Б2-3 Коммуникации: элементы и этапы коммуникационного процесса, основные преграды и пути совершенствования коммуникаций в организациях
Информация как таковая не оказывает влияния на принимаемые решения, если она не используется во взаимоотношениях между людьми в процессе их работы. Обмен информ-й называется коммуникацией. В процессе обмена информацией можно выделить 4 базовых элемента: 1.отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее. 2. сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов. 3. канал, средство передачи информации. 4. получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.Результат коммуникации-это изменения в поведении получателя информации, которые происходят вследствие передачи сообщения. Обратная связь -реакция получателя на сообщение источника, необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение воспринято и понято. Она позволяет обеим сторонам подавлять информационные шумы (все, что искажает смысл сообщений). Коммуникационный процесс начинается с формирования идеи сообщения и отбора нужной для этого информации. Затем идея кодируется — воплощается в слова, интонации и т.д. Именно кодирование превращает идею в сообщение. Источник(отправитель) должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных при кодировании. Сообщение может быть передано в устной или письменной форме. Надо учитывать смысл и содержание сообщений, их своевременность, текущую обстановку, тон голоса, выражение лица и т.д. После передачи сообщения отправителем, получатель декодирует его, то есть подвергает содержательной интерпретации. Если мысли отправителя полностью восприняты получателем, процесс обмена информацией завершен.*Однако по ряду причин инфом.может искажаться. Здесь и включается механизм обратной связи, который заметно повышает шансы на эффективный обмен информ-й, позволяя отправителю и получателю подавлять различные шумы. Источники шума (различия в языке, ограниченность письменных форм передачи инф-и, удаленность, недостаток времени у руководителей, информ-е перегрузки в каналах связи и т.д.)Коммуникация — основной связующий процесс в управлении. По некоторым данным, руководители тратят от 50 до90 % своeго времени на проведение совещаний, встречи с людьми, переговоры, чтение, то есть на процесс обмена информацией, через каналы коммуникации.К м.б формальной и неформальной.Руководителям и спец нельзя игнорировать и неформальные коммуникации(свободный обмен мнениями (в том числе во внерабочее время), слухи). При обмене мнениями возникают проблемы, связанные с восприятием(Люди реагируют не на то, что в действительности происходит, а на то, что воспринимается как происходящее, в зависимости от накопленного опыта, прежде всего проф-го), семантикой сообщений(Семантические преграды связаны с неодинаковым толкованием одних и тех же слов и выражений. Для эф-го обмена инфоорм. стороны должны прийти к одинаковому пониманию используемых терминов, исключая двойное толкование), невербальной информацией (Невербальные преграды возникают из-за большой роли в прямой беседе невербальных факторов коммуникации — мимики, интонации, темпа речи, жестикуляции), некачественной обратной связью и неумением слушать. Профессор Кит Девис, разработавший 10 правил эффективного слушания, отмечает: «Природа дала человеку два уха, но только 1 язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, что говорить. Чтобы слушать, нужны оба уха. Одно-воспринимать смысл, другое-улавливать чувства говорящего. При осуществлении коммуникационного процесса важно прояснять свои идеи перед началом их передачи, быть восприимчивым к потенциальным семантическим проблемам, следить за языком собственных поз, жестов и интонаций, проявлять открытость при разговоре и постоянно добиваться обратной связи. Для решения этих проблем следует оптимизировать потребность в информации. В агропром п\п широко практикуется обмен мнениями на регулярно проводимых встречах — совещаниях, ежедневных планерках-нарядах, во время диспетчерского часа. Эффективность обратной связи успешно достигается при постоянном посещении менеджерами производственных и иных объектов, периодических опросах работников по проблемам, имеющим жизненно важное значение для коллектива. Агропромышленные предприятия должны шире использовать современные информационные технологии, связанные с использованием ПК, в том числе электронную почту и Интернет.электронная почта явл б мобильным и дешевым средством связи между людьми, находящимися в разных городах и странах, в Интернете можно найти немало полезной информации — коммерческой