Общие законы организации и характеристика проявления
Закон синергии— один из ведущих законов организации, означающий, что для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше.
Иными словами, закон синергии заключается в том, что сумма свойств организованного целого превышает арифметическую сумму свойств каждого из его элементов в отдельности. При этом под свойством элемента понимается его состав параметров, их взаимосвязь, изменение во времени. Аристотель говорил: «Целое больше простой суммы своих частей» (2 + 2 > 4), например, эффект получаемый при разделении и кооперации труда. Однако, соединение может иметь как положительный эффект, так и отрицательный. Первое означает - организованность, второе - дезорганизованность. Синергическому эффекту способствует совершенствование организации производства и управления.
Значение закона синергии определяется тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлено на достижение более высоких значений синергетического эффекта. Источники появления такого рода «организационного эффекта» исследует бурно развивающееся научное направление, которое получило название синергетики.
Термин синергетика был введен Германом Хакеном в 1977 г. в книге «Синергетика» для подчеркивания роли коллективистских, кооперативных эффектов в процессах самоорганизации. Организация, как любая другая система, обладает свойством эмерджентности, заключающимся в том, что свойства системы в целом не являются простой суммой ее составных частей. Система может обладать такими свойствами, какими не обладает ни одна ее часть. Синергетический эффект в отличие от эмерджентности связан с кооперативным взаимодействием входящих в систему элементов.
Изучение различных систем позволило установить некоторые особенности возникновения и проявления синергетического эффекта. Рассмотрим их.
1. Синергетический эффект наблюдается только в сложных системах, не находящихся в состоянии равновесия. Состояние неравновесия более свойственно открытым системам, с то время как закрытые системы в соответствии с законами термодинамики стремятся в конечном итоге
прийти к состоянию с максимальной энтропией и прекратить любые эволюции. Именно состояние неравновесия позволяет открытым системам развиваться.
2. Появление синергетического эффекта возможно только
в самоорганизующихся системах, т.е. в системах, способных на установление согласованного внутреннего взаимодействия без внешнего управляющего воздействия.
3. Для возникновения синергетического эффекта необходимо кооперативное взаимодействие большого числа элементов системы, поэтому вероятность проявления синергии выше в крупных системах.
4. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех динамически стабильных и адаптивных системах за счет отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в более сложных открытых системах благодаря притоку энергии извне и усилению неравновесности отклонения со временем возрастают, накапливаются, влекут за собой «расшатывание» прежнего порядка ичерез относительно кратковременное хаотическое состояние системы приводят либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового порядка.
5. Самоорганизация присуща системам достаточно высокого уровня сложности, с большим количеством взаимодействующих между собой элементов. Недостаточно сложные системы не способны к адаптации к внешним воздействиям и кразвитию, для которых требуются затраты большого количества ресурсов, и при получении извне чрезмерного
количества энергии теряют свою структуру и разрушаются.
6. Эффект самоорганизации наступает только в случае
преобладания положительных обратных связей, действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями.
7. Самоорганизация в сложных системах, переходы от одних структур к другим, возникновение новых уровней организации материи сопровождаются нарушением симметрии. Самоорганизация в сложных и открытых системах приводит к необратимому разрушению старых и к возникновению новых структур и систем.
Термин «синергия» применительно к управлению был введен в обиход Игорем Ансоффом, который классифицировал синергетические эффекты по критериям, составляющим прибыль фирмы, следующим образом:
1. Торговый синергизм (проявляется при использовании общих каналов распределения для разных товаров, продвижении товаров общего бренда группы).
2. Операционный синергизм (более эффективное использование производственных мощностей, персонала, снижение удельных издержек и операционных затрат на единицу товара при росте объемов производства, крупные закупки).
3. Инвестиционный синергизм (совместное использование различных источников финансирования, технологической базы, использование результатов разработок в различных направлениях деятельности).
4. Управленческий синергизм (возникает при совместном использовании опыта, квалификации управленческого
персонала для реализации новых проектов, решения стратегических задач, что приводит к повышению конкурентоспособности компании, усилению ее рыночной позиции, выбору наиболее эффективных решений).
К ресурсам, потенциально способным к созданию синергетического эффекта, можно отнести активы, основанные на информации. Такие активы могут использоваться одновременно, не «изнашиваются» при использовании, комбинирование таких активов между собой и с физическими активами позволяет получить принципиально новый продукт. Способность генерировать синергию на базе знаний и информации выступает одним из методов конкурентной борьбы, когда добавленная стоимость возникает не из кумулятивного эффекта элементов, а из их взаимодействия.
При таком виде синергии, когда большая авиакомпания приобретает сеть гостиниц, чтобы иметь возможность предложить полный комплект услуг для пассажиров, добавленная стоимость с точки зрения туристов будет больше, чем сумма, которую авиакомпания и гостиницы могли бы предложить отдельно друг от друга.
Позднее концепция синергизма получила расширительное толкование и дополнилась понятием возможного отрицательного синергетического эффекта, когда результаты объединенных элементов не достигают суммарных результатов до объединения: 2 + 2 < 4.
Так, при сделках слияния-поглощения синергетический эффект может носить как положительный результат (более низкие издержки, более эффективное использование ресурсов, расширение масштабов операций, мобильность в распределении финансовых ресурсов), так и отрицательный результат (технологическая несовместимость, невозможность централизации функций, несовпадение по качеству продукции, снижение гибкости и мобильности, увеличение времени на адаптацию). Положительным или отрицательным будет синергетический эффект, зависит от менеджмента организаций, его способности организовать эффективное управление объединенной структурой.
Следует отметить, что в социальных организациях именно социальные взаимодействия являются источником синергизма; объединенная структура наследует преимущества слагающих ее элементов, объединение материальных активов создает лишь предпосылки для возникновения синергии. Социальная составляющая, включающая организационную культуру, методы управления, социальный климат, является основным источником синергетического эффекта, только человеческие ресурсы способны приносить экономические результаты. Именно недостаточное внимание к социальной составляющей приводит к возникновению отрицательного синергетического эффекта.
Закон самосохранения гласит, что любая организационная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя как целостное образование, выжить и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Чтобы сохранить себя все системы стремятся к равновесию. Функционирующая организация может стремиться к равновесию, например, в стабильности кадрового состава, поддержания уровней запасов, финансов и т.д.
Способность любой системы сохранять устойчивость не безгранична. В конкретной борьбе гибнет множество наиболее слабых или наименее целесообразно организованных предприятий. Чтобы сохранить устойчивость на одних предприятиях идет сокращение непроизводственных работ и затрат и вводится строгий режим экономии. Другие организации пытаются адаптироваться под изменения условий внешней и внутренней среды. При этом может происходить как структурная адаптация (изменение структуры), так и функциональная (изменения) в видах деятельности. Конкретными формами адаптации являются рост и развитие. Однако, системы в своем росте не могут превышать критического размера. Основными препятствиями в развитии являются возникающие внутри организации конфликты.
Согласно закону самосохранения любая организационная система, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое.
Самосохранение организации зависит от внешней и внутренней среды, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п. Самосохранение организации обусловлено действием двух противоположных организационных факторов — стабильности и развития:
· стабильный фактор при его абсолютизации может, в конечном счете, вызвать бюрократизацию и застой;
· ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только временный успех.
Жизнь, выживание, равновесие, устойчивость — это ключевые понятия для раскрытия содержания закона самосохранения. Функционирующая организация может стремиться к достижению равновесия, например, в стабильности кадрового состава, поддержании уровня производственных запасов, финансов и т.д. С развитием организации связана проблема динамического равновесия, т.е. равновесия с изменением структуры под воздействием внешних или внутренних факторов.
Устойчивость организации.
На систему постоянно воздействуют внешняя среда, к этому добавляются различные внутренние изменения, поэтому сложно достичь на длительное время состояния равновесия, это предел, к которому стремиться любая система. При этом равновесие может быть динамическим, если структура системы меняется и статическим, если структура со временем меняется. Системы стремятся к устойчивости. Устойчивость может быть по отношению к структуре системы или же к функциям, определяющим ее функционирование.
Устойчивость - способность системы функционировать в состояниях, близких к равновесию. Существует два вида устойчивости:
· устойчивость первого рода, называют, свойство системы вновь возвращается в исходное состояние после выхода и равновесие (статическое равновесие);
· устойчивость второго рода, когда система выходит из состояния равновесия для перехода на новую траекторию (виток) развития. Неустойчивые системы, т.е. системы, которые не могут перейти в новое состояние или вернуться в прежнее состояние после действия негативных факторов, разрушаются. Одним из критериев самосохранения организации как системы является ее умение (способность) адаптироваться к изменениям факторов внешней и внутренней среды.
Закон развития (онтогенеза) гласит, что материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие организации описывается кривой жизненного цикла, характер и протяженность которого определяются конкретными условиями функционирования организации, ее особенностями приспособления к возникающим изменениям и т.п.
Развитие – это процесс закономерного качественного изменения. Развитие свойственно любой открытой динамической системе. Различают две формы развития:
эволюционную
революционную.
При эволюционной – развитие можно охарактеризовать как процесс постепенного, непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения; революционная форма характеризуется скачкообразным переходом от одного качественного состояния к другому, от старого – к новому.
Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие – это переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Регрессивное развитие – это деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход от высшего к низшему, менее совершенному. Прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют диалектическое единство. Без регресса нет прогресса, и наоборот.
Развитие основано на жизненном циклелюбой материальной системы, который включает семь взаимосвязанных этапов:
порог чувствительности (0 — А),
внедрение (А — В),
рост (В — С),
зрелость (С — D),
насыщение (D — Е),
спад (Е — F) и крах (F — G) (рис. 5.1).
В соответствии с этим законом каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон развития опирается на ряд принципов (правил). Среди них следует отметить принципы инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации.
Принцип инерции (или запаздывания) состоит в том, что изменение потенциала системы R начинается спустя некоторое время (7) после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время (Г2) после их окончания (рис. 5.2).
В организациях инерция проявляется в функционировании устаревшего оборудования, в использовании устаревших знаний и навыков, в деятельности изживших себя организационных структур.
Инерция очень свойственна и человеку, независимо от возраста проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.
Принцип эластичности заключается в том, что скорость (V) изменения потенциала системы R. зависит от самого потенциала R:
Разные организации по-разному реагируют на одни и те же события в зависимости от профессионализма персонала, технического, организационного и культурного уровня самой организации.
Приведем примеры высокой эластичности. При скачкообразном увеличении спроса на продукцию организация быстро задействует резервные мощности и привлекает смежные организации. При резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники организации в короткие сроки разработали, освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом.
Принцип непрерывности состоит в том, что процесс изменения потенциала системы R идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак изменения.
Кажущаяся дискретность (прерывистость) изменения потенциала системы чаще объясняется взглядом со стороны, когда не замечается текущая работа, приводящая (трансформирующаяся) к новому качеству или количеству.
Например, организация 28 марта получила кредит в сумме 50 000 долл., который был зачислен на ее расчетный счет в банке. Увеличился ли ее потенциал? Конечно, нет, так как в строке баланса «кредиторская задолженность» появилось число 50 000 долл. Если же организация будет успешно использовать этот кредит, то ее потенциал будет постепенно (непрерывно) расти.
Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы R.. Этот принцип основан на известной потребности общества в стабильности. Стабилизация организации должна проводиться профессионально за счет ряда факторов, в том числе за счет подключения новых ресурсов для изготовления нового изделия.
Стабилизация осуществляется путем включения новой продукции в деятельность организации. Так, не дожидаясь спада продукции «А», необходимо включить в деятельность организации новую продукцию «Б», а затем — продукцию «В». При этом образуется зона стабилизации ресурсов. Для стабилизации профессионального уровня персонала организации необходимо создать систему постоянного обучения сотрудников. Если такого обучения нет, этот процесс все равно будет идти, но спонтанно и неэффективно.
Для стабилизации потенциала организации могут использоваться также специальные виды страхования.
Закон информированности-упорядоченности -устанавливает, что в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации, т.е. чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения) она имеет.
Большую роль для упорядочения системы имеет информация, которая должна быть полной, своевременной и достоверной. Количество информации в системе есть мера организованности системы. Положение любой системы, с точки зрения ее упорядоченности, можно определить между двумя ее крайними точками, одна из которых соответствует полному хаосу, другая - абсолютному порядку. Если учесть сложность экономических систем, то понятно, что для их нормального функционирования необходимо непрестанное движение информационных потоков, как в рамках самой системы, так и в связи с другими системами общества.
Информацию разделяют на:
• объективную, овеществленную в товаре: к объективной относится информация, полученная от объекта управления;
• субъективную — отраженную, организованную людьми.
В управлении выделяются следующие характеристики информации:
• объем информации,рассматриваемый с двух сторон:
- объем символьной информации определяется количеством символов и обычно выражается в символах или байтах;
- объем воспринимаемой информации характеризует
полноту информации о каком-либо объекте управления для принятия обоснованного решения.
Объем воспринимаемой информации имеет три уровня:
- информационная избыточность (повышает качество решения, однако увеличивает время на принятие решения и повышает стоимость информации);
- недостаток информации (затрудняет выработку правильного решения, увеличивает степень риска, требует современных методов для повышения вероятности правильного решения);
- субминимальный {оптимальный) уровень информации (минимально-полный объем информации для конкретного человека (управляющего), при котором он может принять обоснованное управленческое решение);
• достоверность информации— это процент реальных сведений к общему объему информации и имеет три
уровня: абсолютный, доверительный и негативный;
• ценность информациихарактеризуется снижением
уровня затрат ресурсов на принятие правильного решения.
Ценность информации имеет четыре уровня: нулевой, средний, высокий и сверхвысокий;
• насыщенность информации— это соотношение полезной и фоновой информации. Фоновая информация служит
для лучшего восприятия полезной информации;
• открытость информации— это возможность предоставления ее различному контингенту людей (управляющему). Существует три уровня открытости информации: секретная, конфиденциальная и публичная.
Информационная среда управления организацией подчиняется действию закона информированности — упорядоченности.
Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала подразделений и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия — коэффициентов пропорциональности либо это характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей
Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п. с одной стороны, необходимо дополняются противоположными процессами соединения, кооперации, интеграции и т.п. с другой.
Анализ (декомпозиция) – это разделение единого целого на составные части. Цель анализа – возможно более полное познание закономерностей функционирования изучаемой системы при существующей заданной структуре. В основе анализа как способа познания лежит такой признак системы, как делимость, декомпозиция.
Анализ (разделение) некоторой системы может идти по трем путям:
• выделенные части независимы друг от друга и сохраняют при этом все свои свойства;
• выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют ряд неосновных свойств;
• выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют основные свойства.
При различных путях выделения анализ частей должен проходить так, чтобы не были потеряны важные свойства частей и была бы реальная польза для всей организации. Так, если в организации рассматривать каждое подразделение в отдельности как самостоятельное, довести до совершенства их деятельность, то совсем не обязательно будет работать наилучшим образом и вся организация. Важная сторона аналитической работы — анализ причинно-следственных связей между выделенными частями, который сводится к нахождению необходимых и достаточных условий для поддержания требуемого взаимодействия между частями целого. Трудность аналитической работы состоит в определении элемента, до которого следует производить разделение целого.
Синтез (агрегирование, объединение) – это процесс объединения (мысленно или реально) в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Цель синтеза – спроектировать, построить такую структуру системы, при которой наилучшим образом будут реализованы заданные ей функции.
Анализ сосредоточен на структуре, он показывает, как работают части целого. Синтез акцентирует внимание на функциях, он открывает, почему они (части) действуют именно так. Поэтому анализ дает знание, а синтез — понимание. Первый позволяет описать, второй — объяснить. Задача синтеза — спроектировать, построить такую структуру системы, при которой наилучшим образом будут реализованы заданные ею функции.
Закон пропорциональности и композиции требует сохранения пропорциональности между организацией, как целостным системным образованием и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовать потенциал, которым они обладают.
Этот закон формулируется так: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композиции), находящиеся в данной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).
Сознательная реализация закона пропорциональности и композиции в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации и полноты:
• принцип планирования: каждая организация должна
иметь обоснованный план деятельности и развития;
• принцип координации: каждая организация должна
следить за стратегическими, тактическими, оперативными
изменениями и вносить соответствующие коррективы
в механизм выполнения;
• принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем
участке деятельности либо своими силами, либо с помощью
привлеченных организаций.
Композиция - отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера. В целенаправленных системах имеются: проблемы определения общих целей; проблемы многих целей; проблемы согласования многих целей. Каждое подразделение системы должно выполнять свою цель и вносить вклад в исполнение общих целей.
Пропорциональностьотражает необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. Пропорции отражают объективно существующие связи и зависимости между частями, элементами, называется диспропорцией. Диспропорции снижают эффективность организации и ведут к ее разрушению. Пропорции должны соблюдаться, например, между факторами производства; между субъектами и объектами управления, между централизацией и децентрализацией.
Закон наименьших – суммарная устойчивость организации по отношению к окружающей среде есть сложный результат частичных устойчивостей разных частей этого комплекса по отношению к направленным на них воздействиям. Важно учесть, что система подвергается неравномерным и неравным воздействиям в разных своих частях. Т.е. структурная устойчивость целого определяется его наименьшей частичной устойчивостью. (Например, прочность цепи определяется, при прочих равных условиях, наименее прочным звеном.)
Принципы организации
Понятие "принцип" означает общие правила (положения) формирования и самоформирования систем, обеспечивающие их упорядоченность и целостность функционирования. Через принципы организацииприменяются и организационные законы. На самом деле законы и принципы отражают один и тот же аспект окружающей действительности, но делают это в разной форме. Законе - в виде образа, а принцип - в виде требования.
Перед руководителем стоит задача не просто знакомства с принципами организации, но задача практического применения существующих принципов. Сами по себе управленческие принципы опираются на диалектический закон развития, который обобщает полученный ранее опыт.
Если рассматривать роль принципов именно для социальных систем, то можно понять, что они направлены на формирование определенных требований к организации управления, а также на выявление закономерностей формирования управляемой системы, то есть ее структуру, методы организации труда и мотивация поведения, присущие членам определенного коллектива.
Принципы организации классифицируются следующим образом.
1) По степени обоснованности:
· научные - сформулированы на основе познания законов и содержат в себе конкретные требования к объекту;
· обыденные - сформулированы человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций или интуиции.
2) По степени универсальности:
· общие;
· специфические;
3) По масштабу действий:
· в элементах организации (например, принцип индивидуальной работы);
· между элементами организации (например, связь между объектом и субъектом управления);
· между организациями (например, интеграция или отраслевая связь)
4) По способу реализации:
· без участия человека;
· только при участии человека (индивидуальная или коллективная деятельность);
· при взаимодействии человека и природы.
Все принципы взаимосвязаны между собой, этим и обусловлено их комплексное применение для достижения наибольшей эффективности.