Финансы как экономическая категория

ВВЕДЕНИЕ

В России в который раз происходят коренные изменения, затрагивающие все сферы экономики и общества. И если бо­лее чем за тысячелетнюю историю страны такие изменения всегда были следствием войн, то сейчас никто не угрожает рубежам Родины. Мы воюем сами с собой, со своей психоло­гией, со своими привычками, со своим прошлым. Как во вся­кой войне, гибнут люди. У нового поколения кумиры совсем не те, что у родителей. Лучше они или хуже, но они другие. Другое отношение к работе, к своему будущему. Одно нега­тивное явление прослеживается везде — падает уровень профессионализма. Падает спрос на рабочих с умелыми ру­ками. Не являет миру усердия и среднее поколение.

Вся надежда на входящую в жизнь молодежь. Это буду­щее России.

Эта книга ставит перед собой цель принять посильное уча­стие в общих усилиях поднять профессионализм студентов. Помочь стать хорошими специалистами. Дать знания, повы­сить интерес и привить любовь к профессии финансиста. Причем знания даются в систематизированном виде с новой системой оценок.

Это учебное пособие меньше всего повторяет то, что было издано в нашей стране в области финансов.

В общей совокупности учебных дисциплин, формирующих мировоззрение будущих экономистов и закладывающих ос­нову профессионализма, важное значение занимает дисци­плина „Финансы". Такое назначение этой учебной дисцип­лины вызвано как ролью финансов в воспроизводственном процессе, так и сферой „интересов" финансов. Бюджет, на­логи, займы, инфляция — кто в любом обществе не сталки­вается с этими категориями финансов? Не только экономист, но и любой грамотный человек должен обладать в большей или меньшей степени знаниями в области финансовой науки

Глубина знаний зависит в первую очередь от любознатель­ности изучающего или интересующегося, от того, как он по­нимает свою настоящую или будущую работу.

Автор надеется на добровольное и пристрастное изучение предлагаемого учебного пособия.

Тема 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов

Экономические категории не поддаются ранжированию — каждая категория выполняет свои функции, и в этом каче­стве ей нет замены. Нет категорий второстепенных или бо­лее важных.

Финансы как экономическая категория не выходят за пре­делы денежных отношений. Но далеко не все денежные от­ношения принадлежат к финансам. Например, когда рабо­чий получает оплату за свой труд, то эти отношения между работодателем и рабочим — не финансы. Но если из своей зарплаты рабочий платит налоги, то это уже сфера финан­сов. Другой пример: рабочий покупает продукты питания. И это не финансы, хотя эти отношения опосредуются деньга­ми. Это отношения купли-продажи.

Более сложный пример. Предприятие берет в банке кре­дит для производственных нужд. Это денежные отношения, но это не сфера финансов. Но если это же предприятие по­лучает бюджетное финансирование (на развитие производ­ства, под госзаказ), то это уже финансы.

Другими словами, финансы — это всегда денежные от­ношения, в которых одним из субъектов выступает государ­ство.

Большинство денежных отношений в обществе носят эк­вивалентный характер, то есть движение денег всегда сопро­вождается встречным движением товара или услуг.

Финансы опосредуют неэквивалентное денежное движе­ние. Движение денег в этом случае не сопровождается то­варным эквивалентом. Единственное исключение из этого правила — покупка ценных бумаг, эмитированных государ­ством.

В советской науке о финансах были попытки доказать, что услуги государства в виде бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания представляли собой эквивалент налогам. Но эта точка зрения не стала преобладающей, и к финансам относили только денежные отношения, вызванные самим фактом наличия государства, т.е. имманентные государству как органу управления.

Из всей совокупности денежных отношений финансы вы­деляются еще одним признаком — это отношения, не выхо­дящие за рамки распределительного процесса. Более под­робно мы остановимся на этом вопросе при рассмотрении второй темы.

Сейчас важно понять, что из четырех стадий общественно­го воспроизводственного процесса финансы, как экономиче­ская категория, обслуживают только стадию распределения.

Однако наука обычно не допускает категоричности и не признает жестких границ разделения, воздвигаемых теори­ей. Речь идет о прямом и косвенном воздействии финансов на все стадии воспроизводственного процесса. Действитель­но, от размера налога и способов его взимания напрямую за­висят как объемы потребления (производственного и лично­го), так и темпы увеличения производства и потребления. Чем большая доля прибавочного продукта будет изыматься государством, тем уже границы расширенною воспроизвод­ства и, наоборот, расширяются границы внепроизводствен-ного потребления. Более того, финансы, напрямую не участ­вуя в производстве и обмене (кроме доли участия в обмене бюджетной сферы), базируются именно на доходе, создавае­мом в производственной сфере.

Говоря о производственной сфере, мы имеем в виду лю­бую легальную (не запрещенную законом) деятельность, при­носящую прибыль, поскольку прибыль (доход) является объ­ектом финансов. Во многих случаях объектом финансов ста­новится движение денег и товаров в стадии производства и обмена — речь идет о косвенных налогах. Правительства многих стран, и России в частности, часть своих услуг, опла­ченных налогами, „продают" вторично, требуя от своих гра­ждан и юридических лиц оплату за отправляемые ими по закону функции — за сертификацию грузов, за выдачу ли­цензий, всевозможные регистрационные сборы и т.д. Но в конечном итоге все это не выходит за рамки распределитель­ного процесса — происходит перераспределение части до­ходов и прибылей.

Когда мы говорим о границах функционирования эконо­мической категории, то надо помнить об абстрактном харак­тере самой категории. В реальной действительности всякая категория — это отражение нашего уровня знаний. По­нимаем мы эти отношения или нет, они все равно существу­ют в обществе. Но если мы их не понимаем, не учитываем их воздействие, то они, эти отношения, напоминают о себе сами. Они проявляются через стагнацию, экономические кризисы, войны, наконец.

Для ясности рассмотрим ситуацию с налогами. Когда они возникли? Даже не обращаясь к самым древним письменным источникам, мы знаем, что не может быть власти, если она не отнимает часть заработка своих граждан на содержание дружины, строительства крепостей, охрану торговых путей. Первоначально налоги носили характер натуральных повин­ностей, включая и личную повинность (кстати, всеобщая во­инская обязанность является рудиментом средневековой личной повинности).

По мере вытеснения натуральных отношений денежными налоги приобретают денежный характер. Они становятся более разнообразными, изменяются объекты обложения, вводится дифференциация ставок налога. Закон и общественное мнение делают обязательным уплату налога. Но как только размер налога превышает двадцатипроцентную гра­ницу дохода, появляются способы уклонения от налога и спо­собы переложения налога. Начинается имеющая многовеко­вую историю война между народом и правительством. И конца этой войне не видно до тех пор, пока не снизится налого­вый порог, т.е. максимальный размер налога от суммы дохо­да. Граница налогового порога зависит от очень многих фак­торов и не представляется возможным рассчитать ее вели­чину. Можно говорить только о конкретном государстве в конкретное время. Но и в этом случае на расчетную величи­ну будут оказывать влияние социальные, политические, во­енные, экономические, технические, природные, демографи­ческие и многие другие факторы. Государство не может от­менить налоги. В условиях превалирования товарно-денеж­ных отношений нет другого способа обеспечить выполнение государством, как органом управления, своих функций. Даже в СССР, где государство было собственником всех средств производства, и потребности государства вполне можно было покрывать прибылью от деятельности отраслей народного хозяйства, налоги играли существенную роль в формирова­нии доходов бюджета.

Экономическая категория не просто отражает наш уровень знаний о реальных процессах, происходящих в реальной дей­ствительности. К познанию законов экономики и категорий, обслуживающих ее, мы приходим постепенно. Если бы эко­номика представляла собой жесткую, неизменную схему, не было бы нужды в дальнейших исследованиях экономических законов и категорий. Однако жизнь меняется каждый день. Быстрее меняются производительные силы. И производст­венные отношения не стоят на месте. Именно поэтому наши определения верны только сегодня, пока в полную меру дей­ствуют товарно-денежные отношения, верны, пока общест­вом управляет государство, факт наличия которого делает необходимым категорию финансов. Изменятся условия, и новое поколение выработает свои экономические законы и категории.

Таким образом, финансы — это система денежных отноше­ний по поводу формирования и использования фондов, необ­ходимых государству для выполнения своих функций.

Финансам присущи три признака, действующих только в со­вокупности:

1) это всегда денежные отношения;

2) это денежные отношения, вызванные фактом наличия го­сударства как органа управления;

3) это отношения перераспределения уже распределенного совокупного продукта.

Если денежным отношениям двух или более субъектов при­сущи все три признака, то это финансы. Любые другие де­нежные отношения не относятся к финансам.

Финансы как экономическая категория

Общеизвестные экономические категории (товар, стои­мость, цена, кредит, финансы и т.д.) были описаны в трудах представителей классической политэкономии. Никто не ос­паривал их наличие или содержание. Менялись лишь выво­ды о роли той или иной категории в общественной жизни. При этом бесстрастные категории становились грозным оруди­ем в руках противоборствующих политических партий. При­мер тому марксизм-ленинизм, сделавший основой своей по­литической программы учение о прибавочной стоимости и ее несправедливом распределении. Однако попытка превра­тить экономические категории в инструмент политической борьбы не могли привести к изменению их сущности. Если капитал — это стоимость, приносящая прибавочную стои­мость, афинансы — это система денежных отношений по формированию и использованию фондов для нужд государ­ства, то это верно при любом политическом строе. Финан­совая политика государства может быть той или иной, но в условиях превалирования товарно-денежных отношений экономические категории всегда будут выполнять свои ос­новные функции.

При социализме, когда государство выступало основным собственником средств производства, дискутировался во­прос о надстроечном характере государства. В конечном итоге государство при социализме было признано базисной ка­тегорией. Учитывая, что первоначально в социалистическом государстве было лишь два класса — рабочие и крестьяне — с несущественной интеллигентской прослойкой, а позд­нее вообще общество стали считать бесклассовым, т.е. каж­дый член общества был безраздельным собственником ору­дий труда и предметов труда, и рабочая сила перестала быть товаром, то лишь в самых безнадежных головах могли заро­диться сомнения в базисном характере государства. Этим подкреплялся тезис об экономическом характере финансов.

Надо четко оговорить, что экономическими призна­ются отношения по поводу производства, обмена, потреб­ления и распределения совокупного общественного продук­та. Совокупный общественный продукт виден не только в своем материальном воплощении (хлеб и мясо, трактора и автомобили, жилые дома и офисы, танки и зенитные уста­новки), но и в музыке, научных трудах — во всем, что имеет стоимость, измеряемую затратами человеческого труда (и его гением). Все, что имеет потребительную стоимость, име­ет и цену. Стоимость товара и его цена практически никогда не совпадают. Объяснение этому надо искать в законе стои­мости и в сложнейших закономерностях ценообразования. Но остается четкая закономерность в отношении структуры цены товара и его стоимости и соответственно состава сово­купного общественного продукта. Цена и совокупный общественный продукт образуются из С + V + т, где С — пере­несенная стоимость, V — оплата труда, т — прибавочный продукт.

В материальном отношении С включает в себя стоимость орудий и предметов труда, использованных в производстве товаров и услуг. Если эта часть стоимости конкретна и легко измеряется, то величина двух остальных составляющих за­висит от множества факторов, воздействующих на них. Важно подчеркнуть, что вся товарная масса делится на средства производства и предметы потребления. Между этими частями совокупного общественного продукта существует прямая зависимость. В конечном итоге масса продук­ции I общественного подразделения, производящего средст­ва производства, может быть обменена, естественно через де­нежный механизм и механизм средней нормы рентабельно­сти, на продукцию II подразделения.

Весь этот сложнейший процесс обходится без вмешатель­ства финансов. Но как только изменяются налоговые ставки, включая таможенные налоги и сборы, этот механизм начи­нает давать сбои. А дело в том, что II подразделение приоб­ретает необходимые ему станки, оборудование, электроэнер­гию и т.д. не только в потребленных на реализуемую продук­цию масштабах (то, что равно С), но с приращением, позво­ляющим осуществить модернизацию производства и его рас­ширение.

Точно так же финансы не участвуют в первичном распре­делении чистого дохода на его составные части — V и т. Но при изменении размера налогообложения сразу начинает ощущаться тенденция к изменению пропорций между ними. В реальной действительности величина V корреспондирует с общей величиной оплаты труда, определяемой ценой ра­бочей силы. При увеличении налогов владелец средств про­изводства (а соответственно и т) старается сохранить свою долю дохода (прибыли) путем уменьшения реальной цены рабочей силы.

Из этихпримеров должно быть понятно, что финансы — экономическаякатегория, поскольку они провоцируют пер­воначальное распределение, стимулируя перераспределе­ние прибыли и доходов (аиногда и основного капитала)в пользу (в интересах) государства.

В этом месте мы опять должны сослаться на политэконо­мию — прародительницу всех экономических наук Возмож­ность расширенного воспроизводства создается благодаря накоплению. Источником накопления является (наряду с недопотреблением) имманентная способность любой обще­ственно-экономической формации создавать стоимость, превышающую ее потребности. Общество (как и любой его член) не может выжить, не откладывая часть созданного в запас. Это было замечено еще Аристотелем, Накопление формиру­ется в виде страховых фондов, корпоративных и государст­венных резервов, в виде банковских накоплений. Важнейшей формой накопления выступают золотовалютные накопления отдельных государств. Они являются не только стабилиза­тором денежных систем, но и важным регулятором произ­водства, сдерживая рост личного и производственного по­требления. И формируется этот вид накоплений через фи­нансы.

Таким образом, как экономическая категория финансы выступают участником распределительных отноше­ний в обществе и оказывают регулирующее воздействие на весь воспроизводственный процесс,

Функции финансов

Любая экономическая категория проявляется в ее функ­циях. Из определения финансов, данного в первом парагра­фе, вытекают и функции финансов. Их две — формирова­ние фондов государства и использование этих фондов госу­дарством для выполнения им своих функций.

Учитывая, что функции любой экономической категории представляют собой форму выражения обще­ственного назначения данной категории, они присущи дан­ной категории и никакой другой. Именно функции выража­ют то главное и специфическое, что характерно для конкрет­ной экономической категории.

Действительно, у государства нет других способов форми­рования своих фондов, кроме финансов. Даже система госу­дарственного кредита, применяемая почти всеми странами, относится к финансам, поскольку, во-первых, доходы от него учитываются в бюджете, а во-вторых, единственным реаль­ным источником погашения государственных долгов высту­пают налоги.

Наши рекомендации