Тема. Управленческий анализ в торговле
Вопросы для первого рубежного контроля
по дисциплине «Управленческий анализ в отраслях»
- Понятие управленческого анализа. Цели проведения управленческого анализа.
- Понятие информационной базы управленческого анализа.
- Информационный инструментарий управленческого анализа.
- Взаимосвязь управленческого и финансового анализа.
- Этапы управленческого анализа
- Классификация аналитических методов управленческого анализа.
- Методы детерминированного и стохастического факторного анализа в управлении предприятием.
- Принцип факторного разложения.
- Понятие розничного и оптового товарооборота.
- Анализ динамики товарооборота. Факторы влияющие на объем товарооборота.
- Анализ состава товарооборота: по видам, организационным формам, методам торговли, ассортиментному минимуму.
- Анализ товарных запасов.
- Анализ эффективности товарных запасов: оборачиваемость и рентабельность товарных запасов.
- Анализ поступления товаров.
- Анализ численности и производительности труда работников торговли.
- Анализ использования основных фондов в торговле.
- Анализ издержек обращения.
- Анализ основных статей издержек обращения.
- Анализ общего уровня издержек обращения.
- Анализ прибыли торговой организации.
- Факторный анализ прибыли торговой организации.
Примерные тестовые задания
1) Финансовый цикл торговой компании характеризуется отсутствием стадии:
а) приобретения;
б) производства;
в) оплаты.
2) Наибольший удельный вес в структуре активов торговой компании составляют:
а) основные средства;
б) оборотные средства;
в) нематериальные активы.
3) Основной капитал торговой фирмы составляет:
а) инфраструктура;
б) рабочие машины и оборудование;
в) здания и сооружения.
Дополнение к лекциям
Тема 1. Основные понятия и методологические принципы управленческого анализа.
Управленческий анализ использует как данные сводной финансовой отчетности, так и оперативную (внутреннюю) информацию компании, проводится для внутренних целей компании, основывается на использовании в том числе коммерческой (закрытой) информации.
Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:
во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;
во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;
в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.
Система целей управленческого анализа:
1) оценить место предприятия на рынке данного товара: определить организационно-технические возможности предприятия, выявить конкурентоспособность продукции, емкость рынка;
2) проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования средств труда, предметов труда; трудовых ресурсов;
3)оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути ускорения процессов производства и реализации;
Факторы, влияющие на особенности анализа хозяйственной деятельности предприятия:
Отраслевая принадлежность;
Размер анализируемого предприятия;
Вид хозяйственной деятельности;
Форма собственности;
Организационно-производственная структура;
Сложность структуры управления;
Внешние факторы, такие как условия конкуренции в отрасли, особенности нормативного регулирования и т.п.
С точки зрения задач и «выходных» результатов, последовательности проведения различают позитивный анализ и нормативный анализ. Позитивный анализ — это обработка первичной (учетной) информации и фиксация имеющих место явлений и процессов хозяйственной деятельности предприятия. Нормативный анализ — это оценка результатов позитивного анализа в контексте благосостояния предприятия и, на этой основе, формулировка соответствующих выводов исходя из обшей цели проведения анализа.
Основами методологии проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия являются:
• понятие целевой функции;
• метод «анализа-синтеза»;
• принцип сравнительных выгод-издержек и совокупного эффекта внешних «воздействий» и управленческих решений;
• принцип факторного разложения;
• Принцип функциональных (межфакторных) связей и горизонтального факторного анализа.
В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны
лежать следующие принципы:
• системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая В свою очередь из ряда подсистем;
• принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;
• динамический принцип и принцип сравнительного анализа;
• принцип учета специфики предприятия (отраслевой и региональный).
Под целевой функцией понимается уравнение или показатель объекта АХД, являющиеся критерием нормативной опенки полученных результатов аналитической обработки данных. Стратегической задачей развития коммерческого предприятия является максимизация конечных финансовых результатов при поддержании приемлемого уровня финансовой устойчивости бизнеса.
Метод «анализа-синтеза» предполагает три основных этапа при проведении любого вида АХД:
• на первом этапе проводится общее изучение предмета анализа, .
• на втором этапе осуществляется расчленение предмета анализа на составляющие (блоки)и анализ отдельных, блоков предмета анализа.
• На третьем этапе производится «увязка» условных нормативных оценок и управленческих выводов 2-го этапа
Принцип сравнительных выгод-издержек предполагает сопоставление величин благоприятного и неблагоприятного эффекта от контролируемых и неконтролируемых «воздействий» на бизнес предприятия.
Разложение результирующего показателя по факторам (факторный анализ) является основой количественной обработки данных при проведении АХД.
Основное отличие горизонтального факторного анализа от вертикального факторного анализа состоит не в используемом математическом аппарате, а в экономическом содержании полученных результатов. В хозяйственной деятельности предприятия изменение результирующего показателя вследствие изменения одного из факторов всегда имеет место по линии: (отклонение фактора => отклонение сопряженного фактора) => отклонение результирующего показателя. Горизонтальный факторный анализ исследует отклонение сопряженного фактора в результате отклонения варьируемого фактора. При этом используемый математический аппарат факторного разложения в обоих видах анализа является аналогичным.
В условиях становления рыночных отношений, в основу которых положены как интересы собственника бизнеса, так и других сопряженных прямых и косвенных участков бизнес-деятельности, экономический анализ не противоречащим экономической теории и логике образом подразделяется на две подотрасли — финансовый (внешний) анализ и управленческий (внутренний) анализ.
Финансовый (внешний) анализ поставляет информацию преимущественно таким категориям пользователей, которые не управляют организацией непосредственно, но их интересует, насколько успешна ее деятельность (банки, поставщики, держатели облигаций, инвесторы, налоговые органы, страховые компании, профсоюзы и др.).
Ограниченность финансового анализа объясняется содержанием финансовой отчетности, на данных которой он основан:
во-первых, она позволяет анализировать только ретроспективные события,
во-вторых, ее «открытость» для внешних пользователей означает лишь возможность получения информации, но не доступность источников достижений в бизнес-деятельности.
Управленческий (внутренний) анализ предназначен компенсировать недостатки финансового и позволяет принимать обоснованные решения внутренними пользователями (менеджерами организации и специалистами определенных категорий).
Характеристики ФА иУА по признакам:
Признак | Финансовый (для внешних пользователей) | Управленческий (для внутренних пользователей) |
Цель | Оценка финансового состояния и финансовой состоятельности. | Экономическое обоснование управленческих решений. |
Объект | Организация в целом и по видам деятельности | Организация в целом, структурные подразделения, аспекты видов деятельности. |
Исполнители | Аналитики и менеджеры заинтересованных организаций и самой организации | Аналитики и менеджеры самой организации |
Информационная база | Бухгалтерская (финансовая) отчетность, нормативно-справочная информация. Открыта для пользователей. | Бухгалтерская (финансовая и управленческая), налоговая, статистическая, производственная отчетность, данные первичного учета, нормативно-справочная информация, акты инвентаризации и внутреннего аудита. Преимущественно является коммерческой тайной |
Систематизиро- ванность | Системно организованный (используются типовые формы бухгалтерской отчетности) | Не обязательно систематизированный (используются данные любой, в том числе внутренней управленческой отчетности) |
Измерители | Преимущественно стоимостные | Стоимостные, натуральные, трудовые |
Методы | Сравнительный, структурный, динамический, коэффициентный, матричный и др. | Статистические, экономико-математические, факторный, графический, матричный, сравнительный, структурной динамики, коэффициентный и др |
Вид | внешний ретроспективный | внутренний оперативный и стратегический |
Область принятия решений | за пределами организации, во внешней бизнес-среде | менеджерами, специалистами, руководителями всех рангов, во внутренней бизнес-среде. |
Тема. Управленческий анализ в торговле
Торговая организация ничего не производит сама, а существует за счет разницы между стоимостью «входящих» и «исходящих» товарных потоков. За счет этой разницы торговое предприятие окупает свои издержки обращения и формирует конечные финансовые результаты деятельности
По сравнению с организациями промышленности в структуре активов торговых компаний гораздо большую долю составляют оборотные средства.
Основной капитал торговой фирмы — это главным образом инфраструктура, обслуживающая функции транспортировки и хранения грузов (товаров), а также управленческую деятельность компании.
Для структуры источников финансирования торговой организации, как правило, характерны следующие моменты:
§ низкая величина уставного капитала и невысокая доля УК в совокупных пассивах;
§ отсутствие или крайне невысокая абсолютная и относительная величина долгосрочных привлеченных средств;
§ краткосрочные коммерческие кредиты и кредиторская задолженность поставщикам две основные статьи текущих пассивов (краткосрочных обязательств).
Формирование текущих затрат имеет место, как правило, на пяти стадиях финансового цикла плюс условно-постоянные (управленческие, административные и общехозяйственные) расходы, являющиеся общим условием функционирования инфраструктуры фирмы.
Для торговой организации интегральные показатели конечных финансовых результатов деятельности являются:
-чистая прибыль за отчетный период (абсолютный показатель конечных финансовых результатов);
- «чистая прибыль за отчетный период/величина собственных средств на начало периода» (относительный показатель конечных финансовых результатов).
Базовый набор показателей текущей платежеспособности: величина чистого оборотного капитала; коэффициенты текущей, срочной и абсолютной ликвидности; отношение средней величины чистого оборотного капитала к объему продаж за период (показатель финансовой маневренности).
Основной «конфликтной» целью торговой фирмы является противоречие между задачами повышения эффективности на вложенный капитал и поддержания финансовой устойчивости бизнеса. Только если для предприятия промышленности термин иммобилизация средств преимущественно означает инвестиции в основной капитал, то для торговой организации — это вложения в текущий финансовый цикл (закупку товаров).
Двумя видами структурного анализа, которые наиболее уместны при проведении анализа предприятия торговли, являются:
• структурный анализ пассивов (источников финансирования), где основное внимание должно уделяться показателям «собственные средства в совокупных пассивах» и «коммерческие кредиты и кредиторская задолженность в краткосрочных обязательствах»;
• структурный анализ отчета о прибылях и убытках, который является «преддверием» проведения факторного анализа формирования конечных финансовых результатов (чистой прибыли) организации.
Специфика отрасли такова, что нормативные значения показателей финансовой устойчивости в торговле, как правило, ниже, нежели в промышленности, что является отражением большего уровня финансового и предпринимательского риска в данной сфере экономики. Тем не менее минимально допустимое значение показателя текущей ликвидности для торговых opгaнизаций остается таким же (равным 1).
Эта же величина может быть принята за оптимальный уровень для показателя срочной ликвидности; фактически такой подход означает, что покрытием текущих обязательств являются денежные средства и расчеты по уже проданным товарам — в этом случае фактором финансовой нестабильности для торговой компании остается только риск неплатежа покупателей. Нормативное значение показателя абсолютной ликвидности в торговле, наоборот, должно быть выше, нежели для промышленных предприятий. Для торговли эти рамки должны быть смещены в сторону 0,25—0,3 и выше.
Делением выручки от продаж на среднюю величину отдельных статей оборотных активов получаем показатели оборачиваемости, а затем как отношение числа дней в календарном периоде к показателю оборачиваемости находим длительность соответствующей стадии финансового цикла.
При анализе оборачиваемости имеет смысл рассчитывать также изменение сроков погашения другого заемного источника финансирования – коммерческих кредитов, поскольку данная категория заемного привлечения средств является процентонесущей и следовательно изменение сроков ее погашения будет отражаться на величине прибыли от основной деятельности.
Финансовый цикл— это совокупность стадий кругооборота (обращения) оборотного капитала предприятия с момента закупки необходимых для обеспечения текущей деятельности оборотных ресурсов до момента поступления средств зареализованную продукцию (работы, услуги) и расчетов с кредиторами (поставщиками оборотных ресурсов).
Основные задачи финансовой политики:
- поддержание репрезентативных показателей финансовой устойчивости на уровне нормативных значений;
- недопущение ситуации вторичного финансового дефицита по бюджету движения денежных средств;
- достижение положительного значения дифференциала финансового рычага привлекаемых в хозяйственную деятельность заемных средств).
Заключительный этап комплексного управленческого анализа в торговле проводится по тому же алгоритму, как и для промышленных предприятий:
• дается нормативная оценка результатов первых двух этапов анализа;
• выявляются -.сопряженные» и «конфликтные» цели управленческой политики;
• на основе «увязки» конфликтных целей производится разработка основных направлений оперативной и стратегической управленческой политики компании.
Для обеспечения высокого жизненного уровня населения необходимо всемерное развитие торговли, расширение сети магазинов и столовых, увеличение товарооборота и повышение культуры обслуживания населения. Развитие торговли в нашей стране происходит на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства и повышения покупательского спроса населения.
Развития товарооборота зависит, в известной степени, и от правильной организации контроля за динамикой и выполнением планов, важным орудием которого является экономический анализ.
Основные задачи анализа деятельности предприятий торговли:
контроль за динамикой выполнения плана товарооборота;
изучение факторов, оказавших влияние на его объем и структуру;
вскрытие резервов дальнейшего развертывания товарооборота и улучшению обслуживания населения.
Анализ реализации товаров производится в тесной увязке с анализом товарного обеспечения, товарных запасов и оборачиваемости товаров. Каждый из этих факторов оказывает определенное влияние на объем товарооборота и его структуру.
Основные данные, используемые при анализе выполнения плана товарооборота, содержатся в бизнес-плане, бухгалтерской и статистической отчетности.
В бизнес-плане розничных торговых организаций предусматриваются показатели реализации товаров, товарных запасов и поступления товаров.
Источниками информации об объеме и составе товарооборота, а также об остатках товаров на начало и конец отчетного периода являются формы № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия (годовая) и № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции» (квартальная, годовая).
В современных условиях эффективность деятельности предприятия во многом предопределена правильностью выбранной стратегии управления, состоянием экономического потенциала, конкурентоспособностью организаций торговли. Одним из основных качественных показателей оценки эффективности деятельности выступают издержки обращения, характеризующие величину текущих затрат, связанных с доведением товара от производителя до потребителя.
Издержки обращения выступают базой для установления торговых наценок и формирования финансовых результатов. Поэтому минимизация издержек обращения, увеличение прибыли торговых организаций, повышение эффективности их деятельности выступают в качестве основных экономических предпосылок анализа издержек обращения.
Существуют различные методики, включающие в себя следующие основные направления: анализ общего объема и уровня издержек обращения; анализ издержек обращения по статьям; факторный анализ издержек обращения.
Методика экономического анализа издержек обращения включает в себя: изучение объекта анализа, его экономической сущности, классификации; определение целей и задач, источников информации; построение системы показателей, факторных моделей анализа показателей; оценку эффективности издержек обращения, оформление результатов анализа; оценку и использование результатов анализа; разработку управленческих решений, направленных на снижение общей суммы и уровня издержек обращения.
Основная цель анализа издержек обращения торгового предприятия - на основе всестороннего анализа сделать заключение о рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их прогнозирование при выборе оптимальных управленческих решений для внутренних и внешних пользователей.
Исходя из поставленной цели и обзора существующих методических подходов можно сформулировать следующие задачи анализа издержек обращения:
-объективное и всестороннее исследование объекта экономического анализа: изучение признаков классификации издержек обращения и их характеристика, оценка величины затрат в абсолютной сумме и в процентах к объему продаж за отчетный период, в динамике, по сравнению с другими организациями и с показателями издержек обращения по торговле в регионе и в целом по отрасли; исследование влияния основных факторов на изменение издержек в отчетном периоде (в динамике) и оценка их воздействия на конечные результаты; выявление и измерение внутренних и внешних резервов повышения эффективности функционирования анализируемого объекта;
-комплексная оценка результатов анализа;
-подготовка принимаемых управленческих решений;
-поиск и выбор альтернативного варианта действий;
-оперативная оценка краткосрочных изменений издержек обращения (сравнение полученных результатов с плановым значением);
-оценка эффективности принимаемых управленческих решений.
Объектами анализа издержек обращения являются: общая сумма и уровень издержек обращения, отдельные статьи и элементы издержек, издержки обращения по характеру используемых ресурсов и центрам ответственности; факторы, влияющие на сумму и уровень затрат.
Основной этап экономического анализа издержек обращения состоит из четырех блоков. Первый блок включает в себя изучение и анализ среды деятельности торговой организации. Анализируемый объект рассматривается как целостная структура с учетом внутренней и внешней среды.
Два последующих блока включают анализ издержек обращения торговой организации по общему объему, направлениям и видам и определение основных факторов, оказывающих влияние на издержки обращения. Основными целями данного этапа являются оценка затрат и установление взаимосвязи между показателями, их характеризующими. На основе проведенного анализа формируется информация о резервах снижения издержек обращения, которая основывается на расчете абсолютных и относительных отклонений издержек в разрезе статей, элементов, используемых ресурсов с обязательным их соотношением с объемом товарооборота.
Четвертый блок включает подготовку и принятие управленческих решений. Основным содержанием данного этапа является оценка результатов анализа издержек обращения, необходимых для научного обоснования управленческих решений.
Методика анализа издержек обращения основывается на системе показателей по выделенным направлениям анализа издержек обращения, разработке факторной модели показателей, основанной на взаимосвязи «издержки — товарооборот — прибыль». В качестве основного показателя, позволяющего установить данную взаимосвязь, предлагается использование показателя издержкоемкости. Для расчета влияния факторов необходимо использовать следующую модель:
.
Где ИЕ — издержкоемкость единицы товарооборота;
ТО — товарооборот;
РРС — издержки, связанные с использованием трудовых ресурсов;
РОС — издержки, связанные с формированием и использованием оборотных средств;
РОФ — издержки, связанные с содержанием и использованием основных средств;
ИОпроч — прочие издержки.
Издержкоемкость зависит от изменения объема товарооборота, его структуры, цены на реализуемые товары, суммы издержек обращения, сгруппированной по видам ресурсов. Расчет влияния факторов осуществляется способом цепной подстановки.
Анализ взаимосвязи «издержки - товарооборот - прибыль» дополняют оценкой исследуемых факторов на изменение суммы прибыли. Для этого используют факторную модель этой цепочки на основе показателя издержкоемкости.
Анализ издержек обращения основывается на системе показателей по выделенным направлениям анализа издержек обращения, разработке факторной модели показателей, основанной на взаимосвязи «издержки — товарооборот — прибыль». В качестве основного показателя, позволяющего установить данную взаимосвязь, предлагается использование показателя издержкоемкости.
Издержкоемкость зависит от изменения объема товарооборота, его структуры, цены на реализуемые товары, суммы издержек обращения, сгруппированной по видам ресурсов. Расчет влияния факторов осуществляется способом цепной подстановкипо схеме:
Для определения влияния изменения объема товарооборота на издержкоемкость все издержки группируются на условно-постоянные и условно-переменные.
1. Определяем скорректированный показатель издержкоемкости с учетом роста товарооборота:
где ТО0 — товарооборот базисного периода в базисных ценах;
ИОскор— издержки обращения, скорректированные с учетом роста товарооборота.
При расчете скорректированных издержек обращения используем правило: при расчете условнопеременных издержек обращения на фактический товарооборот отчетного года сумма затрат изменяется, а уровень остается прежним и, наоборот: при пересчете условно-постоянных издержек обращения на фактический товарооборот отчетного периода сумма затрат постоянна, а уровень изменяется:
где — сумма условно-постоянных издержек обращения;
— условно-переменные издержки, скорректированные на фактический товарооборот;
— уровень условно-переменных издержек.
2. Производим расчет влияния роста издержек обращения на изменение издержкоемкости:
где — издержкоемкость, скорректированная с учетом роста издержек за счет товарооборота при базисном товарообороте.
3. Рассчитываем влияние фактора изменения объема товарооборота:
4. Определяем влияние фактора изменения цены на издержкоемкость. Для этого необходимо определить скорректированный объем товарооборота, то есть товарооборот фактический в ценах базисного периода.
где — товарооборот фактический в ценах базисного периода;
ТО1 — товарооборот отчетного периода;
I — индекс роста цен в отчетном периоде по сравнению с базисным процентом.
Влияние роста цен на товары на изменение показателя издержкоемкости будет определяться по формуле:
где ИЕскор(ц0) — издержкоемкость, скорректированная на товарооборот в ценах базисного периода;
ИО (Цд) — издержки обращения, скорректированные на товарооборот в ценах базисного периода.
Результаты данного факторного анализа должны характеризовать увеличение издержкоемкости при снижении доли товарооборота в оптовой торговле, и наоборот. Расчет влияния состава товарооборота можно произвести аналогично методике изучения фактора структуры товарооборота. В качестве показателей будет выступать величина товарооборота по конкретным группам товаров и их потоварная издержкоемкость.