Принципы и формы регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг (р. ц. б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование р. ц. б. охватывает всех его участников:

o эмитентов;

o инвесторов;

o профессиональных фондовых посредников;

o организаций инфраструктуры рынка…

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование р. ц. б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

o эмиссионные;

o посреднические;

o инвестиционные;

o спекулятивные;

o залоговые;

o трастовые и т.п.

Регулирование р. ц. б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

o государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

o регулирование со стороны профессиональных участников р. ц. б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р. ц. б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

o общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

o поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

o защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

o обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

o создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

o в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п. ;

o воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.) .

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

o создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

o отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

o контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

o систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Направления:

1. Лицензирование деятельности проф участников

2. Защита прав инвесторов

3. Защита от противоправных действий на РЦБ

4. Аттестация кадров для финансового рынка

5. Выработка нормативно-правовой базы

Модели регулирования:

1. Модель ограниченного вмешательства. Большая роль в саморегулировании. Государство только контролирует. Объект со стороны государства - только деятельность проф участников. (В США только налоги регулируют). Наличие большого количества типовых стандартов - федеральные стандарты (что-то вроде рекомендательных актов)

2. Модель жесткого вмешательства (Россия)

Принципы регулирования:

1. Принцип сочетания саморегулирования и государственного регулирования. В виде передачи государством своих нормотворческих и контрольных функций определенным категориям участников рцб, организованным в саморегулируемые организации.

2. Принцип гос контроля за проф участниками. Государство имеет право осуществлять контроль надзор за любыми проф участниками. (система регулирования определяется государством, осуществляющим меры по защите прав и законных интересов участников рынка)

3. Принцип рыночного регулирования. Приоритет отдается экономическим мерам воздействия.

4. Принцип открытости информации о рынке.

5. Принцип обеспечения эффективности финансового рынка. Регулирование не должно мешать развитию финансового рынка.

6. Единство нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

Государственно-правовое регулирование:

Лицензирование

Контроль за исполнением законодательства

Привлечение к ответственности

Регистрационные действия

Правотворчество

Разрешение споров.

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками р. ц. б. на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

o разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

o осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

o контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

o информационная деятельность на рынке;

o обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.

Саморегулирование:

Организация торговли фин инструментами

Аттестация кадров

Защита интересов инвесторов и клиентов

Разрешение споров

Применение санкций

Внутренний контроль.

Формы контроля за участниками. Это то, как регулятор получает информацию.

1. Проверки регулятором. Плановые и внеплановые.

2. Проверки саморегулирующими организациями. Проверяют узкий круг: соответствие квалификационных требований (аттестация кадров, имеется несколько ступений разных прав); соблюдение правил СРО; оценка рисков.

3. Предоставление информации. Обязаны все предоставлять информацию: об операциях, акционерах, держателях ценных бумаг.

4. Оперативно-розыскная деятельность. Негласная. Осуществляют право-охранительные органы. Все крупные учасники находятся под постоянным контролем (ммвб, московский депозитарий и др).

Способы регулирования. Бывают прямые (юридические) и косвенные.

Прямые:

1) запреты

2) ограничения

3) предписания

4) лицензирование

5) приостановление деятельности участников

Косвенные:

1) учетные ставки, ставка рефинансирования

2) нормы резирвирования

3) собственные средства.

Наши рекомендации