Нормативные правовые акты как источники предпринимательского права
Нормативный правовой акт — это официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.
Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, обладает следующими признаками: рассчитан на многократное применение; рассчитан на неопределенный круг лиц; принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме); принят в установленном порядке.
Нормативный правовой акт как официальный документ обладает рядом обязательных реквизитов.
Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде законов РФ о поправках к Конституции РФ; федеральных конституционных законов; федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные законы начинают действовать только после официального их опубликования[104]. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Перечислить все нормативные акты — источники предпринимательского права — весьма сложно. Поэтому назовем такие, которые юридически наиболее значимы, являются основополагающими, ключевыми для науки и практики.
Конституция РФ[105]. Она является первым и наиболее важным источником для любой отрасли права. Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.
В Конституции РФ закреплено положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ. Все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами.
В Основном законе закреплены гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.
Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности. Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральные конституционные законы РФ. Перечень конституционных законов прямо закреплен в Конституции РФ, что определяет их место в системе законодательства и повышенную юридическую силу. К ним относятся законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде РФ и т. д.
Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[106] Правительство осуществляет исполнительную власть РФ.
Правительство РФ осуществляет широкий круг полномочий: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и др.
Федеральные законы. Текущие законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны предпринимательской деятельности. Основной массив законодательства о предпринимательской деятельности представлен именно федеральными законами.
Особой разновидностью текущих законов являются кодифицированные законы.
Важная роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит ГК РФ. В части первой настоящего кодекса дано понятие предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы ее осуществления, определен правовой режим имущества предпринимателей. Кроме того, Кодексом закреплены многие виды предпринимательских договоров, гражданско-правовая ответственность предпринимателей.
Предпринимательские отношения регулируются (охраняются) также нормами Налогового кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ.
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов.
Подзаконные акты могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Подзаконные нормативные правовые акты также играют важную роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно назвать Указы Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли»[107], от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей»[108].
Подзаконные нормативно-правовые акты широко используются в управленческой деятельности органов исполнительной власти.
Нормативно-правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов и др.
Постановление — документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятый Правительством РФ в рамках установленной процедуры и компетенции.
В качестве примера постановлений Правительства РФ, регулирующих предпринимательскую деятельность, следует привести: постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»[109]; постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы»[110].
Приказ — распорядительный документ федерального органа исполнительной власти.
Система федеральных органов исполнительной власти устанавливается соответствующим Указом Президента РФ[111].
В систему федеральных органов исполнительной власти в настоящее время входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
По общему правилу нормативно-правовое регулирование в определенных законодательством сферах деятельности осуществляется федеральными министерствами.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер в соответствии с действующим законодательством, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации[112].
Государственной регистрации предшествует проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов[113].
Можно назвать следующие приказы федеральных министерств: приказ Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2011 г. № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков»[114]; приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 декабря 2010 г. № 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения»[115].
Приказы по своему содержанию неоднородны. Среди них различают правила, положения, инструкции.
Правила — документ, определяющий порядок (процедуру) осуществления отдельного вида деятельности.
Так, постановлением Правительства России от 6 июня 1998 г. № 569 были утверждены Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами[116], а постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи[117].
Инструкция — документ, в котором излагаются правила (порядок) определенного вида деятельности, совершения отдельных действий, принятия определенных решений.
Например, приказом Минфина РФ от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»[118] утверждена одноименная инструкция.
Положение — документ, в котором устанавливается статус органа власти, его полномочия, компетенция, функции, взаимоотношения с другими органами, порядок управленческой деятельности.
Следует указать следующие Положения: О министерстве экономического развития РФ (Минэкономразвития России)[119]; О министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)[120].
В систему источников предпринимательского права входят и акты субъектов РФ. В качестве примера назовем Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»[121].
Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, руководствуясь главой 8 Конституции РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[122].