Ограничения, связанные с шумовым воздействием на окружающую среду
Шумовое воздействие - одна из форм вредного физического воздействия на окружающую природную среду. Загрязнение среды шумом возникает в результате недопустимого превышения естественного уровня звуковых колебаний. С экологической точки зрения в современных условиях шум становится не просто неприятным для слуха, но и приводит к серьезным физиологическим последствиям для человека. Естественные природные звуки на экологическом благополучии человека, как правило, не отражаются. Звуковой дискомфорт создают антропогенные источники шума, которые повышают утомляемость человека, снижают его умственные возможности, значительно понижают производительность труда, вызывают нервные перегрузки, шумовые стрессы и т. д.
Шумовое антропогенное воздействие небезразлично и для животных. Интенсивное звуковое воздействие ведет к снижению удоев, яйценоскости кур, потере ориентировании у пчел и к гибели их личинок, преждевременной линьке у птиц, преждевременным родам у зверей, и т. д. Кроме того, установлено, что беспорядочный шум приводит к запаздыванию прорастания семян и к другим нежелательным эффектам.
Основные источники антропогенного шума на территории проектирования является автомобильный транспорт. Технологические меры для решения данной проблемы сводятся к «шумозащите», что подразумевает комплексные технические меры по сокращению воздействия шума как в промышленности (звукопоглощение, звукоизолирующие кожухи станков, и пр.), так и на транспорте (замена колодочных тормозов на дисковые, глушители выбросов, специальный звукопоглощающий асфальт и пр.).
Шум, создаваемый движущимися автомобилями, является частью шума транспортного потока. В общем случае наибольший шум генерируется большегрузными автомобилями. При малых скоростях движения по автодорогам и больших частотах вращения вала двигателя основным источником шума является обычно силовая установка, в то время как при больших скоростях движения, пониженных частотах вращения и меньшей мощности силовой установки доминирующим может стать шум, обусловленный взаимодействием шин с поверхностью дороги. При наличии неровностей на поверхности дороги преобладающим может стать шум системы рессорной подвески, а также грохот груза и кузова. Часто бывает довольно трудно определить относительный вклад различных источников шума сложных по конструкции транспортных средств. Поэтому общий шум транспортного средства определяется рядом источников и для разработки предложений генерального плана с целью снижения уровня шума от автомобильного транспорта принимается генерированный шум этих источников.
Для обеспечения нормативного шумового режима в жилых районах борьба с транспортным шумом, основным источником акустического загрязнения, должна осуществляться в трех основных направлениях:
- совершенствование покрытий проезжей части, рациональная организация движения;
- организация шумозащитного озеленения, использование наиболее рациональных приемов планировки, застройки и зонирования территории жилых образований;
- строительство специальных типов домов с повышенной звукоизоляцией наружных ограждений и др.
Шум, создаваемый железнодорожным транспортом, возникает при взаимодействии колес и рельс, движении грузового вагона. Шум возникает и от производственного оборудования. Движение поездов вблизи поселения значительно ухудшает акустический климат населенных пунктов и жилых помещений, в частности. Распространенным источником шума является локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1 м от выхода патрубка достигает 120дБ.
Шумы технологического оборудования условно можно разделить на три категории:
- умеренно шумное, с суммарным уровнем шума более 75 дБ;
- шумное 75-100 дБ;
- особо шумовое, с уровнем более 100 дБ.
Работники железнодорожного транспорта при выполнении служебных обязанностей постоянно подвергаются воздействию интенсивного шума, который кроме вредного действия маскирует информационные звуковые сигналы. Это затрудняет восприятие подаваемых подвижным составом сигналов и сообщений диспетчера, что повышает уровень опасности производственного процесса. Поэтому снижение шума, создаваемого железнодорожным транспортом, также является одной из задач охраны труда и окружающей среды.
Самым эффективным средством борьбы является применение глушителей. Для этих целей используют огнестойкие и звукопоглощающие материалы. При распространении шума на территории населенных пунктов следует предусматривать специальные градостроительные меры: в зоне, примыкающей к железной дороге, следует располагать здания, сооружения с ненормированным шумовым режимом – гаражи, автостоянки, склады, защитные полосы озеленения. На удалении от железной дороги следует располагать учреждения бытового обслуживания. Также в зоне, удаленной от железной дороги, располагаются больницы и места отдыха.
Снижения шума от железнодорожных путей можно добиться при переходе к бесстыковым рельсам с установкой резиновых прокладок между рельсами и шпалами, а также применение новых конструктивных решений элементов подвижного состава, предусматривающих снижение шума и вибрации от отдельных частей составов – компрессоров, воздуходувок, тормозных колодок, вентиляторов. В полосе отвода железных дорог при их прохождении вдоль территории малоэтажной застройки возможно строительство придорожных шумозащитных экранов либо объектов нежилого назначения. Высота экрана должна составить 3-6 м. Акустическая эффективность составит 10-12 дБ.
Для снижения шума сортировочных станций должны использоваться специальные технические устройства и технологические приемы, механизмы и оборудование, специальные материалы, позволяющие снизить шум от сортировки вагонов и погрузочно-разгрузочных работ.
Организации шумозащитного озеленения территории поселения нужно предать особое значение – это самый простой и недорогой способ защиты от шумового загрязнения окружающей среды. Эффект снижения шума зависит от типа посадок, формы и величины кроны, вида листьев, времени года (для листопадных пород). Шумопоглощающие насаждения должны быть расположены на расстоянии не более ½ высоты деревьев от источника шума и формироваться из высокорослых лиственных пород. Минимальная ширина полосы должна состоять из 3-5 рядов деревьев, располагающихся в шахматном порядке. Рекомендуется применять ряд древесных пород, характерный для данного типа местности: сосна, ель, берёза, осина, ольха, ива.
Интенсивность шума на озелененных тротуарах в 10 раз меньше, чем на «голых». Травянистые растения, особенно при многорядной посадке (клумбы и рабатки на разделительных полосах магистралей), помимо красоты, также обладают шумозащитными свойствами. Вьющиеся растения, декорируя окна, двери, балконы, веранды, снижают уровень шума в помещении. Способность вьющихся растений зависит от густоты листьев и от способа формирования «зеленых стен» из вьющихся растений.