Финансы как экономическая категория
ВВЕДЕНИЕ
В России в который раз происходят коренные изменения, затрагивающие все сферы экономики и общества. И если более чем за тысячелетнюю историю страны такие изменения всегда были следствием войн, то сейчас никто не угрожает рубежам Родины. Мы воюем сами с собой, со своей психологией, со своими привычками, со своим прошлым. Как во всякой войне, гибнут люди. У нового поколения кумиры совсем не те, что у родителей. Лучше они или хуже, но они другие. Другое отношение к работе, к своему будущему. Одно негативное явление прослеживается везде — падает уровень профессионализма. Падает спрос на рабочих с умелыми руками. Не являет миру усердия и среднее поколение.
Вся надежда на входящую в жизнь молодежь. Это будущее России.
Эта книга ставит перед собой цель принять посильное участие в общих усилиях поднять профессионализм студентов. Помочь стать хорошими специалистами. Дать знания, повысить интерес и привить любовь к профессии финансиста. Причем знания даются в систематизированном виде с новой системой оценок.
Это учебное пособие меньше всего повторяет то, что было издано в нашей стране в области финансов.
В общей совокупности учебных дисциплин, формирующих мировоззрение будущих экономистов и закладывающих основу профессионализма, важное значение занимает дисциплина „Финансы". Такое назначение этой учебной дисциплины вызвано как ролью финансов в воспроизводственном процессе, так и сферой „интересов" финансов. Бюджет, налоги, займы, инфляция — кто в любом обществе не сталкивается с этими категориями финансов? Не только экономист, но и любой грамотный человек должен обладать в большей или меньшей степени знаниями в области финансовой науки
Глубина знаний зависит в первую очередь от любознательности изучающего или интересующегося, от того, как он понимает свою настоящую или будущую работу.
Автор надеется на добровольное и пристрастное изучение предлагаемого учебного пособия.
Тема 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Сущность финансов
Экономические категории не поддаются ранжированию — каждая категория выполняет свои функции, и в этом качестве ей нет замены. Нет категорий второстепенных или более важных.
Финансы как экономическая категория не выходят за пределы денежных отношений. Но далеко не все денежные отношения принадлежат к финансам. Например, когда рабочий получает оплату за свой труд, то эти отношения между работодателем и рабочим — не финансы. Но если из своей зарплаты рабочий платит налоги, то это уже сфера финансов. Другой пример: рабочий покупает продукты питания. И это не финансы, хотя эти отношения опосредуются деньгами. Это отношения купли-продажи.
Более сложный пример. Предприятие берет в банке кредит для производственных нужд. Это денежные отношения, но это не сфера финансов. Но если это же предприятие получает бюджетное финансирование (на развитие производства, под госзаказ), то это уже финансы.
Другими словами, финансы — это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство.
Большинство денежных отношений в обществе носят эквивалентный характер, то есть движение денег всегда сопровождается встречным движением товара или услуг.
Финансы опосредуют неэквивалентное денежное движение. Движение денег в этом случае не сопровождается товарным эквивалентом. Единственное исключение из этого правила — покупка ценных бумаг, эмитированных государством.
В советской науке о финансах были попытки доказать, что услуги государства в виде бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания представляли собой эквивалент налогам. Но эта точка зрения не стала преобладающей, и к финансам относили только денежные отношения, вызванные самим фактом наличия государства, т.е. имманентные государству как органу управления.
Из всей совокупности денежных отношений финансы выделяются еще одним признаком — это отношения, не выходящие за рамки распределительного процесса. Более подробно мы остановимся на этом вопросе при рассмотрении второй темы.
Сейчас важно понять, что из четырех стадий общественного воспроизводственного процесса финансы, как экономическая категория, обслуживают только стадию распределения.
Однако наука обычно не допускает категоричности и не признает жестких границ разделения, воздвигаемых теорией. Речь идет о прямом и косвенном воздействии финансов на все стадии воспроизводственного процесса. Действительно, от размера налога и способов его взимания напрямую зависят как объемы потребления (производственного и личного), так и темпы увеличения производства и потребления. Чем большая доля прибавочного продукта будет изыматься государством, тем уже границы расширенною воспроизводства и, наоборот, расширяются границы внепроизводствен-ного потребления. Более того, финансы, напрямую не участвуя в производстве и обмене (кроме доли участия в обмене бюджетной сферы), базируются именно на доходе, создаваемом в производственной сфере.
Говоря о производственной сфере, мы имеем в виду любую легальную (не запрещенную законом) деятельность, приносящую прибыль, поскольку прибыль (доход) является объектом финансов. Во многих случаях объектом финансов становится движение денег и товаров в стадии производства и обмена — речь идет о косвенных налогах. Правительства многих стран, и России в частности, часть своих услуг, оплаченных налогами, „продают" вторично, требуя от своих граждан и юридических лиц оплату за отправляемые ими по закону функции — за сертификацию грузов, за выдачу лицензий, всевозможные регистрационные сборы и т.д. Но в конечном итоге все это не выходит за рамки распределительного процесса — происходит перераспределение части доходов и прибылей.
Когда мы говорим о границах функционирования экономической категории, то надо помнить об абстрактном характере самой категории. В реальной действительности всякая категория — это отражение нашего уровня знаний. Понимаем мы эти отношения или нет, они все равно существуют в обществе. Но если мы их не понимаем, не учитываем их воздействие, то они, эти отношения, напоминают о себе сами. Они проявляются через стагнацию, экономические кризисы, войны, наконец.
Для ясности рассмотрим ситуацию с налогами. Когда они возникли? Даже не обращаясь к самым древним письменным источникам, мы знаем, что не может быть власти, если она не отнимает часть заработка своих граждан на содержание дружины, строительства крепостей, охрану торговых путей. Первоначально налоги носили характер натуральных повинностей, включая и личную повинность (кстати, всеобщая воинская обязанность является рудиментом средневековой личной повинности).
По мере вытеснения натуральных отношений денежными налоги приобретают денежный характер. Они становятся более разнообразными, изменяются объекты обложения, вводится дифференциация ставок налога. Закон и общественное мнение делают обязательным уплату налога. Но как только размер налога превышает двадцатипроцентную границу дохода, появляются способы уклонения от налога и способы переложения налога. Начинается имеющая многовековую историю война между народом и правительством. И конца этой войне не видно до тех пор, пока не снизится налоговый порог, т.е. максимальный размер налога от суммы дохода. Граница налогового порога зависит от очень многих факторов и не представляется возможным рассчитать ее величину. Можно говорить только о конкретном государстве в конкретное время. Но и в этом случае на расчетную величину будут оказывать влияние социальные, политические, военные, экономические, технические, природные, демографические и многие другие факторы. Государство не может отменить налоги. В условиях превалирования товарно-денежных отношений нет другого способа обеспечить выполнение государством, как органом управления, своих функций. Даже в СССР, где государство было собственником всех средств производства, и потребности государства вполне можно было покрывать прибылью от деятельности отраслей народного хозяйства, налоги играли существенную роль в формировании доходов бюджета.
Экономическая категория не просто отражает наш уровень знаний о реальных процессах, происходящих в реальной действительности. К познанию законов экономики и категорий, обслуживающих ее, мы приходим постепенно. Если бы экономика представляла собой жесткую, неизменную схему, не было бы нужды в дальнейших исследованиях экономических законов и категорий. Однако жизнь меняется каждый день. Быстрее меняются производительные силы. И производственные отношения не стоят на месте. Именно поэтому наши определения верны только сегодня, пока в полную меру действуют товарно-денежные отношения, верны, пока обществом управляет государство, факт наличия которого делает необходимым категорию финансов. Изменятся условия, и новое поколение выработает свои экономические законы и категории.
Таким образом, финансы — это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Финансам присущи три признака, действующих только в совокупности:
1) это всегда денежные отношения;
2) это денежные отношения, вызванные фактом наличия государства как органа управления;
3) это отношения перераспределения уже распределенного совокупного продукта.
Если денежным отношениям двух или более субъектов присущи все три признака, то это финансы. Любые другие денежные отношения не относятся к финансам.
Финансы как экономическая категория
Общеизвестные экономические категории (товар, стоимость, цена, кредит, финансы и т.д.) были описаны в трудах представителей классической политэкономии. Никто не оспаривал их наличие или содержание. Менялись лишь выводы о роли той или иной категории в общественной жизни. При этом бесстрастные категории становились грозным орудием в руках противоборствующих политических партий. Пример тому марксизм-ленинизм, сделавший основой своей политической программы учение о прибавочной стоимости и ее несправедливом распределении. Однако попытка превратить экономические категории в инструмент политической борьбы не могли привести к изменению их сущности. Если капитал — это стоимость, приносящая прибавочную стоимость, афинансы — это система денежных отношений по формированию и использованию фондов для нужд государства, то это верно при любом политическом строе. Финансовая политика государства может быть той или иной, но в условиях превалирования товарно-денежных отношений экономические категории всегда будут выполнять свои основные функции.
При социализме, когда государство выступало основным собственником средств производства, дискутировался вопрос о надстроечном характере государства. В конечном итоге государство при социализме было признано базисной категорией. Учитывая, что первоначально в социалистическом государстве было лишь два класса — рабочие и крестьяне — с несущественной интеллигентской прослойкой, а позднее вообще общество стали считать бесклассовым, т.е. каждый член общества был безраздельным собственником орудий труда и предметов труда, и рабочая сила перестала быть товаром, то лишь в самых безнадежных головах могли зародиться сомнения в базисном характере государства. Этим подкреплялся тезис об экономическом характере финансов.
Надо четко оговорить, что экономическими признаются отношения по поводу производства, обмена, потребления и распределения совокупного общественного продукта. Совокупный общественный продукт виден не только в своем материальном воплощении (хлеб и мясо, трактора и автомобили, жилые дома и офисы, танки и зенитные установки), но и в музыке, научных трудах — во всем, что имеет стоимость, измеряемую затратами человеческого труда (и его гением). Все, что имеет потребительную стоимость, имеет и цену. Стоимость товара и его цена практически никогда не совпадают. Объяснение этому надо искать в законе стоимости и в сложнейших закономерностях ценообразования. Но остается четкая закономерность в отношении структуры цены товара и его стоимости и соответственно состава совокупного общественного продукта. Цена и совокупный общественный продукт образуются из С + V + т, где С — перенесенная стоимость, V — оплата труда, т — прибавочный продукт.
В материальном отношении С включает в себя стоимость орудий и предметов труда, использованных в производстве товаров и услуг. Если эта часть стоимости конкретна и легко измеряется, то величина двух остальных составляющих зависит от множества факторов, воздействующих на них. Важно подчеркнуть, что вся товарная масса делится на средства производства и предметы потребления. Между этими частями совокупного общественного продукта существует прямая зависимость. В конечном итоге масса продукции I общественного подразделения, производящего средства производства, может быть обменена, естественно через денежный механизм и механизм средней нормы рентабельности, на продукцию II подразделения.
Весь этот сложнейший процесс обходится без вмешательства финансов. Но как только изменяются налоговые ставки, включая таможенные налоги и сборы, этот механизм начинает давать сбои. А дело в том, что II подразделение приобретает необходимые ему станки, оборудование, электроэнергию и т.д. не только в потребленных на реализуемую продукцию масштабах (то, что равно С), но с приращением, позволяющим осуществить модернизацию производства и его расширение.
Точно так же финансы не участвуют в первичном распределении чистого дохода на его составные части — V и т. Но при изменении размера налогообложения сразу начинает ощущаться тенденция к изменению пропорций между ними. В реальной действительности величина V корреспондирует с общей величиной оплаты труда, определяемой ценой рабочей силы. При увеличении налогов владелец средств производства (а соответственно и т) старается сохранить свою долю дохода (прибыли) путем уменьшения реальной цены рабочей силы.
Из этихпримеров должно быть понятно, что финансы — экономическаякатегория, поскольку они провоцируют первоначальное распределение, стимулируя перераспределение прибыли и доходов (аиногда и основного капитала)в пользу (в интересах) государства.
В этом месте мы опять должны сослаться на политэкономию — прародительницу всех экономических наук Возможность расширенного воспроизводства создается благодаря накоплению. Источником накопления является (наряду с недопотреблением) имманентная способность любой общественно-экономической формации создавать стоимость, превышающую ее потребности. Общество (как и любой его член) не может выжить, не откладывая часть созданного в запас. Это было замечено еще Аристотелем, Накопление формируется в виде страховых фондов, корпоративных и государственных резервов, в виде банковских накоплений. Важнейшей формой накопления выступают золотовалютные накопления отдельных государств. Они являются не только стабилизатором денежных систем, но и важным регулятором производства, сдерживая рост личного и производственного потребления. И формируется этот вид накоплений через финансы.
Таким образом, как экономическая категория финансы выступают участником распределительных отношений в обществе и оказывают регулирующее воздействие на весь воспроизводственный процесс,
Функции финансов
Любая экономическая категория проявляется в ее функциях. Из определения финансов, данного в первом параграфе, вытекают и функции финансов. Их две — формирование фондов государства и использование этих фондов государством для выполнения им своих функций.
Учитывая, что функции любой экономической категории представляют собой форму выражения общественного назначения данной категории, они присущи данной категории и никакой другой. Именно функции выражают то главное и специфическое, что характерно для конкретной экономической категории.
Действительно, у государства нет других способов формирования своих фондов, кроме финансов. Даже система государственного кредита, применяемая почти всеми странами, относится к финансам, поскольку, во-первых, доходы от него учитываются в бюджете, а во-вторых, единственным реальным источником погашения государственных долгов выступают налоги.