По закону о Центральном банке РФ (ст. 74) это непредставление информации; неисполнение в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений
По закону о банках и банковской деятельности (ст. 13) - осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии.
По БК РФ этоне возврат бюджетного кредита(ст. 3065), не перечисление платы за пользование бюджетным кредитом(ст. 3066).
Противоправные действия проявляются в активном поведении правонарушителя, в том числе: в грубом нарушении правил учета доходов, расходов, объектов (ст.120 НК РФ). К ним следует отнести отказ свидетеля от дачи показаний (ст. 128 НК РФ), отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в налоговой проверке или дачу ими заведомо ложных заключений и переводов (ст. 129 НК РФ) и др.
По БК РФ - это нецелевое использование бюджетных средств(ст. 3064), несвоевременный возврат бюджетного кредита(ст. 3065), не своевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом(ст. 3066), нарушение условий предоставления бюджетного кредита(ст. 3067), межбюджетных трансфертов(ст. 3068).
По Закону «О страховых взносах …это нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке (ст. 46.1), неполная уплата сумм страховых взносов (ст. 47), нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов (ст. 50).
В законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев … (ст.19) неполная уплата сумм страховых взносов.
По закону о Центральном банке РФ (ст. 74) это нарушение кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России; представление неполной или недостоверной информации.
3. Финансово-правовые санкции в системе мер ответственности
За совершение финансовых правонарушений законом установлены особые финансовые санкции. Так, НК РФ (ст. 114) определяет налоговую санкцию как меру ответственности в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статями главами 16 и 18 НК РФ. Аналогичным образом, в виде штрафа, установлены санкции по Закону «О страховых взносах …, «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев …, «О Центральном банке.
БК РФ не использует понятие санкции, а называет только бюджетные меры принуждения.Это означает, что не выработано прямых мер финансово-правовой ответственности за него.
Вместе с тем понятия «ответственность за нарушение налогового, бюджетного, страхового, банковского законодательства» являются более широкими, включающим в себя наряду с финансово-правовыми санкциями, административную, дисциплинарную, уголовную ответственность.
Объединяет эти виды мер юридической ответственности только то, что наложение всех видов штрафных санкций производится особыми органами (налоговыми, внебюджетными фондами, ЦБ РФ, государственного (муниципального) финансового контроля).
Порядок взимания административных штрафов определен в КоАП РФ. К сожалению, порядок производства по бюджетным и банковским нарушениям определён слабо.
Порядок наложения финансово-правовых санкций четко определен только за налоговые правонарушения в НК РФ (за страховые он аналогичен НК). И этот порядок значительно отличается от административного производства по делу. Так, например, сроки давности привлечения к ответственности за административные правонарушения установлены до двух месяцев со дня совершения (при длящемся - со дня обнаружения) проступка (ст. 4.5 КоАП РФ). По налоговым правонарушениям ст. 113 НК РФ устанавливает срок давности в три года. Взыскание штрафных санкций за административные правонарушения производятся в принудительном порядке по постановлению органа или должностного лица, налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков физических лиц только в судебном порядке.
Таким образом, при установлении финансово-правовых санкций по другим видам финансовых правонарушенийзаконодатель обязан позаботится об определении порядка их применения и исполнения.
В связи с тем, что в теории права и в финансово-правовой науке не сложилось единства в понятиях ответственности и санкций, а также имеются проблемы в соотношении этих категорий, следует отметить, что налоговые санкции рассматриваются лишь в плоскости мер ответственности за совершение налогового правонарушения. А налоговая ответственность представляет собой одну из мер государственного финансового принуждения наряду с предупреждением, пресечением правонарушений, а также обеспечением исполнения и восстановлением нарушенных прав. Такого четкого разграничения принудительных мер и санкций финансово-правового характера по другим видам финансовых нарушений пока еще не выработано.
Например, по бюджетным правонарушениям в качестве бюджетных мер принуждения предусмотрены только:
1. Бесспорное взыскание:
- суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
- суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
- пени за несвоевременный возврат средств бюджета;
2. Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов
(за исключением субвенций);