Профессиональные организации по управлению проектами
В современном мире компании и эксперты, работающие в области управления проектами, образовали профессиональные структуры, включающие в себя национальные и международные организации, которые обеспечивают необходимое профессиональное взаимодействие между ними, контролируют уровень профессиональной подготовки и осуществляют управление знаниями в области проект-менеджмента.
На сегодняшний день можно выделить следующие крупнейшие национальные и международные профессиональные организации по управлению проектами:
- Американский институт управления проектами (Project Management Institute - PMI), сфера влияния - Северная Америка, количество членов - свыше 30 тыс. человек; координаты: http://www.pmi.org http://www.pmi.org
- Международная ассоциация управления проектами (Interna-tional Project Management Association - IPMA), сфера влияния - Европа, количество членов - свыше 10 тыс. человек; координаты: http://www.ipma.org
- Австралийский институт управления проектами (Australian Institute of Project Management - AIPM), координаты: http://www.aipm.com.au/
- Японская ассоциация развития инжиниринга (Engineering Advanced Association - ENAA) , координаты: http://www. enaa.org.jp/
- Российская ассоциация управления проектами (Совнет), являющаяся ассоциированным членом IPMA и имеющая право сертификации проект-менеджеров на соответствие требованиям IPMA, координаты: http://www.sovnet.ru
- Московский филиал американского PMI, координаты: http://www.pmi.ru
Таким образом, сформировался своеобразный «мир управления проектами», который объединяет специалистов разных стран и континентов, направлений и сфер деятельности, национальностей и культур.
Системы сертификации
Управлять сложными проектами под силу далеко не каждом, поэтому будущие менеджеры проходят своеобразный «естественный отбор». Если в компании выстроена эффективная корпоративная система управления проектами, то уровень проектов, которые доверяют менеджеру, растет вместе с его профессионализмом.
Важную роль в становлении менеджера проекта играют профессиональное обучение и оценка квалификации. В мире разработаны различные системы оценки квалификации и сертификации менеджеров проектов. Сертификация позволяет утвердить единые подходы к проектному менеджменту, включая общий словарь профессиональных терминов, теоретические знания и практические инструменты. Для заказчиков, ведущих проекты, работа с сертифицированным менеджером проекта означает повышенные гарантии успеха реализуемых им проектов, более продуктивную работу проектных команд. А для самого менеджера — повышение своего статуса и стоимости на рынке труда, включение в профессиональное сообщество.
Общепринятые системы сертификации базируются на одном из двух принципов:
1. Процессный. Основан на Своде знаний по управлению проектами (PMBoK), издаваемом Американским институтом управления проектами PMI. PMBoK содержит четко структурированные сведения обо всех процессах управления проектами и соответствующих им инструментах. PMI предлагает одноуровневую сертификацию и присваивает квалификацию «профессионал по управлению проектами». Экзамен состоит из компьютерного теста. При подаче заявки необходимо подтвердить определенный объем обучения проектному менеджменту и практической работы в проектах. В России эту сертификацию проводит Московское отделение PMI.
2. «Деятельностный» или «Менеджерский», принятый в качестве стандарта более чем в 30 странах мира и основанный на Международных требованиях к компетентности менеджеров проектов ICB IPMA. Его основу разработала Международная ассоциация управления проектами IPMA, представленная у нас Российской ассоциацией управления проектами СОВНЕТ. Пройдя сертификацию IPMA, можно подтвердить свое соответствие одному из четырех уровней: от «сертифицированного специалиста по управлению проектами» (уровень D), способного быть членом проектных команд, до «сертифицированного директора программ или проектов» (уровень A), который способен управлять всеми проектами компании, или проектами ее отделения, или всеми проектами программы (группы взаимосвязанных проектов). В зависимости от уровня экзамен может состоять из письменных тестов, собеседований с асессорами, решения практических задач (кейсов), представления отчетов о ранее реализованных проектах.