Тема. Управленческий анализ в торговле

Вопросы для первого рубежного контроля

по дисциплине «Управленческий анализ в отраслях»

  1. Понятие управленческого анализа. Цели проведения управленческого анализа.
  2. Понятие информационной базы управленческого анализа.
  3. Информационный инструментарий управленческого анализа.
  4. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа.
  5. Этапы управленческого анализа
  6. Классификация аналитических методов управленческого анализа.
  7. Методы детерминированного и стохастического факторного анализа в управлении предприятием.
  8. Принцип факторного разложения.
  9. Понятие розничного и оптового товарооборота.
  10. Анализ динамики товарооборота. Факторы влияющие на объем товарооборота.
  11. Анализ состава товарооборота: по видам, организационным формам, методам торговли, ассортиментному минимуму.
  12. Анализ товарных запасов.
  13. Анализ эффективности товарных запасов: оборачиваемость и рентабельность товарных запасов.
  14. Анализ поступления товаров.
  15. Анализ численности и производительности труда работников торговли.
  16. Анализ использования основных фондов в торговле.
  17. Анализ издержек обращения.
  18. Анализ основных статей издержек обращения.
  19. Анализ общего уровня издержек обращения.
  20. Анализ прибыли торговой организации.
  21. Факторный анализ прибыли торговой организации.

Примерные тестовые задания

1) Финансовый цикл торговой компании характеризуется отсутствием стадии:

а) приобретения;

б) производства;

в) оплаты.

2) Наибольший удельный вес в структуре активов торговой компании составляют:

а) основные средства;

б) оборотные средства;

в) нематериальные активы.

3) Основной капитал торговой фирмы составляет:

а) инфраструктура;

б) рабочие машины и оборудование;

в) здания и сооружения.

Дополнение к лекциям

Тема 1. Основные понятия и методологические принципы управленческого анализа.

Управленческий анализ использует как данные сводной финансовой отчетности, так и оперативную (внутреннюю) информацию компании, проводится для внутренних целей компании, основывается на использовании в том числе коммерческой (закрытой) информации.

Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:

во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;

во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;

в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

Система целей управленческого анализа:

1) оценить место предприятия на рынке данного товара: определить организационно-технические возможности предприятия, выявить конкурентоспособность продукции, емкость рынка;

2) проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования средств труда, предметов труда; трудовых ресурсов;

3)оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути ускорения процессов производства и реализации;

Факторы, влияющие на особенности анализа хозяйственной деятельности предприятия:

Отраслевая принадлежность;

Размер анализируемого предприятия;

Вид хозяйственной деятельности;

Форма собственности;

Организационно-производственная структура;

Сложность структуры управления;

Внешние факторы, такие как условия конкуренции в отрасли, особенности нормативного регулирования и т.п.

С точки зрения задач и «выходных» результатов, последовательности проведения различают позитивный анализ и нормативный анализ. Позитивный анализ — это обработка первичной (учетной) информации и фиксация имеющих место явлений и процессов хозяйственной деятельности предприятия. Нормативный анализ — это оценка результатов позитивного анализа в контексте благосостояния предприятия и, на этой основе, формулировка соответствующих выводов исходя из обшей цели проведения анализа.

Основами методологии проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия являются:

• понятие целевой функции;

• метод «анализа-синтеза»;

• принцип сравнительных выгод-издержек и совокупного эффекта внешних «воздействий» и управленческих решений;

• принцип факторного разложения;

• Принцип функциональных (межфакторных) связей и горизонтального факторного анализа.

В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны

лежать следующие принципы:

• системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая В свою очередь из ряда подсистем;

• принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;

• динамический принцип и принцип сравнительного анализа;

• принцип учета специфики предприятия (отраслевой и региональный).

Под целевой функцией понимается уравнение или показатель объекта АХД, являющиеся критерием нормативной опенки полученных результатов аналитической обработки данных. Стратегической задачей развития коммерческого предприятия является максимизация конечных финансовых результатов при поддержании приемлемого уровня финансовой устойчивости бизнеса.

Метод «анализа-синтеза» предполагает три основных этапа при проведении любого вида АХД:

• на первом этапе проводится общее изучение предмета анализа, .

• на втором этапе осуществляется расчленение предмета анализа на составляющие (блоки)и анализ отдельных, блоков предмета анализа.

• На третьем этапе производится «увязка» условных нормативных оценок и управленческих выводов 2-го этапа

Принцип сравнительных выгод-издержек предполагает сопоставление величин благоприятного и неблагоприятного эффекта от контролируемых и неконтролируемых «воздействий» на бизнес предприятия.

Разложение результирующего показателя по факторам (факторный анализ) является основой количественной обработки данных при проведении АХД.

Основное отличие горизонтального факторного анализа от вертикального факторного анализа состоит не в используемом математическом аппарате, а в экономическом содержании полученных результатов. В хозяйственной деятельности предприятия изменение результирующего показателя вследствие изменения одного из факторов всегда имеет место по линии: (отклонение фактора => отклонение сопряженного фактора) => отклонение результирующего показателя. Горизонтальный факторный анализ исследует отклонение сопряженного фактора в результате отклонения варьируемого фактора. При этом используемый математический аппарат факторного разложения в обоих видах анализа является аналогичным.

В условиях становления рыночных отношений, в основу которых по­ложены как интересы собственника бизнеса, так и других сопряжен­ных прямых и косвенных участков бизнес-деятельности, экономиче­ский анализ не противоречащим экономической теории и логике образом подразделяется на две подотрасли — финансовый (внешний) анализ и управленческий (внутренний) анализ.

Финансовый (внешний) анализ поставляет информацию пре­имущественно таким категориям пользователей, которые не управ­ляют организацией непосредственно, но их интересует, насколько успешна ее деятельность (банки, поставщики, держатели облигаций, инвесторы, налоговые органы, страховые компании, профсоюзы и др.).

Ограниченность финансового анализа объясняется содер­жанием финансовой отчетности, на данных которой он основан:

во-первых, она позволяет анализировать только ретроспективные события,

во-вторых, ее «открытость» для внешних пользователей озна­чает лишь возможность получения информации, но не доступность источников достижений в бизнес-деятельности.

Управленческий (внутренний) анализ предназначен компенсировать недостатки фи­нансового и позволяет принимать обоснованные решения внутрен­ними пользователями (менеджерами организации и специалистами определенных категорий).

Характеристики ФА иУА по признакам:

Признак Финансовый (для внешних пользователей) Управленческий (для внутренних пользователей)
Цель Оценка финансового состоя­ния и финансовой состоя­тельности. Экономическое обоснование управленческих решений.
Объект Организация в целом и по видам деятельности   Организация в целом, структурные подразделения, аспекты видов деятельности.
Исполнители Аналитики и менеджеры заинтересованных организа­ций и самой организации Аналитики и менеджеры самой организации
Информационная база Бухгалтерская (финансовая) отчетность, нормативно-справочная информация. Открыта для пользователей. Бухгалтерская (финансовая и управленческая), налоговая, статистическая, производ­ственная отчетность, данные первичного учета, нормативно-справочная информация, акты инвентаризации и внутреннего аудита. Преимущественно является коммерческой тайной
Систематизиро- ванность Системно организованный (используются типовые формы бухгалтерской отчетности) Не обязательно систематизиро­ванный (используются данные любой, в том числе внутренней управленческой отчетности)
Измерители Преимущественно стоимостные Стоимостные, натуральные, трудовые
Методы Сравнительный, структурный, динамический, коэффициент­ный, матричный и др.   Статистические, экономико-математические, факторный, графический, матричный, сравнительный, структурной динамики, коэффициентный и др
Вид внешний ретроспективный внутренний оперативный и стратегический
Область принятия решений за пределами организации, во внешней бизнес-среде менеджерами, специалистами, руководителями всех рангов, во внутренней бизнес-среде.

Тема. Управленческий анализ в торговле

Торговая организация ничего не производит сама, а существует за счет разницы между стоимостью «входящих» и «исходящих» товарных потоков. За счет этой разницы торговое предприятие окупает свои издержки обращения и формирует конечные финансовые результаты деятельности

По сравнению с организациями промышленности в структуре активов торговых компаний гораздо большую долю составляют оборотные средства.

Основной капитал торговой фирмы — это главным образом инфраструктура, обслуживающая функции транспортировки и хранения грузов (товаров), а также управленческую деятельность компании.

Для структуры источников финансирования торговой организации, как правило, характерны следующие моменты:

§ низкая величина уставного капитала и невысокая доля УК в совокупных пассивах;

§ отсутствие или крайне невысокая абсолютная и относительная величина долгосрочных привлеченных средств;

§ краткосрочные коммерческие кредиты и кредиторская задолженность поставщикам две основные статьи текущих пассивов (краткосрочных обязательств).

Формирование текущих затрат имеет место, как правило, на пяти стадиях финансового цикла плюс условно-постоянные (управленческие, административные и общехозяйственные) расходы, являющиеся общим условием функционирования инфраструктуры фирмы.

Для торговой организации интегральные показатели конечных финансовых результатов деятельности являются:

-чистая прибыль за отчетный период (абсолютный показатель конечных финансовых результатов);

- «чистая прибыль за отчетный период/величина собственных средств на начало периода» (относительный показатель конечных финансовых результатов).

Базовый набор показателей текущей платежеспособности: величина чистого оборотного капитала; коэффициенты текущей, срочной и абсолютной ликвидности; отношение средней величины чистого оборотного капитала к объему продаж за период (показатель финансовой маневренности).

Основной «конфликтной» целью торговой фирмы является противоречие между задачами повышения эффективности на вложенный капитал и поддержания финансовой устойчивости бизнеса. Только если для предприятия промышленности термин иммобилизация средств преимущественно означает инвестиции в основной капитал, то для торговой организации — это вложения в текущий финансовый цикл (закупку товаров).

Двумя видами структурного анализа, которые наиболее уместны при проведении анализа предприятия торговли, являются:

• структурный анализ пассивов (источников финансирования), где основное внимание должно уделяться показателям «собственные средства в совокупных пассивах» и «коммерческие кредиты и кредиторская задолженность в краткосрочных обязательствах»;

• структурный анализ отчета о прибылях и убытках, который является «преддверием» проведения факторного анализа формирования конечных финансовых результатов (чистой прибыли) организации.

Специфика отрасли такова, что нормативные значения показателей финансовой устойчивости в торговле, как правило, ниже, нежели в промышленности, что является отражением большего уровня финансового и предпринимательского риска в данной сфере экономики. Тем не менее минимально допустимое значение показателя текущей ликвидности для торговых opгaнизаций остается таким же (равным 1).

Эта же величина может быть принята за оптимальный уровень для показателя срочной ликвидности; фактически такой подход означает, что покрытием текущих обязательств являются денежные средства и расчеты по уже проданным товарам — в этом случае фактором финансовой нестабильности для торговой компании остается только риск неплатежа покупателей. Нормативное значение показателя абсолютной ликвидности в торговле, наоборот, должно быть выше, нежели для промышленных предприятий. Для торговли эти рамки должны быть смещены в сторону 0,25—0,3 и выше.

Делением выручки от продаж на среднюю величину отдельных статей оборотных активов получаем показатели оборачиваемости, а затем как отношение числа дней в календарном периоде к показателю оборачиваемости находим длительность соответствующей стадии финансового цикла.

При анализе оборачиваемости имеет смысл рассчитывать также изменение сроков погашения другого заемного источника финансирования – коммерческих кредитов, поскольку данная категория заемного привлечения средств является процентонесущей и следовательно изменение сроков ее погашения будет отражаться на величине прибыли от основной деятельности.

Финансовый цикл— это совокупность стадий кругооборота (обращения) оборотного капитала предприятия с момента закупки необходимых для обеспечения текущей деятельности оборотных ресурсов до момента поступления средств зареализованную продукцию (работы, услуги) и расчетов с кредиторами (поставщиками оборотных ресурсов).

Основные задачи финансовой политики:

- поддержание репрезентативных показателей финансовой устойчивости на уровне нормативных значений;

- недопущение ситуации вторичного финансового дефицита по бюджету движения денежных средств;

- достижение положительного значения дифференциала финансового рычага привлекаемых в хозяйственную деятельность заемных средств).

Заключительный этап комплексного управленческого анализа в торговле проводится по тому же алгоритму, как и для промышленных предприятий:

• дается нормативная оценка результатов первых двух этапов анализа;

• выявляются -.сопряженные» и «конфликтные» цели управленческой политики;

• на основе «увязки» конфликтных целей производится разработка основных направлений оперативной и стратегической управленческой политики компании.

Для обеспечения высокого жизненного уровня населения необ­ходимо всемерное развитие торговли, расширение сети магазинов и столовых, увеличение товарооборота и повышение культуры об­служивания населения. Развитие торговли в нашей стране проис­ходит на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства и повышения покупательского спроса населения.

Развития товарооборота зависит, в извест­ной степени, и от правильной организации контроля за динами­кой и выполнением планов, важным орудием которого является экономический анализ.

Основные задачи анализа деятельности предприятий торговли:

контроль за динамикой выполнения плана товарообо­рота;

изучение факторов, оказавших влияние на его объем и струк­туру;

вскрытие резервов дальнейшего развертывания товарооборота и улучшению обслуживания населения.

Анализ реализации товаров производится в тесной увязке с ана­лизом товарного обеспечения, товарных запасов и оборачиваемости товаров. Каждый из этих факторов оказывает определенное вли­яние на объем товарооборота и его структуру.

Основные данные, используемые при анализе выполнения пла­на товарооборота, содержатся в бизнес-плане, бухгалтерской и ста­тистической отчетности.

В бизнес-плане розничных торговых организаций предусматри­ваются показатели реализации товаров, товарных запасов и поступ­ления товаров.

Источниками информации об объеме и составе товарооборота, а также об остатках товаров на начало и конец отчетного периода являются формы № 1-предприятие «Основные сведения о деятель­ности предприятия (годовая) и № 5-з «Сведения о затратах на про­изводство и реализацию продукции» (квартальная, годовая).

В современных условиях эффективность де­ятельности предприятия во многом предопреде­лена правильностью выбранной стратегии управ­ления, состоянием экономического потенциала, конкурентоспособностью организаций торговли. Одним из основных качественных показателей оценки эффективности деятельности выступают издержки обращения, характеризующие величину текущих затрат, связанных с доведением товара от производителя до потребителя.

Издержки обращения выступают базой для установления торговых наценок и формирования финансовых результатов. Поэтому минимизация издержек обращения, увеличение прибыли торговых организаций, повышение эффективности их деятельности выступают в качестве основных экономических предпосылок анализа издержек обращения.

Существуют различные методики, включающие в себя сле­дующие основные направления: анализ общего объема и уровня издержек обращения; анализ из­держек обращения по статьям; факторный анализ издержек обращения.

Методика экономического анализа издержек обращения включает в себя: изучение объекта анализа, его экономической сущности, класси­фикации; определение целей и задач, источников информации; построение системы показателей, факторных моделей анализа показателей; оценку эффективности издержек обращения, оформле­ние результатов анализа; оценку и использование результатов анализа; разработку управленческих решений, направленных на снижение общей сум­мы и уровня издержек обращения.

Основная цель анализа из­держек обращения торгового предприятия - на основе всестороннего анализа сделать заключение о рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их прогнозиро­вание при выборе оптимальных управленческих ре­шений для внутренних и внешних пользователей.

Исходя из поставленной цели и обзора сущес­твующих методических подходов можно сфор­мулировать следующие задачи анализа издержек обращения:

-объективное и всестороннее исследование объек­та экономического анализа: изучение признаков классификации издержек обращения и их харак­теристика, оценка величины затрат в абсолютной сумме и в процентах к объему продаж за отчетный период, в динамике, по сравнению с другими организациями и с показателями издержек об­ращения по торговле в регионе и в целом по от­расли; исследование влияния основных факторов на изменение издержек в отчетном периоде (в динамике) и оценка их воздействия на конечные результаты; выявление и измерение внутренних и внешних резервов повышения эффективности функционирования анализируемого объекта;

-комплексная оценка результатов анализа;

-подготовка принимаемых управленческих решений;

-поиск и выбор альтернативного варианта дейс­твий;

-оперативная оценка краткосрочных изменений издержек обращения (сравнение полученных результатов с плановым значением);

-оценка эффективности принимаемых управ­ленческих решений.

Объектами анализа издержек обращения явля­ются: общая сумма и уровень издержек обращения, отдельные статьи и элементы издержек, издержки обращения по характеру используемых ресурсов и центрам ответственности; факторы, влияющие на сумму и уровень затрат.

Основной этап экономического анализа изде­ржек обращения состоит из четырех блоков. Первый блок включает в себя изучение и анализ среды деятельности торговой органи­зации. Анализируемый объект рассматривается как целостная структура с учетом внутренней и внешней среды.

Два последующих блока включают анализ издержек об­ращения торговой организации по общему объему, направле­ниям и видам и определение основных факторов, оказыва­ющих влияние на издержки об­ращения. Основными целями данного этапа являются оценка затрат и установление взаимо­связи между показателями, их характеризующими. На основе проведенного анализа форми­руется информация о резервах снижения издержек обраще­ния, которая основывается на расчете абсолютных и относи­тельных отклонений издержек в разрезе статей, элементов, используемых ресурсов с обя­зательным их соотношением с объемом товарооборота.

Четвертый блок вклю­чает подготовку и принятие управленческих решений. Основным содержанием дан­ного этапа является оценка результатов анализа издержек обращения, необходимых для научного обоснова­ния управленческих решений.

Методика анализа издержек обращения основывается на системе показателей по выделенным направлениям анализа издержек обращения, разработке факторной модели пока­зателей, основанной на взаимосвязи «издержки — товарооборот — прибыль». В качестве основного показателя, позволяющего установить данную вза­имосвязь, предлагается использование показателя издержкоемкости. Для расчета влияния факторов необходимо использовать следующую модель:

Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru .

Где ИЕ — издержкоемкость единицы товарооборота;

ТО — товарооборот;

РРС — издержки, связанные с использованием трудовых ресурсов;

РОС — издержки, связанные с формированием и использованием оборотных средств;

РОФ — издержки, связанные с содержанием и использованием основных средств;

ИОпроч — прочие издержки.

Издержкоемкость зависит от изменения объема товарооборота, его структуры, цены на реализуемые товары, суммы издержек обращения, сгруппированной по видам ресурсов. Расчет вли­яния факторов осуществляется способом цепной подстановки.

Анализ взаимосвязи «издержки - товарообо­рот - прибыль» дополняют оценкой исследуемых факторов на изменение суммы при­были. Для этого используют факторную модель этой цепочки на основе показателя издержкоем­кости.

Анализ издержек обращения основывается на системе показателей по выделенным направлениям анализа издержек обращения, разработке факторной модели пока­зателей, основанной на взаимосвязи «издержки — товарооборот — прибыль». В качестве основного показателя, позволяющего установить данную вза­имосвязь, предлагается использование показателя издержкоемкости.

Издержкоемкость зависит от изменения объема товарооборота, его структуры, цены на реализуемые товары, суммы издержек обращения, сгруппированной по видам ресурсов. Расчет вли­яния факторов осуществляется способом цепной подстановкипо схеме:

Для определения влияния изменения объема товарооборота на издержкоемкость все издержки группируются на условно-постоянные и условно-переменные.

1. Определяем скорректированный показатель издержкоемкости с учетом роста товарооборота:

Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru

где ТО0 — товарооборот базисного периода в ба­зисных ценах;

ИОскор— издержки обращения, скорректиро­ванные с учетом роста товарооборота.

При расчете скорректированных издержек об­ращения используем правило: при расчете условно­переменных издержек обращения на фактический товарооборот отчетного года сумма затрат изменя­ется, а уровень остается прежним и, наоборот: при пересчете условно-постоянных издержек обращения на фактический товарооборот отчетного периода сумма затрат постоянна, а уровень изменяется:

Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru

Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru

где Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru — сумма условно-постоянных издержек обращения;

Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru — условно-переменные издержки, скорректированные на фактический товарооборот;

Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru — уровень условно-переменных из­держек.

2. Производим расчет влияния роста издержек обращения на изменение издержкоемкости:

Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru

где Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru — издержкоемкость, скорректирован­ная с учетом роста издержек за счет товарооборота при базисном товарообороте.

3. Рассчитываем влияние фактора изменения объема товарооборота:

Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru

4. Определяем влияние фактора изменения цены на издержкоемкость. Для этого необходимо определить скорректированный объем товарообо­рота, то есть товарооборот фактический в ценах базисного периода.

Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru

где Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru — товарооборот фактический в ценах базисного периода;

ТО1 — товарооборот отчетного периода;

I — индекс роста цен в отчетном периоде по сравнению с базисным процентом.

Влияние роста цен на товары на изменение показателя издержкоемкости будет определяться по формуле:

Тема. Управленческий анализ в торговле - student2.ru

где ИЕскор0) — издержкоемкость, скорректирован­ная на товарооборот в ценах базисного периода;

ИО (Цд) — издержки обращения, скоррек­тированные на товарооборот в ценах базисного периода.

Результаты данного факторного анализа долж­ны характеризовать увеличение издержкоемкости при снижении доли товарооборота в оптовой тор­говле, и наоборот. Расчет влияния состава товаро­оборота можно произвести аналогично методике изучения фактора структуры товарооборота. В качестве показателей будет выступать величина товарооборота по конкретным группам товаров и их потоварная издержкоемкость.

Наши рекомендации