Исходные данные в приложении 2.
Бюджетирование
Под бюджетом понимают финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполнятся. Бюджет может быть разнообразной формы. Его структура зависит от предмета планирования, размеров организации, связи бюджета с финансовой структурой предприятия, квалификацией и опытом разработчика.
Бюджет не имеет стандартной формы. Он должен предоставлять информацию в виде, понятном пользователю. В бюджете не обязательно балансирование доходов и расходов. Он может быть составлен в натуральном выражении, в частности это касается бюджета производства и бюджета закупки/использования материалов, так как в течение отчетного периода цены, а следовательно и себестоимость единицы продукции могут изменяться. Бюджет производства считается на основе бюджета продаж с учетом требований к объему складских запасов. Если требуемые объемы запасов готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода обозначить соответственно НЗ и КЗ, а планируемый объем продаж за данный период – ОП, то объем производства за данный период (Пр) можно определить как:
Пр=ОП+КЗ-НЗ. (*)
При расчете бюджета закупки материалов исходят также из требований к объему складских запасов и потребности в материалах в данном периоде, которая рассчитывается исходя из объема производства за данный период с учетом количества материалов, необходимого для производства единицы изделия. Закупка (З) рассчитывается аналогично расчету объему производства:
З=И+КЗм-НЗм,
где НЗм и КЗм – начальный и конечный запасы материала на складе,
И – потребность (использование материала) .
Рассмотрим пример:
Прогноз компании по продаже дверей для гаражей:
штук
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май | |
Июнь |
Прогноз продаж на январь следующего года — 500 дверей. Начальные запасы на 1 января текущего года составили 150 дверей. Компания придерживается такой политики, что минимальный уровень запасов должен равняться 150 шт., а максимальный — половине количества продаж следующего месяца. Максимальная производительность составляет 650 дверей в месяц.
Бюджет производства с указанием количества дверей, которое необходимо производить ежемесячно, будет иметь вид:
Месяц | НЗ | ОП | Пр | КЗ |
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май | ||||
Июнь |
Рассмотрим пример составления бюджета закупки и использования материалов.
Бюджет продаж на первые пять месяцев для одной производственной линии компании выглядит следующим образом:
штук
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май |
Запасы готовой продукции на конец каждого месяца должны быть равны 25% продаж, предполагаемых в следующем месяце. На 1 января на складе было 20 шт. этого вида продукции. На конец месяца незавершенного производства не остается. Для производства единицы продукции требуются два типа материалов в следующих количествах:
единиц
Материал А | |
Материал В |
В конце каждого месяца на складе должно быть материалов в количестве, равном половине потребностей следующего месяца. Это требование было выполнено на 1 января текущего года.
Подготовьте бюджет, показывающий количество материалов каждого типа, которые необходимо приобретать каждый месяц в I квартале.
Для подготовки бюджета закупки материалов сначала необходимо составить бюджет производства:
Месяц | НЗ | ОП | Пр | КЗ |
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май | ||||
Июнь |
Теперь можно составлять бюджеты закупки и использования материалов. Для изготовления единицы изделия необходимо 2 единицы материала А, следовательно на январь потребность (использование (И)) в материале А будет составлять 120*2=240 ед. Запас на складе на 1 января согласно условию составил половину потребности текущего месяца, т.е. 240/2=120 ед. На конец января запас материалов должен быть равен половине потребности следующего месяца:170*2/2=170 ед. Закупка (З) рассчитывается аналогично расчету объему производства:
З=240+170-120=290.
Тогда бюджет закупки и использования материала А будет выглядеть следующим образом:
Месяц | НЗм | И | З | КЗм |
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май |
Аналогично для материала В:
Месяц | НЗм | И | З | КЗм |
Январь | ||||
Февраль | 517.5 | 262.5 | ||
Март | 262.5 | 157.5 | ||
Апрель | 157.5 | 172.5 | ||
Май | 172.5 |
ЗАДАНИЕ 3
3.1. Бюджет производства.
Прогноз компании по продаже дверей для гаражей на год (и январь следующего года), а также начальные запасы на 1 января текущего года и наименьший допустимый уровень запасов представлены в приложении 3.
Компания придерживается такой политики, что уровень запасов не должен быть ниже минимального (см. приложение 3) и выше половины количества продаж следующего месяца. Объем производства не должен превышать максимальную производительность (см. приложение 3).
Подготовьте бюджет производства на год с указанием количества дверей, которое необходимо производить ежемесячно. Какое количество дверей будут составлять конечные запасы готовой продукции 31 декабря?
3.2. Бюджет закупки/использования материалов.
Известен бюджет продаж на первые пять месяцев для одной производственной линии компании. Запасы готовой продукции на конец каждого месяца должны быть равны 25% продаж, предполагаемых в следующем месяце. На конец месяца незавершенного производства не остается. Для производства единицы продукции требуются два типа материалов: А и Б.
В конце каждого месяца на складе должно быть материалов в количестве, равном половине потребностей следующего месяца. Это требование было выполнено на 1 января.
Подготовьте бюджет, показывающий количество материалов каждого типа, которые необходимо приобретать каждый месяц в I квартале.