Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности

Роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики рассматривается как:

1) одна из целей предприятия;

2) основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов;

3) защитный механизм от угрозы банкротства предприятия;

4) источник повышения рыночной стоимости предприятия;

5) критерий эффективности производственной деятельности предприятия;

6) элемент налоговой системы государства.

Прибыль характеризуется не только разнообразием ролей, которые она выполняет, но и большим количеством форм, в которых она выступает.

Приведем классификацию прибыли по разным классификационным признакам.

Таблица 1 Классификация прибыли по основным признакам

Признак Виды прибыли
1.источники формирования прибыли, используемые в бухгалтерском учете 1) прибыль от обычных видов деятельности 2) сальдо операционных доходов и расходов 3) сальдо внереализационных доходов и расходов
2.методы определения и измерения издержек   1) бухгалтерская прибыль 2) нормальная прибыль 3) экономическая прибыль
3.источники формирования прибыли по видам деятельности предприятия 1) прибыль от операционной деятельности 2) от инвестиционной деятельности 3) от финансовой деятельности
4.по составу элементов, формирующих прибыль 1) маржинальная прибыль 2) валовая (балансовая) прибыль 3) чистая прибыль
5.характер налогообложения прибыли 1) налогооблагаемая прибыль 2) не подлежащая налогообложению
6.характер инфляционной очистки прибыли 1) реальная прибыль 2) номинальная прибыль
7.период формирования прибыли 1) предшествующего периода 2) отчетного периода 3) планового периода
8.по регулярности формирования 1) регулярная прибыль 2) чрезвычайная прибыль
9.характер использования 1) капитализированная (нераспределенная) прибыль 2) потребленная (распределенная) прибыль
10.финансовый результат хозяйствования 1) положительная 2) отрицательная (непокрытый убыток)

В зависимости от методов определения и измерения издержек различают бухгалтерскую, нормальную и экономическую прибыль.

Бухгалтерской прибылью называют валовый доход (совокупную выручку) за вычетом фактических издержек прошлого периода или бухгалтерских (явных) издержек предприятия. Бухгалтерская прибыль обычно завышена на сумму стоимости затрат собственных ресурсов предприятия (неявных издержек), используемых в своем производстве.

Нормальная прибыль – минимальный доход на инвестиции акционеров или минимальная прибыль, необходимая для выживания предприятия, равная издержкам производства, которые предприятие должно покрыть, чтобы выжить и удержаться в определенной сфере производства.
Таким образом, нормальная прибыль предприятия образуется, когда валовый доход равен экономическим издержкам предприятия.

Под экономической прибылью понимают любое любой доход сверх нормальной прибыли. Предприятие получает экономическую прибыль тогда, когда его валовый доход превышает сумму явных (бухгалтерских) и неявных издержек.

По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности выделяют операционную, инвестиционную и финансовую прибыль.

Операционная прибыль является результатом операционной деятельности предприятия, т.е. производственно-сбытовой или основной деятельности для данного предприятия.

Результаты инвестиционной деятельности обычно отражаются во внереализационных операциях (доходы от вкладов, от ценных бумаг, совместной деятельности) и частично – в операционных (прибыль от реализации имущества).

Основные денежные потоки по прибыли от финансовой деятельности связаны с обеспечением предприятия внешними источниками финансирования, а также обслуживанием кредитов, погашением обязательств.

По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, валовую (балансовую) и чистую прибыль.

Маржинальная прибыль = выручка – переменные затраты = постоянные затраты + прибыль. Т.е. маржинальная прибыль характеризует сумму дохода от операционной деятельности предприятия (валовый доход) за вычетом суммы переменных затрат.

Валовая прибыль равна разнице чистого дохода и суммы всех текущих затрат.

Чистая прибыль – это прибыль после налогообложения, т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается согласно ст. 25 Налогового Кодекса РФ, часть II.

По характеру использования различают капитализированную (нераспределенную) и потребленную (распределенную) прибыль.

Капитализированная прибыль – прибыль, отправленная на финансирование прироста активов предприятия, на расширение производства.

Потребленная прибыль потребляется на выплату дивидендов, процентов по облигациям, на социальные программы, выплату премий и т.п.

Рентабельная работа предприятия определяется получаемой прибылью. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность (прибыльность), измеряемую в процентах к затратам средств или капиталу.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели рентабельности продукции;

2) показатели рентабельности капитала (активов).

1. Рентабельность активов (экономическая рентабельность) характеризует эффективность использования всех активов независимо от источников их финансирования:

Пдон/обл

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru Rа = --------- * 100% , (2.1)

Асг

где П – прибыль до налогообложения;

Асг – среднегодовая стоимость активов предприятия.

2.

 
  Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru

Рентабельность собственного капитала предприятия (финансовая рентабельность):

(2.2)

где Пч – прибыль чистая;

СКсг – среднегодовая стоимость собственного капитала.

3.

 
  Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru

Рентабельность продаж (общая рентабельность): (2.3)

где Пдо н/обл – прибыльдо налогообложения

V –выручка.

4. Рентабельность производства характеризует эффективность производственного процесса:

Пдо н/обл.

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru R = *100 % , (2.4)

С/ст

где Пдо н/обл. – прибыль до налогообложения;

С/ст – себестоимость производства продукции.

Вопросы для самопроверки

1.Дать определения доходов и расходов.

2.Перечислить виды прибыли.

3.Назвать основные этапы расчета чистой прибыли.

4.Перечислите показатели рентабельности ?

3 Содержание финансового анализа

3.1 Сущность финансового анализа и его задачи

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации, в зависимости от цели анализа, и имеющейся информации и т.д.

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

- выявление изменений показателей финансового состояния;

- определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;

- оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;

- оценка финансового положения предприятия на определенную дату;

- определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.

3.2 Классификация методов и приёмов финансового анализа

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, на­правленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них шесть основных методов:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- метод финансовых коэффициентов;

- сравнительный анализ;

- факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции от­четности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют один другой. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, вертикальный анализ – иное представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Необходимым элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

- переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

- относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Трендовый анализ – это часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового менеджмента. Строится график возможного развития организации. Определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отноше­ний данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйст­венный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Для выявления влияния факторов могут использоваться следующие методы: дифференцирование, индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод.

Методы финансового анализа можно классифицировать по различным признакам.

По степени формализации:

- формальные методы носят объективный характер и в их основе лежат строгие аналитические зависимости;

- неформальные методы, то есть логическое описание, к которому относится метод экспертных оценок и метод сравнения.

По применяемому инструментарию:

- экономические;

- статистические;

- математическо-статистические;

- методы оптимального программирования.

По используемым моделям:

- дескриптивные – это модели описательного характера базирующиеся на данных бухгалтерской отчетности. Построение модели начинается с составления бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, продолжается анализом в различных разрезах: горизонтальном, вертикальном и трендовом и завершается составлением аналитической записки.

- предикативные - состоящие в прогнозировании результатов финансовых расчетов.

- нормативные, то есть сравнение фактических результатов деятельности с законодательно установленными.

3.3 Информационная база финансового анализа

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово- хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:

- уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.

- достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.

- информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

- нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.

- понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

- сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

- оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.

- Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.

- конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.

Пользователи информации различны, цели их конкурентны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчётности мо­жет быть выполнена различными способами, однако, как правило, выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собственно бухгалтеры. Характеристика основных пользователей представлена в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика основных групп (пользователей информации) коммерческой организации (предприятия)

№ п/п Пользователи информации Вклад в деятельность предприятия Требования компенсаций Объект анализа
Собственники Собственный капитал Дивиденды Финансовые результаты и финансовая устойчивость
Администрация, руководство Знание дела и умение руководить Оплата и премиальные Вся информация, полезная для управления
Персонал, служащие Выполнение работ в соответствии с разделением труда Зарплата и социальные услуги Финансовые результаты
Поставщики Поставка материальных ресурсов Договорная цена Финансовое состояние
Покупатели, клиенты Покупка продукции и услуг Договорная цена Финансовое состояние
Заимодавцы, кредиторы Заемный капитал Проценты Ликвидность (платежеспособность) предприятия, его способность мобилизовать денежные средства для уплаты долга
Общество (государство) лице налоговых и статистических органов Услуги общества Налоги и другие сборы и взносы, статистические обобщения Финансовые результаты предприятия. Статистическая и финансовая отчетность

Практически все пользователи финансовых отчетов предпри­ятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Собственники ана­лизируют финансовые отчеты для повышения доходности капи­тала, обеспечения стабильности положения фирмы, кредиторы и инвесторы - для минимизации своих рисков по займам и вкла­дам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых реше­ний целиком зависит от достоверности аналитического обосно­вания решения.

Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увели­чение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией пред­приятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продле­ния кредита, условия кредитования, гарантии возврата креди­та; потенциальным собственникам и инвесторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отме­тить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производствен­ного учета в рамках управленческого анализа, проводимого дли целей управления.

Методика финансового анализа включает при взаимосвязанных блока: 1) анализ финансовых результатов деятельности предприя­тия; 2) анализ финансового состояния предприятия; 3) анализ эф­фективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) пара­метров, которые дают объективную и точную картину финансо­вого состояния предприятия, его прибылей и убытков, измене­ний в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предпри­ятия, так и его динамика в ближайшей или более отдаленной перспективе.

Основными функциями финансового анализа являются:

- объективная оценка финансового состояния объекта анализа;

- выявление факторов и причин достигнутого состояния;

- подготовка и обоснование принимаемых управленческих ре­шений в области финансов;

- выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Результаты финансового анализа способствуют росту инфор­мированности администрации предприятия и других пользова­телей экономической информации (субъектов анализа) о состо­янии интересующих их объектов.

3.4 Анализ финансового состояния предприятия

3.4.1 Понятие агрегированного аналитического баланса и основные балансовые пропорции

Финансовая устойчивость предприятия предполагает сочетание четырех характеристик финансово-хозяйственного положения предприятия:

1) высокая платежеспособность;

2) высокая ликвидность баланса (достаточная степень покрытия заемных пассивов предприятия активами, соответствующими по срокам оборачиваемости в деньги, срокам погашения этих пассивов;

3) высокая кредитоспособность (способность возмещения кредита с процентами и другими финансовыми издержками);

4) высокая рентабельность (высокая прибыльность, обеспечивающая необходимое развитие предприятия, высокий уровень дивидендов, высокий курс акций).

Выполнение всех требований предполагает соблюдение важнейших балансовых пропорций. Для анализа финансового состояния предприятия необходимо сформировать аналитический агрегированный баланс предприятия (табл.2.2).

Активы – стоимость средств, которыми владеет предприятие. Активы разделяются на оборотные (текущие) и внеоборотные (недвижимые, иммобилизованные средства).

Оборотные активы – средства, предназначенные для краткосрочного использования и обращаемые в денежную наличность в течении одного хозяйственного цикла.

Активы делятся на:

1) абсолютно ликвидные;

2) легкореализуемые;

3) медленнореализуемые;

4) труднореализуемые активы.

Таблица 3

Агрегированный баланс предприятия

Актив Условное обозначение На начало периода На конец периода Пассив Условное обозначение На начало периода На конец периода
1.Внеоборотные активы 2.Оборотные активы, в т.ч. -запасы -ден.средства и краткосрочные финансовые вложения -дебиторская задолженность и прочие активы F (A4)   Z z (A3)   d (А1)     r (A2)     3.Капитал и резервы 4.Долгосрочные пассивы 5.Краткосрочные пассивы, в т.ч.: -кратосрочные кредиты и займы -кредиторская задолженность и прочие пассивы Ис(П4)   Кт(П3)   Кt+Rp   Kt(П2)     Rp(П1)    
БАЛАНС B     БАЛАНС В    

По степени ликвидности все активы предприятия делятся на:

1) абсолютно ликвидные активы (А1) - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

2) легкореализуемые активы (А2) - дебиторская задолженность;

3) медленнореализуемые активы (A3) - запасы и затраты;

4) труднореализуемые активы (А4) - внеоборотные активы.

По степени срочности:

1) наиболее срочные пассивы (П1) - кредиторская задолженность;

2) краткосрочные пассивы (П2) - краткосрочные кредиты и займы;

3) долгосрочные пассивы (ПЗ) - долгосрочные пассивы;

4) постоянные пассивы (П4) - капитал и резервы.

Основные балансовые пропоции:

- Абсолютно ликвидные активы должны покрывать наиболее срочные обязательства.

- Быстрореализуемые активы должны покрывать краткосрочные пассивы.

- Медленнореализуемые активы должны покрывать долгосрочные пассивы.

- Труднореализуемые активы должны быть покрыты постоянными пассивами и не превышать их:

{ А1 ≥ П1 А3 ≥ П3}

{ А2 ≥ П2 А4 < П4}

Эти пропорции детализируют финансовую устойчивость предприятия, т.е. должно соблюдаться равновесие между источниками формирования и активами:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.1)

3.4.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия

Общее финансовое положение предприятия можно определить одной из пяти финансовых областей:

1) область абсолютной финансовой устойчивости;

2) область нормальной финансовой устойчивости;

3) область неустойчивого финансового состояния;

4) область критического финансового состояния;

5) область кризисного финансового состояния.

Каждой этой области соответствует определенное сочетание абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия.

величина собственных оборотных средств рассчитывается по формуле:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.2)

1) излишек или недостаток собственных средств для формирования запасов и затрат:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.3)

2) излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников для формирования запасов и затрат:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.4)

3) излишек или недостаток общей величины основных источников для формирования запасов затрат:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.5)

Чтобы идентифицировать область финансовой устойчивости предприятия, используют трехмерный показатель:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , где (3.6)

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru <0

Тогда каждой области финансовой устойчивости соответствует свое сочетание абсолютных показателей финансовой устойчивости.

Область абсолютной устойчивости:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru >0

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru >0 Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru .

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru >0

Область нормальной финансовой устойчивости:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru ≈0

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru =0 Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru .

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru ≈0

Область неустойчивого финансового состояния:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru <0

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru ≥0 Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru .

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru ≥0

Область критического финансового состояния:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru <0

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru <0 Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru .

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru ≥0

Область кризисного финансового состояния:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru <0

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru <0 Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru .

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru <0

Все эти показатели могут быть детализированы с помощью системы финансовых коэффициентов, которые лежат в основе оценки финансового положения предприятия. Одним из важных коэффициентов для характеристики финансовой устойчивости предприятия является коэффициент автономии, характеризующий независимость предприятия от заемных средств:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru (3.7)

Если фактическое значение этого коэффициента больше 0,5 это значит, что все обязательства предприятия могут быть покрыты собственными средствами. Рост коэффициента характеризует увеличение финансовой независимости предприятия, снижение финансового риска в будущие периоды и с точки зрения кредитора, повышение этого коэффициента гарантирует погашение предприятием своих обязательств.

Дополняется этот показатель коэффициентом соотношения заемных средств и собственных:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru (3.8)

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств ограничен сверху соотношением мобильных средств предприятия к стоимости иммобилизованных средств:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.9)

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru (3.10)

Коэффициент маневренности равен отношению собственных оборотных средств к общей величине источников собственных средств:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.11)

и характеризует, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение Км положительно характеризует финансовое состояние предприятия, но каких-либо нормативных значений не существует. В соответствии с той ролью, которую играют для анализа финансовой устойчивости предприятия абсолютные показатели обеспеченности предприятия источниками формирования запасов и затрат, одним из главных финансовых коэффициентов является коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru (3.12)

Важную характеристику средств предприятия дает коэффициент имущества производственного назначения:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.13)

где Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru - стоимость основных фондов по остаточной стоимости,

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru - капитальное строительство

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru - запасы,

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru - незавершенное производство,

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru - нематериальные активы,

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru - валюта баланса.

Нормальный уровень Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru

Коэффициент автономии источников формирования запасов и затрат:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.14)

Характеризует долю собственных средств в составе всех средств идущих на формирование оборотных средств предприятия.

3.4.3 Анализ платежеспособности предприятия

Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств (активов), рассматриваемых в качестве источников покрытия краткосрочных обязательств.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.15)

показывает какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в данный, ближайший момент.

Коэффициент ликвидности (промежуточный):

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.16)

отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного расчета с дебиторами.

Коэффициент покрытия:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.17)

показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и реализации готовой продукции, но и при условии, в случае необходимости, продажи прочих материальных оборотных средств.

Эти показатели ликвидности дают не только разностороннюю характеристику устойчивости финансового состояния предприятия при разной степени учета ликвидных средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации.

Например, показатель абсолютной ликвидности интересен для поставщиков сырья и материалов. Для банков и кредитных организаций интересен коэффициент ликвидности. Коэффициент покрытия информативен для акционеров предприятия.

3.4.4 Анализ кредитоспособности предприятия

Кредитоспособность предприятия – это наличие у него предпосылок для получения кредита и возврата его в срок.

Кредитоспособность характеризует аккуратность предприятия при расчетах по ранее полученным кредитам, текущее финансовое состояние и возможность при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников. Банк, прежде чем предоставить кредит, определяет степень риска и размер кредита, который может быть выдан. Анализ условий кредитования предполагает изучение следующих вопросов:

1) изучение «солидности» заемщика, которая характеризуется своевременностью расчета по ранее полученным кредитам и компетентностью руководителя предприятия;

2) способность производить предприятием конкурентоспособную продукцию;

3) анализ доходов с двух позиций:

а) оценка прибыли банка при кредитовании конкретных затрат заемщика и сравнение ее со средней доходностью банка. Уровень доходов банка должен связан со степенью риска при кредитовании конкретного заемщика;

б) банк должен изучить доходность самого заемщика с точки зрения возможности уплаты банку кредита и процентов за кредит при осуществлении производственной деятельности;

4) размер кредита – этот анализ производится исходя из анализа ликвидности баланса заемщика и показателя соотношения заемных средств и собственных;

5) погашение кредита – при изучении этого вопроса анализируется вопрос возвращаемость кредита за счет реализованных ТМЦ, либо за счет предоставленных гарантий, либо за счет использования залогового права.

При анализе кредитоспособности предприятия используются показатели:

1.Коэффициент ликвидности:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.18)

2.Рентабельность капитала (активов):

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru , (3.19)

где Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru - либо прибыль до налогооблажения, либо чистая прибыль.

3.Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:

Прибыль организации, виды прибыли. Показатели рентабельности - student2.ru . (3..20)

На основе анализа банки делят заемщиков на три группы:

1) надежные (кредитоспособные) заемщики;

2) неустойчивые (с ограниченной кредитоспособностью) заемщики;

3) некредитоспособные заемщики (ненадежные).

Заемщик, признанный надежным, кредитуется либо на обычных либо, на льготных условиях кредитования; на предприятиях с ограниченной кредитоспособностью при заключении договора устанавливается контроль за деятельностью заемщика и контроль за возвратностью кредита (проверка обеспеченности кредита, ежемесячные гарантии, поручительства, условия залогового права, повышение процентной ставки за кредит). Ненадежным кредит не выдается.

3.4.5 Анализ деловой активности и рентабельности предприятия

Анализ деловой активности предприятия, позволяет выявить эффективность использования активов предприятия. Показатели деловой активности предприятия делятся на четыре группы:

1) показатели оборачиваемости активов;

2) показатели рентабельности;

3)показатели производительности

4) показатели рыночной активности.

Наши рекомендации