Перечень заданий и ситуаций к экзамену
1. Ситуация:Начальник финансового отдела производственного кооператива «Восход» рационально распределяет полномочия среди подчиненных, не скрывает своего незнания по отдельным вопросам, заинтересован в самостоятельной работе сотрудников, дисциплину поддерживает методом убеждения, справедливо требует качественного выполнения работ.
Какой стиль руководства он применяет и добьется ли коллектив поставленной цели и успеха?
2. Ситуация: Секретарь отказалась перепечатать некоторые документы, которые ей принесла начальник отдела маркетинга. Отказ был сделан в грубой форме из-за плохих личных отношений. К кому должна обратиться начальник отдела маркетинга для разрешения конфликта? Назовите тип конфликта, его базу (субъекты, объект, решение ситуации).
3. Задание: Начертите «Решетку менеджмента» и найдите место стиля руководителя по данной ситуации: Руководитель основное внимание уделяет организационно- технической стороне, не обращая внимания на людей, коллектив в целом (человеческому фактору уделяет минимум внимания).
Укажите, добьется ли он успеха в организации? Аргументируйте свой ответ.
4. Задание: Составьте систему мотивации для работников кредитного отдела банка по следующим направлениям:
- основные мероприятия (материальное и моральное стимулирование);
- частота применения;
- эффективность.
5. Задание:Начертите «Решетку менеджмента» и найдите место стиля руководителя по данной ситуации: Руководитель примерно поровну делит свои «привязанности» между людьми и организационно- техническими факторами производства. Он «твердо стоит на ногах», хотя «не хватает звезд с неба», может приложить усилия и при необходимости завершить работу с одновременным поддержанием коллектива на удовлетворительном уровне.
6. Ситуация: Заместитель главного бухгалтера вынуждена была выполнять часть работы, которая входила в обязанности гл. бухгалтера из-за своего слабого характера и невозможности сказать «нет». Когда нужно было сдавать квартальный отчет, заместитель гл. бухгалтера заболела, а гл. бухгалтер не стала делать свою же работу, обвинив своего заместителя, когда та вышла на работу. Возникла ссора.
Кто виноват в данном инциденте?
Составьте базу конфликта (субъекты, объект, решение ситуации), укажите его тип.
7. Задание:Назовите факторы здоровья и факторы мотивации, выделенные Ф. Герцбергом.
На какие из них в первую очередь должен обращать внимание менеджер при работе с подчиненными?
8. Задание:Воспроизведите пирамиду потребностей А.Маслоу.
Как удовлетворяются потребности высшего порядка у работников в организации?
9. Ситуация: В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как Вы поступили бы, оказавшись на месте бригадира?
10. Задание: Определите тип общения руководителя с подчиненными, если они обладают следующими характеристиками:
- не могут выполнять работу и не хотят брать ответственность;
-хотят взять ответственность, но не в состоянии выполнить работу;
-могут выполнять работу, но не хотят;
-могут и хотят выполнять работу.
11. Ситуация: Молодой и толковый работник весьма самоуверен и спесив. Считает себя самым умным, к окружающим относится свысока, заносчив. Указания принимает с неохотой, на замечания реагирует болезненно. Все это отражается на моральном климате в коллективе, мешает работе.
Что в этом случае следует предпринять?
12. Ситуация: Один из подчиненных Вам руководителей плохо обращается с персоналом: он груб, нечуток к людям, постоянно обижает их, заносчив, высокомерен. Это отрицательно отражается на работе организации. Вместе с тем руководитель - хороший специалист, досконально знает свое дело, рационально мыслит, упорен и настойчив в достижении цели, строг и требователен к подчиненным. Какое решение следует принять?
13. Задание:Назовите наиболее важные, по вашему мнению, мотиваторы для следующих лиц:
· вас лично в учебной группе;
· квалифицированного рабочего;
· служащего в конторе;
· неквалифицированного работника;
· профессионала (врача, юриста, преподавателя).
14. Ситуация: Рабочие одного из цехов предприятия неоднократно заявляли о неудовлетворительных условиях труда, высказывали опасения за свое здоровье (в цехе не уделялось должного внимания обеспечению безопасности труда). Им уже более трех месяцев не выплачивали заработную плату.
Два дня назад с одним из рабочих на производстве произошел несчастный случай. Это переполнило
чашу терпения рабочих. Они отказались от работы и пригласили на собрание руководство предприятия.
Как бы вы повели себя в этой ситуации в качестве руководителя предприятия?
15. Ситуация: Вы — опытный, давно работающий, авторитетный начальник отдела. В канун праздника Вы от своего отдела представили нескольких лучших сотрудников к поощрению. Среди тех, кому должны быть вручены грамота и денежная премия, Васильев, которого вы лично предупредили о необходимости явиться на торжественное собрание, но грамоту и премию, по неизвестным для вас причинам, ему не вручили. На следующий день, не успев разобраться в причине недоразумения, вы случайно сталкиваетесь с Васильевым в коридоре. Каковы возможные варианты развития возникшей ситуации? Как бы вы повели себя в каждом из этих вариантов?
16. Ситуация: Вы — начальник отдела. Получили задание и едете в командировку. В аэропорту случайно встречаете свою подчиненную — молодую сотрудницу, которая уже две недели не работает. Вам сказали, что она болеет. А вы видите ее не только в полном здравии, но отдохнувшей и даже, как вам показалось, похорошевшей. Она кого-то с большим нетерпением встречает в аэропорту. Во вверенном вам отделе полный завал, не хватает сотрудников, срываются сроки выполнения работ. Что вы скажете своей сотруднице? С чего начнете разговор? Чем должен завершиться этот инцидент?
17. Ситуация: В конструкторском бюро не сложились отношения начальника отдела с коллективом. Начальник отдела был назначен на должность два месяца назад. До этого он работал в другом отделе, имел хорошую репутацию как специалист. Имеет большое количество изобретений, один из научных проектов, руководителем которого он был как ведущий инженер по предыдущей должности в другом отделе, получил высшую оценку на международной выставке. Проанализируйте причины, которые могли лечь в основу конфликта между новым начальником и коллективом.
18. Задание:Разделите предлагаемые виды работ по группам: «делегировать следует», «делегировать нельзя». Объясните Ваше решение.
Виды работ: 1. Задачи высокой степени риска.
2. Задачи особой важности.
3. Кратко- и среднесрочные задачи, решение которых может стать важным стимулом для подчиненного.
4. Определение основных направлений развития организации.
5. Составление проектов документов, черновиков, предложений.
6. Принятие решения о ликвидации отдельного рабочего места.
7. Принятие любого внутреннего документа.
8. Работа, требующая узкопрофессиональных знаний.
9. Участие в совещании информационного характера.
10. Рутинная работа, требующая много времени.
11. Срочное дело, не оставляющее времени на объяснение и проверку исполнения.
12. Вопросы мотивации сотрудников.
13. Участие в праздничном заседании коллектива.
14. Вручение наград подчиненным.
19. Задание:Ниже приведены краткие характеристики некоторых трудноуправляемых сотрудников.
· Ленивые: делают недостаточно.
· Аморальные: ради собственного удовольствия используют людей и наносят им ущерб.
· Занимающие оборонительную позицию: воздвигают барьеры при малейшем намеке на перемены.
· Уклоняющиеся: активно избегают контактов с сослуживцами, в том числе и неформальных; в работе пытаются уклониться от получения заданий; могут говорить, что не понимают, как выполнять задание.
· Бесчувственные: их не трогают проблемы окружающих.
· Самоуверенные: они близки к тому, чтобы считать себя непогрешимыми.
· Запуганные: ограничивают свои потенциальные возможности, опасаясь неизвестно чего.
Предложите метод управления каждым из них. Что нужно делать, если на предприятии есть сотрудники, которые обладают сразу несколькими характеристиками?
20. Ситуация: Госпожа Иванова два года назад закончила обучение в колледже и работает экономистом. Недавно она узнала о вакансии должности заместителя начальника отдела. Администрация ищет достойного кандидата среди своих сотрудников. Какие действия должна предпринять госпожа Иванова, чтобы продвинуться по службе?
21. Ситуация: Госпожа Петрова открывает свое дело и ей необходимо получить кредит в банке. На решающую встречу она пришла вовремя, с необходимыми документами, одетая в джинсы, свитер и кроссовки. Объясните одну из возможных причин отказа банка в кредите. Выскажите Ваше мнение по поводу данного вопроса.
22. Ситуация: Подчиненные приходят к Вам, донимая мелкими, порой элементарно разрешимыми вопросами, мешают работать, не дают сосредоточиться. Как поступать в подобных ситуациях?
23. Ситуация: В тракторно-полеводческой бригаде имеется 5 тракторов МПЗ, два из них требуют ремонта. На весенний сев по расчетам требуется 5 тракторов. Примите управленческое решение, разбейте его на этапы.
24. Ситуация: На ферме дойного стада коров за последние 10 дней снизился надой молока на 8 % , а жирность - на 0,2 %. Примите управленческое решение, разбив его на этапы.
25. Ситуация:Вы — менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации значительно выше, чем у мужчин — претендентов на эту должность. Однако прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны некоторых ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы. Возьмете ли вы эту женщину на работу? Обоснуйте свое решение.
26. Ситуация: Подчиненные жалуются начальнику на своих коллег, сплетничают про них, раскрывают «тайны» их личной жизни и т.п. Как поступать в этом случае?
27. Ситуация: Бригадир комплексной бригады ежемесячно сдает первичные документы в бухгалтерию с опозданием на 2-3 дня, объясняя это большим объемом работы. Примите решение как главный бухгалтер, разбейте его на этапы.
28. Задание:Составьте план публичного выступления по теме, выбранной вами.
Примерная тематика выступлений может быть такой:
— «Образование сегодня и его проблемы»;
— «Успех фирмы и его составляющие».
29. Задание: Составьте план беседы главного бухгалтера с кассиром по поводу нарушения последним правил трудового распорядка.
30. Ситуация:Руководитель постоянно находит в работе подчиненного погрешности и ошибки и, несмотря на то, что работа на 99% сделана очень хорошо, обвиняет подчиненного в провале всего задания (позиция преследователя). Сотрудник чувствует себя виноватым, начинает извиняться и у него формируется комплекс невозможности выполнить работу по требованиям руководителя (позиция жертвы).
Выработайте тактику поведения для руководителя и для работника.