Общий порядок расчета выручки

В соответствии с положениями НК РФ выручка от реализа­ции товаров (работ, услуг) определяется исходя из тех цен, которые установлены в договоре с покупателем, т.е. в общем I случае под рыночной ценой понимается цена сделки.

Однако НК РФ предоставляет налоговым органам право про­верять, действительно ли цены, установленные в договоре, соответствуют рыночным.

Контроль налоговых органов возможен в следующих случаях:

· если покупатель и продавец будут признаны взаимозави­
симыми лицами;

· если реализация осуществляется по бартерному до­
говору;

· если предприятие передает товары (работы, услуги) по
внешнеторговому контракту;

· если колебания уровня цен по идентичным (однород­
ным)товарам (работам, услугам) превысили 20% от це­
ны сделки в любую сторону в течение непродолжитель­
ногопериода времени.

Критерии признания юридических лиц взаимозависимыми

Согласно ст. 20 НК РФ юридические лица считаются взаимо­зависимыми, если доля прямого или косвенного участия од­ной организации в другой превышает 20%.

Компания X владеет 50% в капитале компании Y, которая, в свою

очередь, обладает 60% акций компании Z.

Взаимозависимые лица

Компании X и Y, а также т и Z являются взаимозависимыми по отно-

шению друг к другу, так как доля прямого участия этих компаний друг в друге превышает 20%.

Кроме того, взаимозависимыми будут также признаны компании X и Z, поскольку доля косвенного участия компании X в капитале компа­нии Z также превышает 20% (50% х 60% = 30%).

Других формальных критериев для признания юридических лиц взаимозависимыми НК РФ не содержит. В то же время суд может признать налогоплательщиков взаимозависимыми по иным основаниям, если, по мнению судей, отношения между ними могли оказать влияние на цену сделки.

Физические лица признаются взаимозависимыми, если:

1) одно физическое лицо подчиняется другому физическому
лицу по должностному положению;

2) лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства
(в том числе через усыновление), а также в отношениях опеки.

Налоговый контроль цен по бартерным

Договорам и внешнеторговым сделкам

Договор бартера предполагает обмен товарами (работами, ус­лугами). Это означает, что каждая из сторон является одно­временно и продавцом, и покупателем. При этом, как прави­ло, обмениваемые товары признаются равноценными, по­этому расчеты деньгами не предусматриваются (если иное не установлено договором).

Понятие «бартер» отсутствует в Гражданском кодексе РФ, ко­торый содержит понятие «мена». Под меной ГК РФ понимает обмен исключительно товара на товар. На практике под на­логовый контроль цен подпадают и сделки, предполагающие обмен результатами работ и услуг.

При наличии бартерной операции налоговые органы вправе проверить, соответствуют ли цены, применяемые сторонами договора, рыночным ценам. Контроля можно избежать, оформив два договора купли-продажи. Однако и в этом слу­чае налоговые органы будут вправе проверить цену сделки, если предприятия являются взаимозависимыми или цена данной сделки отклонялась более чем на 20% от уровня цен по аналогичным товарам в течение предшествующего непро­должительного периода времени.

Налоговый контроль

в случае, когда цена сделки отличается от цены аналогичных сделок более чем на 20%

Согласно п. 2 ст. 40 НК РФналоговые органы могут контро­лировать цену сделки «при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых плательщиком по идентичным (однородным) това­рам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени».

Вышеприведенная формулировка вызывает множество спо­ров налогоплательщиков с налоговыми органами, так как до­пускает различные толкования.

Под уровнем цен на практике понимается средневзвешен­ная цена, по которой предприятие реализует товар (работу,услугу).

Идентичные (однородные) товарыопределяются НК РФ как товары, имеющие одинаковые, характерные для них основ­ные признаки. При этом необходимо учитывать их физиче­ские характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя. Таким образом, доказать идентичность или однородность товаров можно только при совпадении всех перечисленных критериев.

Налоговый кодекс РФ не раскрывает содержание понятия «непродолжительный период времени». В случае спора длитель­ность этого периода определяет суд с учетом специфики кон­кретного товара.

Решение налоговых органов можно оспорить в суде. Тогда им придется доказать, что, во-первых, они имели право контро­лировать цену сделки и, во-вторых, что цены для расчета на­лога действительно являются рыночными.

В п. 11 ст. 40 НК РФустановлено, что при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги ис­пользуются официальные источники информации. Однако при этом не раскрывается, что следует понимать под такими источниками.

На настоящий момент единого всеми признанного источника информации о рыночных ценах в Российской Федерации не существует.

Кроме того, даже основываясь на данных государственной статистики, налоговые органы проигрывали дела в судах, не сумев доказать, что сделки были заключены на сопоставимых условиях. Иными словами, объем поставок, сроки исполне­ния обязательств, условия платежей по оспариваемой сделке должны быть теми же, что и по сделкам, цены на которые приводят органы статистики.

В заключение необходимо заметить, что п. 3 ст. 40 НК РФпозволяет организации обосновать отклонение цены сделки от рыночной сезонными колебаниями спроса, потерей качества, маркетинговой политикой,что также существенно затрудняет налоговый контроль за ценами сделок.

Наши рекомендации