого учета с показателями финансового учета и отчетности, формирование единой учетной политики финансового и управленческого учета.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), расходы по обычным видам деятельности, т.е. по тем из них, по которым реализация продукции отражается через счет 90 «Продажи», формируются по элементам на следующих счетах:
30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат».
Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают в дебет отражающего счета 37 «Отражение общих затрат», как показано на рис. 9.
Рис. 9. Учет затрат по экономическим элементам.
Собранные на счете 37 суммы распределяют между калькуляционными счетами и записывают в дебет счетов 20 “Основное производство”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, в дебет счета 44 “Расходы на продажу”, как показано на рис. 10.
Рис. 10. Распределение затрат, учтенных по экономическим элементам.
Предложенный вариант вытекает из требования Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации», в котором сказано, что при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам, перечень которых строго определен. Для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых турфирма устанавливает самостоятельно.
Таким образом, в интегрированной системе учета задача взаимодействия финансового и управленческого учета сводится к следующему. Внутренний финансовый учет реорганизуется в основную информационную базу по формированию альтернативных управленческих решений и выставляет основные ограничения с учетом требований учетной политики, в рамках которых эти решения могут быть реализованы на практике.
Построение интегрированной системы учета в представленной постановке не потребует значительных дополнительных затрат, так как существующая на предприятии бухгалтерская служба, кроме традиционной задачи формирования внешней финансовой отчетности, расширит востребованность имеющейся бухгалтерской информации в турфирме и улучшит качество принимаемых управленческих решений.
Второй вариант построения системы управленческого учета называют автономным, когда финансовый и управленческий учет выделяются как самостоятельные и каждый представляет собой замкнутую подсистему. При этом в каждой учетной подсистеме используются парные контрольные счета одного и того же наименования, т.е. зеркальные счета или счета - экраны, через которые осуществляется их взаимосвязь. Для этого счета 20 – 26 по учету затрат на оказание услуг выделяют в самостоятельную систему счетов управленческого учета, отдельную от системы других синтетических счетов бухгалтерского учета. К имеющимся счетам необходимо добавить специальный отражающий счет 27 «Распределение общих затрат», зеркально противоположный счету 37 «Отражение общих затрат».
Как и в первом варианте, все расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете группируются на счетах 30 – 34 по элементам затрат. Ежемесячно эти счета закрываются в дебет счета 37 «Отражение общих затрат», как показано на рис. Одновременно те же суммы расходов записывают по кредиту другого отражающего счета 27 «Распределение общих затрат» в корреспонденции со счетами 20 “Основное производство”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы” (см. рис. 11).
Рис. 11. Счета управленческого учета.
Второй вариант применения счетов управленческого учета может быть применен на больших и средних по объему и ассортименту оказываемых услуг туристическими организациями, в целях создания надежной систематизированной информации для управления текущими расходами и себестоимостью. Однако построение автономной системы управленческого учета делает необходимым создание новой службы, которая в ряде случаев неизбежно будет дублировать, параллельно выполнять задачи внутренней финансовой бухгалтерии.
Для крупных объединений организаций в сфере туризма, таких как холдинги, с широким набором видов деятельности и услуг, в которых насчитываются десятки подразделений (филиалов), управленческий учет навсегда обеспечивается рамками счетов 20, 25, 26, используемые во втором варианте. Недостаточность второго варианта в этом случае состоит в том, что учет и контроль расходов осуществляется только по центрам ответственности и по калькулируемым объектам, а многие важнейшие объекты управления остаются вне системы управленческого учета.
Для организаций такого масштаба в настоящее время рекомендуется применять интегрированный вариант, когда счета управленческого учета ведутся совместно со счетами финансового учета. Сейчас разрабатывается проект плана счетов бухгалтерского учета европейского типа, представляющий многоуровневую структуру, где все счета разбиты на три раздела: счета финансового учета (7 классов счетов); счета управленческого учета (2 класса); счета забалансового учета (1 класс). Каждый класс включает до 9 групп счетов, а в каждой группе может быть до 9 синтетических счетов. Такое построение плана счетов дает возможность на порядок увеличить число синтетических счетов по сравнению с действующим Планом счетов и создать мощную информационную структуру, позволяющую максимально использовать передовые современные информационные технологии, получать достоверную и детализированную информацию, составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями МСФО, а налоговую отчетность – согласно Налоговому кодексу РФ.