Разработка рекомендаций по стратегическому развитию предприятия
Разработка стратегических направлений развития организации
Задачи:
· Используя инструменты формирования оптимального стратегического развития предприятия (матрицу БКГ) определить долю предприятия в соответствующем сегменте рынка;
· предложить рекомендации по отдельно взятому виду продукции, товару, услуге на основе матрицы БКГ;
· для выявления проблемных товаров, вида услуг провести АВС-анализ номенклатуры;
· исходя из проведенного анализа методом БКГи методом АВС- анализа сформировать основные приоритетные направления стратегического развития исследуемой компании в зависимости от требований качества, диктуемых рынком.
Пример
В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"проблема"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака").
Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса в матрице БКГ используются два критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка. Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие. Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента.
Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты – рыночные лидеры – от последователей.
Для возможности формирования матрицы Бостонской консультационной группы целесообразно определить долю рынка, которую занимает каждое направление (услуга) рассматриваемого предприятия. Результаты представлены в таблице 3.1
Таблица 1.4 - Характеристика основных направлений деятельности МУП «Агентство по приватизации» на рынке земельных отношений.
Основные направления деятельности | Годовой объем продаж, т.р | Годовой темп прироста объема продаж к прошлому году, % | Объем продаж у крупнейшего конкурента АН «Магелан», т.р. | Относительная доля рынка (с.2/с.4) |
Оформление недвижимости в собственность | 107,35 | 0,69 | ||
Совершение сделок «купли – продажи» недвижимости | 53,8 | 0,65 | ||
Операции по межеванию земель | 45,4 | 0,64 | ||
Изготовление топосъемки | 11,3 | 0,4 | ||
Оформление технической документации на жилые дома | 5,65 | 0,33 | ||
Оказание юридических услуг | 1,94 | 0,9 | 0,48 | |
Оформление отдельно стоящих объектов недвижимости | 0,27 | 0,3 | 0,13 | |
Сопровождение сделок | 0,2 | 0,9 | 0,22 | |
Узаконивание перепланировки . | 0,068 | 0,8 | 0,23 | 0,29 |
Сформируем матрицу Бостонской консультативной группы применительно к МУП «Агентства по приватизации» рисунок 3.1.
Рисунок 3.1 - Матрица Бостонской консультативной группы применительно к МУП «Агентства по приватизации»
Условные обозначения:
1- Оформление недвижимости в собственность;
2- Совершение сделок «купли – продажи» недвижимости;
3- Операции по межеванию земель;
4- Изготовление топосъемки;
5- Оформление технической документации на жилые дома;
6- Оказание юридических услуг;
7- Оформление отдельно стоящих объектов недвижимости;
8- Сопровождение сделок;
9- Узаконивание перепланировки.
Согласно, матрице Бостонской консультативной группы, представленной на рисунке 3.1 все услуги предприятия «Агентства по приватизации распределились по квадрантам исходя из данных таблицы 3.1:
1. "Проблемы" – характеризуется быстрым ростом и малой долей рынка: товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование. К этому квадранту ни одна из услуг МУП «Агентства по приватизации» не относится.
2. "Звезды" - характеризуется быстрым ростом и высокой долей на рынке – это рыночные лидеры. Оформление недвижимости в собственность на рассматриваемом предприятии приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
3. "Дойные коровы" - характеризуется медленным ростом и /высокой долей на рынке. Две услуги МУП: совершение сделок «купли – продажи» недвижимости и операции по межеванию земель – это услуги способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель – "сбор урожая".
4. "Собаки" – характеризуется медленным ростом и малой долей на рынке – это услуги МУП, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения.
Оптимальный вариант соотношения номенклатурного портфеля предприятия должен включать 2–3 услуги – "коровы", 1–2 – "Звезды", несколько "проблем" в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров – "собак". Избыток "собак" указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.
Основные рекомендации по итогам представлены в таблице 3.2.
Таблица 1.5 – Рекомендации матрицы БКГ применительно к МУП «Агентство по приватизации»
Квадранты матрицы БКГ | Наименование услуги | Рекомендации по стратегии |
«Звезда» | Оформление недвижимости в собственность | Поддерживать отличительные преимущества за счет финансовых вливаний, что обеспечит сохранение высокой прибыли. Вследствие недостаточного инвестирования услуга-звезда утрачивает лидирующие позиции на рынке и становится услугой – "проблемой". |
«Дойные коровы» | Совершение сделок «купли – продажи» недвижимости; Операции по межеванию земель | .Придерживаться агрессивной стратегии наращивания доли рынка. Средства инвестировать в совершенствование услуги для доминирования на рынке |
«Собаки» | Изготовление топосъемки; Оформление технической документации на жилые дома; Оказание юридических услуг; Оформление отдельно стоящих объектов недвижимости; Сопровождение сделок; Узаконивание перепланировки. | Деинвестирование и скромное существование без глобального финансирования направлений- услуг. |
Таким образом, важными факторами, определяющими стратегию развития МУП «АПЖП» являются мониторинг оказываемых услуг, оценка возможностей и резервов компании. В зависимости от ситуаций в меняющейся внешней среде, руководители должны соответственно реагировать, изменяя ассортимент и объем услуг и переходить в нужные сегменты рынка. Гибкий подход к решению поставленных задач и постоянный мониторинг компаний предоставляющих данные услуги, с заимствованием их опыта, являются залогом успеха. Сформированная на основании этого стратегия позволяет работать на перспективу. Основой для определения стратегий является выбор диапазона услуг. Расширение возможностей «Агентства по приватизации» - важнейший фактор при формировании стратегической программы развития.
В целях повышения компетентности производимых расчетов обоснования выбора стратегии развития МУП «АПЖП» используем методику ABC-анализа, которая позволяет быстро сделать выводы, способствующие быстрому обзору проблемной области. С помощью ABC-анализа реализуется возможность последовательной ориентации на принцип Парето, концентрирующий деятельность на важнейших аспектах проблемы. В результате появляется возможность целенаправленного снижения затрат на остальные сферы.
1. Цель анализа — оптимизация ассортимента предоставляемых услуг МУП «АПЖП»;
2. Объект анализа — услуги МУП «АПЖП».
3. Параметр по которому будем производить разбиение на группы — выручка от реализации МУП «АПЖП».
4. Перечень услуг отсортирован в порядке убывания выручки.
Таблица 1.6 - Ранжирование услуг МУП «АПЖП»
Перечень услуг | Выручка, т.р |
Оформление недвижимости в собственность | 107,35 |
Совершение сделок «купли – продажи» недвижимости | 53,8 |
Операции по межеванию земель | 45,4 |
Изготовление топосъемки | 11,3 |
Оформление технической документации на жилые дома | 5,65 |
Оказание юридических услуг | 1,94 |
Оформление отдельно стоящих объектов недвижимости | 0,27 |
Сопровождение сделок | 0,2 |
Узаконивание перепланировки . | 0,068 |
Общая выручка, тыс. руб |
Представленный в таблице 1.6 перечень услуг рассматриваемого предприятия необходим для дальнейшего использования с целью выявления наиболее рентабельных видов услуг. Вычислим долю выручки по каждому виду услуг в общей сумме выручки.(таб. 1.7)
Таблица 1.7 –Расчет доли услуг в общем объеме выручки МУП «АПЖП»
Перечень услуг | Выручка, т.р | Доля услуги в общем объеме выручки, %(ni/S)*100 |
Оформление недвижимости в собственность | 107,35 | 47,5 |
Совершение сделок «купли – продажи» недвижимости | 53,8 | 23,8 |
Операции по межеванию земель | 45,4 | 20,1 |
Изготовление топосъемки | 11,3 | 5,0 |
Оформление технической документации на жилые дома | 5,65 | 2,5 |
Оказание юридических услуг | 1,94 | 0,12 |
Оформление отдельно стоящих объектов недвижимости | 0,27 | 0,86 |
Сопровождение сделок | 0,2 | 0,09 |
Узаконивание перепланировки . | 0,068 | 0,03 |
Общая выручка |
Очевидно из таблицы 1.7, что приоритетными направлениями развития являются позиции МУП «Агентства по приватизации» с удельной долей выручке в общем объеме свыше 20%. Вычислим для каждого вида услуг долю нарастающим итогом, а также сформируем виды услуг в группы.(Таб.1.8)
Таблица 1.8 –Расчет доли услуг МУП «АПЖП» нарастающим итогом
Перечень услуг | Выручка, т.р | Доля услуги в общем объеме выручки, % | Доля нарастающим итогом | Группа АВС |
Оформление недвижимости в собственность | 107,35 | 47,5 | 47,5 | А |
Совершение сделок «купли – продажи» недвижимости | 53,8 | 23,8 | 71,3 | А |
Операции по межеванию земель | 45,4 | 20,1 | 91,4 | В |
Изготовление топосъемки | 11,3 | 5,0 | 96,4 | С |
Оформление технической документации на жилые дома | 5,65 | 2,5 | 98,9 | С |
Оказание юридических услуг | 1,94 | 0,12 | 99,02 | С |
Оформление отдельно стоящих объектов недвижимости | 0,27 | 0,86 | 99,88 | С |
Сопровождение сделок | 0,2 | 0,09 | 99,97 | С |
Узаконивание перепланировки . | 0,068 | 0,03 | С | |
Общая выручка | С |
Таким образом, услуга, для которой доля нарастающим итогом ближе всего к 80%. составляет нижнюю границу группы A. Верхняя граница группы A – первая позиция в списке. Нижняя граница группы B услуга, для которой доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%). Все, что ниже относится к группе C.
Количество наименований услуг в каждой группе. A — 2, B — 1, C — 6. Общее количество услуг - 9. Таким образом, доля количества наименований услуг в каждой группе: A — 22,2%, B — 11,1%, C — 66,6%.
Рекомендуемые значения [16, с.34]:
Группа A — 80% выручки, 20% наименований
Группа B — 15% выручки, 30% наименований
Группа C — 5% выручки, 50% наименований
Сравнивая результаты ABC-анализа с рекомендуемыми значениями получаем:
Группа A — 71,3% выручки, 22,2% наименований
Группа B — 20,1% выручки, 11,1% наименований
Группа C — 9,6% выручки, 66,6% наименований
Исходя из проведенного анализа методом БКГи методом АВС- анализа сгруппируем основные приоритетные направления стратегического развития исследуемой компании МУП «АПЖП» в зависимости от требований качества, диктуемых рынком (таблица 1.9)
Таблица 1.9 - Организация мероприятий по формированию направлений стратегического развития МУП «АПЖП»
Стратегическое направление развития | Мероприятия необходимые для реализации направления | Планируемый эффект от внедрения |
Повышение качества предоставляемых услуг | Повышение требований к подбору персонала, повышение квалификации штата сотрудников | Увеличение числа клиентов, приток vip- клиентов. |
Увеличение доли на рынке недвижимости | Разработка программы регионального развития исходя из анализа потребностей регионов по данному виду услуг | Закрепление стратегического положения на существующем рынке |
Расширение спектра предоставляемых услуг | Получение аттестатов кадастрового профиля и проведение работ по землеустройству | Увеличение размера прибыли |
Увеличение объёмов сделок с недвижимостью | Активное привлечение СМИ, использование инструментов и методов провокационного маркетинга | Формирование и закрепление позитивного имиджа компании, рост узнаваемости, усиление конкурентных преимуществ |
Построение системы взаимосвязей по реализации муниципального жилья | Заключение договоров с крупными Застройщиками г.Казани на реализацию недвижимости | Увеличение объема оборотных средств, прибыли |
Очевидно, что каждое предложенное направление развития МУП «Агентство по приватизации» требует детальной разработки его реализации, с использованием имеющихся способов и инструментов разработки мероприятий, способствующих внедрению в компании данных направлений.