Технические и иные нормативные правовые акты как источники природоресурсного права

В соответствии со т. 30 Закона «Об охране окружающей среды» государственными стандартами и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов [25, с. 41].

Общую правовую основу разработки и принятия стандартов и технических нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды составляют Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», который регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области, и Закон Республики Беларусь «Об оценке воздействия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», устанавливающий организационно-правовые основы оценки на соответствие объектов (продукции, процессов, услуг, систем управления качеством и управления окружающей средой) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации [3, с. 49].

Технические нормативные правовые акты согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» представляют собой технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиени-ческие, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению несплошных (выборочных) государственных статистических наблюдений, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [29].К иным техническим нормативным правовым актам в области природопользования относятся технические нормативные правовые акты, утвержда-емые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, на основании которых устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к технологическим процессам, могут также содержаться в технических регламентах. Согласно ст. 16 Закона «О техническом нормировании и стандартизации» технические регламенты должны содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться: правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия; правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту; требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов. Требования, содержащиеся в технических регламентах, в соответствии с Законом «О техническом нормировании и стандартизации» могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент [6, с. 36].

Требования в области природопользования и охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых с целью обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Такие технические нормативные правовые акты принимаются в форме санитарных правил и норм (СанПиН) [4, с. 44].





Требования в области природопользования и охраны окружающей среды могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых в развитие градостроительного законодательства, основу которого составляет Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Важнейшей частью градостроительного законодательства являются строительные нормы и правила (СНиП) [3, с. 50].

На основании исследования, описанного в данном разделе, можно сделать следующие выводы:

1 Конституция Республики Беларусь как источник права содержит конституционные нормы общего характера, важные с точки зрения обеспечения условий охраны окружающей среды, и собственно природоресурсные. Конституционные нормы нашли яркое отражение в Стратегии устойчивого развития. Вместе с тем данная Стратегия рассматривает экологический фактор не как абсолютный приоритет, а исходит из того, что рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды должны всячески содействовать развитию социальной и производственной сфер деятельности.

2 Закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды, биологическое разнообразие и рациональное использование природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле.

3 В республике действуют четыре кодекса, определяющие порядок и условия использования и охраны природных объектов: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс, Лесной кодекс.

4 Президент по всем вопросам своей компетенции издает указы и распоряжения, в том числе и в сфере природопользования. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу закона. Президент в соответствии с Конституцией подписывает все законы, принятые Национальным собранием Республики Беларусь. Так, им подписаны Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Лесной кодекс и другие законы, касающиеся охраны и использования окружающей среды. Президент в праве вести переговоры и подписывать международные договоры, в том числе договоры и конвенции международного права, касающиеся охраны природы и ресурсопользования.

5 Правительственные акты в области природоресурсного права по форме и содержанию можно классифицировать на ряд видов. Одни их них подробно определяют правовое положение природных ресурсов, их отдельных категорий, частей, элементов. Другие конкретизируют, развивают, уточняют порядок и условия предоставления тех или иных природных ресурсов в пользование и изъятие их с пользования. Третьи вводят особый режим пользования и охраны для отдельных категорий и групп, участников и элементов окружающей среды.

6 Отдельные источники права принимаются отраслевыми министерствами. Это в основном Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

7 К числу источников относятся акты (решения, постановления) органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер. Такие акты должны быть изданы в пределах установленной компетенции и устанавливать общие правила поведения, обязательные к исполнению на территории соответствующего образования – поселка, села, района, города.

8 Требования в области природопользования и охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам содержатся в технических нормативных правовых актах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев правовые аспекты и научные положения, касающиеся источников природоресурсного права, можно сделать следующие выводы:

1 Источники природоресурсного права рассматриваются в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников природоресурсного права. В формальном понимании под источниками природоресурсного права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет природоресурсного права. Материализуются источники природоресурсного права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права – это материальный аспект источников природоресурсного права.

2 Источники природоресурсного права можно классифицировать по характеру и целям принятия, по предмету регулирования, способу система-тизации, по юридической силе и др. Классификация же источников по юридической силе наиболее удобна, т. к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника.

3 Источники природоресурсного права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Но они имеют и свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права, они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и нормативных актов, содержание соответствующих норм определяется природными компонентами и объектами, при использовании которых эти нормы применяются, значительная часть норм содержится в кодифицирован­ных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована, в числе источников значительное место занимают международно-правовые акты.

4 Природоресурсное законодательство прошло длительный период разви-тия. Его формирование условно можно разделить на пять этапов: возникно-вение и функционирование до революции 1917 г., развитие в рамках земельного права в широком смысле этой отрасли права, развитие в рамках природоресурсных отраслей, интеграция ресурсных отраслей и формирование экологического права, современный этап.

5 В числе источников природоресурсного права определенное место занимают международно-правовые акты. При решении вопроса о соотношении международного и национального права важно отметить, что законодательство Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

6 Международные договоры Республики Беларусь можно классифицировать по различным основаниям: по числу субъектов (многосторонние и двусторонние); по масштабу территориального охвата (локальные, трансграничные, региональные, глобальные) и т. д. В зависимости от предмета регулирования могут быть выделены следующие международные договоры: в области охраны окружающей среды, в области обеспечения рационального природопользования, направленные на обеспечение экологической безопасности.

7 Одной из наиболее обширных является группа международных договоров Республики Беларусь, направленных на охрану окружающей среды, ее отдельных компонентов, предотвращение и возмещение причиненного ей вреда. В их число входит ряд рамочных соглашений, заключенных на глобальном уровне. Вопросам природопользования существенное внимание уделяется и в рамках Союзного государства. Вопросы обеспечения экологической безопасности регламентируются также международными соглашениями, заключенными под эгидой МАГАТЭ.

8 Конституция Республики Беларусь как источник права содержит конституционные нормы общего характера, важные с точки зрения обеспечения условий охраны окружающей среды, и собственно природоресурсные. Конституционные нормы нашли яркое отражение в Стратегии устойчивого развития. Вместе с тем данная Стратегия рассматривает экологический фактор не как абсолютный приоритет, а исходит из того, что рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды должны всячески содействовать развитию социальной и производственной сфер деятельности.

9 Закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды, биологическое разнообразие и рациональное использование природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле.

10 В республике действуют четыре кодекса, определяющие порядок и условия использования и охраны природных объектов: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс, Лесной кодекс.

11 Президент по всем вопросам своей компетенции издает указы и распоряжения, в том числе и в сфере природопользования. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу закона. Президент в соответствии с Конституцией подписывает все законы, принятые Национальным собранием Республики Беларусь. Так, им подписаны Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Лесной кодекс и другие законы, касающиеся охраны окружающей среды и природопользования. Президент в праве вести переговоры и подписывать международные договоры, в том числе договоры и конвенции международного права, касающиеся охраны природы и ресурсопользования.

12 Правительственные акты в области природоресурсного права по форме и содержанию можно классифицировать на ряд видов. Одни их них подробно определяют правовое положение природных ресурсов, их отдельных категорий, частей, элементов. Другие конкретизируют, развивают, уточняют порядок и условия предоставления тех или иных природных ресурсов в пользование и изъятие их с пользования. Третьи вводят особый режим пользования и охраны для отдельных категорий и групп, участников и элементов окружающей среды.

13 Отдельные источники права принимаются отраслевыми министерствами. Это в основном Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

14 К числу источников относятся акты (решения, постановления) органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер. Такие акты должны быть изданы в пределах установленной компетенции и устанавливать общие правила поведения, обязательные к исполнению на территории соответствующего образования – поселка, села, района, города.

15 Требования в области природопользования и охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам содержатся в технических нормативных правовых актах.

16 Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является актом, объединяющим систему природоресурсного законодательства. Однако в настоящее время Закон «Об охране окружающей среды не выполняет своей консолидирующей роли в силу того, что Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» устанавливает большую юридическую силу кодекса по отношению к другим законам. Это положение лишает Закон «Об охране окружающей среды» его особого статуса, так как в системе природоресурсного законодательства присутствуют четыре кодифицированных акта. Имеющее место противоречие между ролью Закона «Об охране окружающей среды» и местом, которое он занимает в иерархии источников права согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», не позволяющим рассматривать его в качестве головного закона в отрасли, предполагается разрешить принятием Кодекса Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном природопользовании.

17 Следует отметить, что в системе обстоятельств, способствующих неправомерному поведению, важное значение должно придаваться явлениям и процессам, действующим на уровне социальных групп. Среди обстоятельств, способствующих совершению противоправных деяний, можно выделить недостаточно эффективные формы правового воспитания. Полагаю, что законо-дательным органам нужно тесно сотрудничать со средствами массовой информации, так как данного рода сотрудничество поспособствует повышению уровня правовой культуры и станет своеобразным превентивным механизмом правонарушений среди субъектов природопользования.

Наши рекомендации