Налоговая политика РФ и основные направления ее развития.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Подробнее рассмотрим лишь одну ветвь финансовой политики государства – налоговую политику.

В наиболее общем виде налоговая политика представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства. Именно налоговая политика определяет характер и цели складывающейся налоговой системы. Налоги и другие компоненты налоговой системы являются инструментами налоговой политики.

Российские ученые выделяют несколько типов налоговой политики

1) политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно».

2) политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. В сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Важная особенность российской налоговой политики – очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого – отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

· отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

· большая нагрузка на фонд оплаты труда;

· отсутствие среднего класса, что приводит переложение налогов на производственную сферу и ее подавление;

· неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.

Таким образом, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но требуют реформирования.

Основной законодательной базой налоговой политики РФ является Налоговый кодекс РФ, последние поправки в который вносились 24 июля 2007 г. ФЗ № 216 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Целью поправок была полноценная реализация послания 2006 г. Президента РФ Федеральному собранию, в котором была отмечена необходимость улучшить работу налоговых органов и положение налогоплательщик.

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году.

В результате, в рамках осуществления налоговой реформы были частично или полностью решены следующие проблемы:

1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:

· выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и освобождений);

· отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов;

· исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

· улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.

2. Снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя:

· более равномерное распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

· снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

· снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.

3. Упрощение налоговой системы за счет:

· установления закрытого перечня налогов и сборов;

· сокращения числа налогов и сборов;

· максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.

Стратегия проведенной налоговой реформы в отношении отдельных налогов:

Проведенная налоговая реформа затрагивала различные составные части налоговой системы. Стоит рассмотреть ключевые из них.

На момент начала налоговой реформы в России существовала прогрессивная шкала ставок подоходного налога[7]. При этом основными плательщиками данного налога являлись и являются до сих пор лица, которые получает легальную заработную плату. Административные и институциональные условия ведения экономической деятельности в России таковы, что для лиц с высоким уровнем доходов в условиях прогрессивной шкалы ставок использование целого ряда возможностей для уклонения от налогообложения гораздо выгоднее исполнения в полном объеме налоговых обязательств.

В качестве решения проблемы повышения эффективности подоходного налога было выбран подход перехода к пропорциональному налогообложению доходов физических лиц, т.е. отказаться от прогрессивной шкалы ставок.

В результате проведенных преобразований, в настоящее время в России взимается налог на доходы физических лиц по единой 13-процентной ставке.

Также применяется единый социальный налог [8]по регрессивной ставке с максимальной ставкой в 26%, а поступления этих налогов значительно выросли на фоне снижения ставок.

В отношении налога на прибыль организаций было принято решение о принципиальном изменении подхода к формированию налоговой базы этого налога с тем, чтобы она в большей степени соответствовала реально полученному в налоговом периоде доходу. В ходе налоговой реформы был реализован переход к исчислению налога на прибыль организаций в соответствии с общепринятым в мировой практике методом начисления, были сняты существовавшие после введения в действие главы 25 Налогового кодекса ограничения на перенос понесенных убытков на будущие периоды, была введена возможность единовременно относить на расходы, уменьшающие налоговую базу, до 10 процентов стоимости приобретенных основных средств и прочих затрат на капитальные вложения. В рамках задачи модернизация(НДС) [9]при проведении налоговой реформы была проведена по следующим направлениям:

· включение в число налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей;

· введение режима освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС;

· переход к взиманию НДС на основании единой налоговой ставки;

· переход к взиманию налога на добавленную стоимость на основании метода начислений.

· Также в последний год были приняты изменения в налоговом законодательстве, направленные на изменение порядка акцизного налогообложения и его приближения к правилам, действующим в Европейском союзе и иных государствах с развитой налоговой системой.

В таблице представлена динамика налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации по основным налогам в 2000-2006 гг. в реальном выражении (в ценах 1998 г).

Поступления основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в2000-2006 гг. (в реальном выражении)

Налог
  Налоговые поступления в реальном выражении (трлн. руб.)
Налоговые доходы 0,84 0,88 1,10 1,15 1,20 1,26 1,38 1,53 1,63
Налог на прибыль 0,10 0,13 0,17 0,19 0,14 0,14 0,20 0,26 0,28
НДФЛ[10] 0,07 0,07 0,07 0,09 0,11 0,13 0,13 0,14 0,15
НДС 0,16 0,17 0,19 0,23 0,24 0,24 0,24 0,28 0,25
Акцизы 0,07 0,06 0,07 0,09 0,08 0,09 0,06 0,05 0,04
Доходы от внешнеэкономической деятельности 0,04 0,05 0,10 0,12 0,10 0,12 0,20 0,32 0,38
Платежи за пользование природными ресурсами 0,02 0,03 0,03 0,05 0,10 0,11 0,13 0,18 0,20
Налог с продаж 0,00 0,01 0,01 0,02 0,02 0,02 0,00
ЕСН в федеральный бюджет 0,11 0,10 0,10 0,05 0,05
Отчисления во внебюджетные фонды, в т.ч.: 0,21 0,20 0,22 0,23 0,13 0,14 0,14 0,17 0,19

Как следует из представленных данных, для всего периода с 1998 по 2006 гг. характерен рост налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в реальном выражении: годовой прирост данной величины составлял от 4,1% (2003 г.) до 25% (по итогам 2000 г.).

В числе основных факторов роста налоговых доходов бюджетной системы можно назвать:

· благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и, в первую очередь, нефть, газ и металлы;

· расширение налоговой базы по многим налогам, обусловленное ростом российской экономики;

· улучшение налогового администрирования;

· а также частичное сокращение величины налоговой задолженности;

· положительная динамика поступлений единого социального налога, который с 2001 года заменил существовавшие на тот момент различные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды

К настоящему моменту намечены и основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию.

3. В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налоговв России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

а) совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;

б) повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;

в) обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;

г) совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц.

Заключение.

Финансы выражают экономические общественные отношения. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Финансовая система есть совокупность финансовых отношений, связанных с распределением и перераспределением общественного продукта. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуются повышение эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В ходе проведенной работы были достигнуты поставленные передо мной задачи: даны определения финансов, финансовой системы, их сущности и их функций; освещена структура финансовой системы Российской Федерации; достаточно полно рассмотрено функционирование одного из звеньев финансовой системы РФ – внебюджетных федеральных фондов, – а также одной из ветвей финансовой политики государства – налоговой политики. Мною были проанализированы различные статистические данные и самостоятельно разработаны некоторые рисунки, схемы, таблицы.

В данной работе я могла бы подробнее осветить остальные звенья финансовой системы Российской Федерации, затронуть описательный анализ не только налоговой политики, но и других составных частей государственной финансовой политики. Но ввиду ограничения объема работы, множественности составных частей финансовой системы государства, а также емкости каждого из понятий, характеризующих эту систему, этого сделать не удалось.

Список используемой литературы.

1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник для ВУЗов / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 564 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа:.

3. 3. Бюджетная политика 2007 [Электронный ресурс] /

4. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе [Электронный ресурс] /.

5. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Дж. Ван Хорн; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 527 с.

6. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. / С.Ю. Витте. – М., 1997

7. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.

8. Иванова И.В. Россияне о налоговой системе / И.В. Иванова // Экономика и управление на предприятии. – 2005. – № 32. – С. 28.

9. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 352 с.

10. Лобанов В.Г. Налоговая система должна быть справедливой / В.Г. Лобанов // Экономика и жизнь. – 2000. – № 5. – С. 2, 3.

11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. / В.К. Ломакин. – М.: Финансы, 1998. – 671 с.

12. Лычагин М.В. Финансовая экономика. / М.В Лычагин. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 343 с.

13. Макконнелл К. Экономикс: Учебн. Пособие: т. 1 / К. Макконнелл, С. Брю; пер. с англ. под ред. С.В. Черпакова. – М.: Республика, 1992. – 399 с.

14. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – 523 с.

15. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. / Д.М. Михайлов М. – Экзамен, 2000. – 476 с.

16. Словарь по экономике / Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. – Спб.: Экономическая школа, 1998.

17. Структура ОМС в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ffoms.ru/webffoms/docweb.nsf. – 12.11.2007.

18. Теория финансов: Учебное пособие. / Под ред. С.И. Берлин. – М.: Юрайт, 1999. – 575 с.

19. Терещенко О.В., Костяева Е.В. Финансовая система Российской Федерации в современных условиях: лекция для студентов заочного отделения. / О.В. Терещенко, Е.В. Костяева. – Изд-во НГТУ, 1996. – 78 с.

[1] Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 527 с.

[2] (банковский вклад) — сумма денег, помещённая вкладчиком в банк.

[3] противоположное стимулированию влияние налогов на экономику, которое и относится, например, к игорному бизнесу.

[4] политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса.

[5] долговая ценная бумага эмитированная государством или компанией.

[6] Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

[7] был введен 1916 году и распространялся на граждан, чей доход превышал прожиточный минимум — 850 рублей в год.

[8] введен в действие с 1 января 2001 года и утратит силу с 1 января 2010 года в связи с заменой ЕСН страховыми взносами в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

[9] Налог на добавленную стоимость

[10] Налог на доходы физических лиц.

Наши рекомендации