Вопрос 71. Структура капитала предприятия
К основным характеристикам структуры капитала относятся его распределение на:
По источникам формирования: собственный и заемный.
по формам инвестирования:
1. В финансовой форме (деньги, ценные бумаги и тому подобное);
2. В материальной форме (основные оборотные средства);
3. В не материальной форме (патенты, права, торговые марки и тому подобное).
по времени использования:
1. Краткосрочный (до 1 года - в оборотные активы предприятия);
2. Среднесрочный (от 1 года до 3 лет - на приобретение ценных бумаг);
3. Долгосрочный (от 3 лет и более).
по объекту инвестирования:
1. Основной;
2. Оборотный.
по времени создания:
1. Первоначальный - это те средства, которые вкладывают, чтобы начать свою деятельность и уже на действующем предприятии будет, как текущий капитал определяться за промежуток времени;
2. Текущий - его состояние отражается в балансе на конкретную дату (начало или конец месяца).
Капитал предприятий по источникам его формирования (пассивам) состоит из собственных и заемных средств:
Заемный капитал характеризует привлекаемые денежные средства для финансирования предприятия. Все формы заемного капитала представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие оплате и погашения в предусмотренные сроки.
Собственный капитал - это чистая стоимость имущества, определяема; как разница между стоимостью активов (имущества) организации и его обязательствами.
Собственный капитал может состоять из:
· Уставный капитал - это совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами, и гарантирует интересы ее кредиторов.
· Добавочный капитал - как источник средств предприятия образуется в результате переоценки имущества или продажи акции выше номинальной их стоимости, а также в результате реинвестирования прибыли на капитальные вложения.
· Резервный капитал - включает остатки резервного и других аналогичных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством или I соответствии с учредительными документами.
· Чистая (нераспределенная) прибыль - основной источник пополнения собственного капитала, которая остается в обороте предприятия в качестве внутреннего источника самофинансирования.
Вопрос 72. Выручка от реализации продукции.
Выручка от реализации продукции — это сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.
Выручка служит основным показателем результативности работы предприятия. От своевременности поступления выручки зависят финансовая устойчивость предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками предприятия.
За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потерю прибыли, но и перебои в работе, и остановку производства.
Выручка от реализации
· Себестоимость – стоимостная оценка всех затрат, используемых в процессе производства и реализации продукции
· Прибыль – источник финансирования расширенного воспроизводства, социального развития, налогов, начисляемых на прибыль
· Косвенные налоги (НДС, акцизы) – источники государственных доходов
Факторы, влияющие на размер выручки от реализации:
• внутренние факторы:
- в сфере производства: производственный потенциал, уровень управления им, ассортимент продукции, ее качество, рентабельность;
- в сфере обращения: соблюдение договорных обязательств, ритмичность отгрузки продукции, своевременность оформления транспортных и расчетных документов, соблюдение сроков документооборота, уровень цен;
• внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятия: государственное регулирование, инфляция, изменение конъюнктуры рынка, несвоевременная оплата продукции покупателями и др.
Вопрос 73. Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.
Основной капитал предприятия– это часть производительного капитала, который полностью и многократно принимает участие в производстве товара, переносит свою стоимость на новый продукт по частям, в течение ряда периодов. К основному капиталу относится та часть авансированного капитала, которая затрачена на постройку зданий, сооружений, на покупку машин, оборудования, инструмента.
В состав основного капитала входят:
1) основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования.
незавершённые долгосрочные инвестиции – затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий. долгосрочные финансовые инвестиции – инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
2) Нематериальные активы. Могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности, а также деловая репутация организации и организационные расходы.