Принципы и формы регулирования рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг (р. ц. б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование р. ц. б. охватывает всех его участников:
o эмитентов;
o инвесторов;
o профессиональных фондовых посредников;
o организаций инфраструктуры рынка…
Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.
Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.
Регулирование р. ц. б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:
o эмиссионные;
o посреднические;
o инвестиционные;
o спекулятивные;
o залоговые;
o трастовые и т.п.
Регулирование р. ц. б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
o государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
o регулирование со стороны профессиональных участников р. ц. б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р. ц. б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
o общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:
o поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
o защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
o обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
o создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
o в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п. ;
o воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.) .
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
o создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
o отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
o контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
o систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
Направления:
1. Лицензирование деятельности проф участников
2. Защита прав инвесторов
3. Защита от противоправных действий на РЦБ
4. Аттестация кадров для финансового рынка
5. Выработка нормативно-правовой базы
Модели регулирования:
1. Модель ограниченного вмешательства. Большая роль в саморегулировании. Государство только контролирует. Объект со стороны государства - только деятельность проф участников. (В США только налоги регулируют). Наличие большого количества типовых стандартов - федеральные стандарты (что-то вроде рекомендательных актов)
2. Модель жесткого вмешательства (Россия)
Принципы регулирования:
1. Принцип сочетания саморегулирования и государственного регулирования. В виде передачи государством своих нормотворческих и контрольных функций определенным категориям участников рцб, организованным в саморегулируемые организации.
2. Принцип гос контроля за проф участниками. Государство имеет право осуществлять контроль надзор за любыми проф участниками. (система регулирования определяется государством, осуществляющим меры по защите прав и законных интересов участников рынка)
3. Принцип рыночного регулирования. Приоритет отдается экономическим мерам воздействия.
4. Принцип открытости информации о рынке.
5. Принцип обеспечения эффективности финансового рынка. Регулирование не должно мешать развитию финансового рынка.
6. Единство нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.
Государственно-правовое регулирование:
Лицензирование
Контроль за исполнением законодательства
Привлечение к ответственности
Регистрационные действия
Правотворчество
Разрешение споров.
Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками р. ц. б. на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
o разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
o осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
o контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
o информационная деятельность на рынке;
o обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.
До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.
Саморегулирование:
Организация торговли фин инструментами
Аттестация кадров
Защита интересов инвесторов и клиентов
Разрешение споров
Применение санкций
Внутренний контроль.
Формы контроля за участниками. Это то, как регулятор получает информацию.
1. Проверки регулятором. Плановые и внеплановые.
2. Проверки саморегулирующими организациями. Проверяют узкий круг: соответствие квалификационных требований (аттестация кадров, имеется несколько ступений разных прав); соблюдение правил СРО; оценка рисков.
3. Предоставление информации. Обязаны все предоставлять информацию: об операциях, акционерах, держателях ценных бумаг.
4. Оперативно-розыскная деятельность. Негласная. Осуществляют право-охранительные органы. Все крупные учасники находятся под постоянным контролем (ммвб, московский депозитарий и др).
Способы регулирования. Бывают прямые (юридические) и косвенные.
Прямые:
1) запреты
2) ограничения
3) предписания
4) лицензирование
5) приостановление деятельности участников
Косвенные:
1) учетные ставки, ставка рефинансирования
2) нормы резирвирования
3) собственные средства.