На основании каких данных определяется сумма налога при использовании расчетного метода (п. 7 ст. 166 НК РФ)?

В п. 7 ст. 166 НК РФ указано, что налоговый орган определяет сумму налога расчетным путем на основании данных об аналогичных налогоплательщиках. Вместе с тем согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об аналогичных налогоплательщиках.

По данному вопросу есть три точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым сумма налога расчетным путем может определяться только на основании данных об аналогичных налогоплательщиках. Такого же подхода придерживается и автор.

В то же время есть судебное решение, в котором говорится о допустимости использования данных самого налогоплательщика. Также ФАС в одном судебном акте отмечает, что можно использовать информацию о самом налогоплательщике, если это позволяет определить налоговые обстоятельства.

Третья точка зрения, также представленная в судебных актах, заключается в том, что сумму НДС к уплате можно определять расчетным методом на основании как данных самого налогоплательщика, так и информации об аналогичных налогоплательщиках.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Можно использовать только данные об аналогичных налогоплательщиках

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2012 по делу N А56-15329/2011

Суд установил, что общество не представило документы, подтверждающие обоснованность исчисления налоговой базы по НДС и применения вычетов в связи с их утратой в результате пожара. По мнению суда, в данном случае утрата первичной документации, а также регистров налогового учета, книг покупок, книг продаж сравнима с неведением налогового учета и невозможностью представления бухгалтерских документов.

В связи с этим суд, исходя из п. 7 ст. 166, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, указал, что инспекция должна была использовать расчетный метод исчисления НДС, основываясь не на частичных данных налогоплательщика и результатах встречных проверок его контрагентов, а на основе сведений по аналогичному налогоплательщику.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2011 по делу N А56-52304/2010

Суд указал, что в связи с отсутствием документального подтверждения понесенных предпринимателем расходов налоговый орган, согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, должен был определить суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, исходя из данных о других аналогичных налогоплательщиках.

Постановление ФАС Московского округа от 13.04.2011 N КА-А40/2298-11 по делу N А40-58244/10-129-315

Суд указал, что в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерских документов, подтверждающих данные декларации, должен применяться расчетный способ определения НДС по данным об аналогичных налогоплательщиках. Суд счел неправомерным доначисление обществу НДС посредством коэффициента отклонения, поскольку данный способ противоречит пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, который предписывает исчислять налог по данным об аналогичных налогоплательщиках, а не по усредненным данным организаций, показатели которых значительно отличаются от показателей общества, а также друг от друга.

Постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2011 по делу N А35-7948/2010

Суд признал неправомерным определение суммы налога расчетным путем на основании данных о самом налогоплательщике и указал, что должны использоваться данные об аналогичных налогоплательщиках.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.06.2008 N Ф03-А73/08-2/1272 по делу N А73-2669/2006-50

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 по делу N А26-6028/2007

Постановление ФАС Уральского округа от 04.08.2008 N Ф09-5460/08-С2 по делу N А71-9600/07

Постановление ФАС Центрального округа от 19.04.2005 N А36-147/10-04

Консультация эксперта, 2006

Постановление ФАС Центрального округа от 17.04.2006 по делу N А36-4550/2005

Суд признал неправомерными действия налогового органа по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет расчетным путем, поскольку налоговый орган не использовал данные об аналогичных налогоплательщиках.

Позиция 2. Можно использовать данные о самом налогоплательщике

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.06.2012 по делу N А15-4/2011

Суд установил, что общество для проведения выездной проверки не представило инспекции необходимые документы. В связи с этим налоговый орган применил расчетный метод. Сумма НДС была определена с учетом деклараций общества и данных по движению денежных средств по счетам налогоплательщика.

Суд указал, что отсутствие сведений об аналогичных налогоплательщиках при наличии достаточной информации о самом налогоплательщике, которая позволяла объективно определить его налоговые обязательства, само по себе не является основанием для признания решения инспекции недействительным.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.11.2011 по делу N А15-4/2011

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2012 по делу N А56-46439/2011

Суд не принял довод налогоплательщика о том, что налоги подлежали расчету на основании сведений об аналогичных налогоплательщиках. Суд указал, что у налогового органа было достаточно информации для определения сумм налогов на основании сведений, представленных самим налогоплательщиком, а также информации, собранной при проведении проверки.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.07.2008 по делу N А11-8930/2007-К2-18/481

Суд пришел к выводу, что осуществляемая налогоплательщиком деятельность не облагается ЕНВД, и признал правомерным определение суммы НДС расчетным путем на основании данных о самом налогоплательщике (его первичных документов, материалов встречных проверок).

Позиция 3. Можно использовать как данные самого налогоплательщика, так и информацию об аналогичных налогоплательщиках

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2012 по делу N А58-1933/2011

Суд установил, что общество не представило по требованию инспекции документы, поскольку они были уничтожены в результате пожара. Суд признал правомерным тот факт, что налоговый орган применил расчетный метод для определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, используя данные об ином аналогичном налогоплательщике. При этом суд отклонил довод общества о том, что налоговый орган располагал достаточной информацией и документами о деятельности самого налогоплательщика. Этот факт общество документально не подтвердило.

Постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 N Ф09-3082/12 по делу N А07-7965/11

Суд указал, что при установлении действительных обязательств общества инспекция, согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 по делу N А21-2442/2011

Суд признал неправомерным расчет налоговой базы налогоплательщика только на основании данных о его деятельности. Суд указал, что инспекция в нарушение требований Налогового кодекса РФ не реализовала право, предоставленное ей пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и не рассчитала налог, используя не только информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика, но и информацию о деятельности аналогичных налогоплательщиков.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2011 по делу N А53-8735/2010

Суд указал, что пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предоставляет налоговому органу право при применении расчетного метода использовать как информацию о налогоплательщике, так и данные об иных аналогичных налогоплательщиках, а также их совокупность.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.08.2011 по делу N А12-18818/2010

Наши рекомендации