К основным средствам относятся активы со сроком службы более одного года, используемые предприятием для осуществления производственной деятельности
Вопрос 1 Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии.
Комплексный экономический анализ и оценка коммерческой деятельности торгового предприятия представляет собой всесторонний анализ хозяйственной деятельности предприятия или какой-либо отдельной, наиболее существенной стороны его деятельности на основе системного подхода.
Экономический анализ должен отвечать определенным требованиям, быть: объективным, что предполагает его достоверность и сравнимость результатов для отдельных производственных подразделений.Анализ должен базироваться на точных, строго проверенных данных;комплексным, системным. Это предполагает изучение любого явления во взаимосвязи с другими, учет взаимосвязи работы производственных подразделений, рассмотрение явлений в развитии и сопоставлении с другими аналогичными явлениями; перспективным. предполагает изучение явлений с позиций перспективы их развития,;оперативным и своевременным. Это требует оперативного контроля и учета производства, быстрой обработки данных и выработки определенных мероприятий; конкретным и количественно определенным, что требует доведения каждого направления анализа до количественных выводов, конкретных рекомендаций, учитывающих обеспечение их выполнения определенными ресурсами.
Комплексный анализ проводится поэтапно на основе предварительно разработанной программы.На первом этапе уточняются объекты исследования, цель и задачи анализа, составляется план работы. На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых в дальнейшем будет дана характеристика исследуемого предприятия.
Под показателями понимается однозначно определенный вид информации и ее количественное значение.
Необходимая для управления контроля и анализа результатов информация, отражающее состояние предприятия и изменение этого состояния, - определяет аналитические показатели.
При иерархичном построении системы управления вышестоящему руководству более интересна информация о взаимодействиях между подразделениями, между процессами, чем информация о состоянии процессов – синтетические показатели, отражающие укрупненные параметры управления процессами со стороны вышестоящего уровня управления.
На третьем этапе определяются источники информации, осуществляется их сбор и проверка на точность, в случае необходимости показатели приводятся в сопоставимый вид. На четвертом этапе проводится анализ показателей на основе использования той или иной выбранной методики. На пятом этапе происходит оценка полученных результатов, на основе которой вырабатываются управленческие решения по повышению эффективности деятельности анализируемого предприятия.
Учет деятельности предприятия осуществляется при анализе системы показателей:
1. Показатели характеризующие ресурсы:
- материальные ресурсы (материалоемкость, материалоотдача);
- трудовые ресурсы (среднесписочная численность работников, расходы на оплату труда);
- финансовые ресурсы (основные фонды – фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность; оборотные средства – оборачиваемость оборотных средств).
2. Показатели характеризующие затраты:
- общая сумма издержек обращения; В процессе доведения продукции от производителей до потребителей торговые организации совершают общественно-необходимые трудовые, материальные и денежные затраты, выступающие в форме издержек обращения.
- уровень издержек обращения.
3. Показатели характеризующие результаты:
- объем и структура товарооборота;
- прибыль и рентабельность;
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.
Рентабельность - показатель эффективности использования основных средств предприятия, производственных ресурсов. Основные средства - отраженные в бухгалтерском балансе основные фонды (произведенные активы предприятия) предприятия в денежном выражении.
К основным средствам относятся активы со сроком службы более одного года, используемые предприятием для осуществления производственной деятельности.
- показатели, харак-щие финансовое состояние (ликвидность, фин. устойчивость, платежеспособность).
Необходимая для управления контроля и анализа результатов информация, отражающее состояние предприятия и изменение этого состояния, - определяет аналитические показатели.
При иерархичном построении системы управления вышестоящему руководству более интересна информация о взаимодействиях между подразделениями, между процессами, чем информация о состоянии процессов –синтетические показатели, отражающие укрупненные параметры управления процессами со стороны вышестоящего уровня управления.
Вопрос 2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов.
Планирование-это разработка и установление руководством предприятия системы кол.-ых и кач.-ых показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.
Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных подразделений на определенный (календарный) период времени в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.
Планирование бывает: оперативное, бизнес-планирование, стратегическое, инвестиционное, финансовое.
Планирование включает следующие стадии:
1. Определение конечных и промежуточных целей.
2. Постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей.
3. Определение методов и способов их выполнения исходя их имеющихся ресурсов.
4. Контроль за ходом реализации плана.
5. Анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период.
Планирование является основой эффективной деятельности предприятия, оно выполняет следующие функции:
- устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой;
- позволяет объективно оценить свой потенциал и соотнести его с поставленными целями;
- способствует четкой координации различных действий, предпринимаемых руководством предприятия, а также согласованием целей и задач предприятия в целом и отдельных его подразделений;
- выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия;
- ориентирует руководителей на перспективное мышление.
Технология планирования представляет собой совокупность конкретных методов и способов разработки планов хозяйственного развития как по предприятию в целом, так и по его структурным подразделениям, так и в резерве временных периодов с целью обеспечения их взаимосвязи и преемственности. Технология планирования предусматривает различные подходы к разработке планов, из которых наиболее часто используются консервативный, технический и адаптивный.
1. Консервативный подход характеризуется тем, что при разработке планов исходят из сложившихся на предприятии тенденций без учета возможных изменений в экономической ситуации и необходимости повышения эффективности торгового процесса.
2. Технический подход, предусматривает при разработке планов использование преимущественно экономико-математических методов, и прежде всего математических моделей.
3. Адаптивный подход предполагает, что план должен быть разработан таким образом, чтобы иметь возможность корректировки в случае необходимости, быть достаточно гибким, приспосабливаясь к различным изменениям.
Система планов.
Система планов торгового предприятия, действующего в конкурентной среде, включает следующие виды планов:
- по уровню управления - планы в целом по предприятию, планы структурных подразделений, планы работы функциональных служб.
- по длительности планового периода – стратегические (на 5 и более лет), среднесрочные (2 и более лет), текущие (текущий год), оперативные (месяц, декада, неделя).
- по функционально-целевому назначению - план торговой деятельности в разрезе основных показателей, производственно-торговый план по выпуску продукции собственного производства в системе массового питания, коммерческий план, связанный с товароснабжением и оценкой использования товарных запасов, план социального развития предприятия, инвестиционный план.