Налог на имущество организации, плательщики налога, объект обложения налогом, ставка налога и нормативно-правовая база
Налог на имущество организаций - прямой региональный Налог вносится в бюджет вне зависимости от полученного дохода от используемого имущества.
Несмотря на принадлежность данного налога к категории прямых, он уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат принимает форму убытка.
Основная цель налога – способствовать производительному использованию имущества организаций и сокращению объемов неиспользуемых запасов сырья и материалов.
Данный налог уплачивают все юридические лица в соответствии со стоимостью принадлежащего им имущества и прочих активов.
Плательщиками являются: организации, предприятия, учреждения, как российские, так и иностранные, считающиеся юридическими лицами и имеющие запасы, имущество или иные активы на территории России.
Объектами обложения являются:
• для России - движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам учитываемое на балансе юридических лиц
• Для иностранцев, которые осуществляют деятельность через постоянные представительства в России - объекты движимого и недвижимого имущества, относящегося к основным средствам на территории России
• Для иностранцев - недвижимое имущество, находящееся на территории России, которое принадлежит им на праве собственности.
Не признаются объектами налогообложения:
• Земля
• Имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти
• Имущество религиозных организаций
• Имущество государственных научных центров.
Налоговая база может рассчитываться как:
• Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения
• Инвентаризационная стоимость имущества
Порядок определения налоговой базы зависит от категорий и правового статуса.
Налоговую базу как среднегодовую стоимость считают:
• Организации России
• Иностранные предприятия, действующие через представительства на территории России
Для расчета налоговой базы как средней стоимости может использоваться:
• Имущество, стоимость которого погашается посредствам начисления амортизации
• Имущество, стоимость которого не погашается (начисление износа).
При определении налоговой базы имущество учитывается по остаточной стоимости.
Среднегодовая стоимость определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточных стоимостей имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода + стоимость имущества на 1-е число месяца следующего за отчетным, деленное на количество месяцев в налоговом периоде = 1
Налоговую базу как инвентаризационную стоимость определенную иностранными организациями, которые не имеют постоянного представительства.
Сумма налога исчисляется плательщиком, самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года с учетом фактической стоимости имущества.
Предельный размер налоговой ставки установлен в размере 2,2%, но т.к. он региональный, то конкретная ставка определяется законодательными органами субъектов России.
Налоговым периодом является календарный год. Уплата производственных авансовых платежей по квартальным расчетам в 5-ти дневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерской отчетности.
Кроме того по данному налогу предоставлена подача декларации по итогам отчетного периода.
15. Налоговый механизм: формирование налогооблагаемых баз и налоговых вычетов.
Налоговая политика, реализуется через налоговый механизм. Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики.
Налоговый механизм — это система звеньев налоговых отношений, приводящих в действие налоговую политику государства.
Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Налоговое планирование — это экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:
оперативное;
текущее;
долгосрочное;
стратегическое.
Основная задача планирования — обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов.
На государственном уровне роль налогового планирования определяют анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе определение объемов налоговых поступлений в бюджеты.
Налоговое регулирование — это система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.
Принципы налогового регулирования:
экономическая обоснованность;
финансовая целесообразность;
сбалансированность интересов.
Основная задача налогового регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговое регулирование осуществляется различными способами и методами, такими, как:
способы — льготы и санкции;
методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.
Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.
Конечная цель налогового ре^лирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.
Налоговый контроль — это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.
Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, это необходимое условие для эффективного налогообложения.
16. Налоговый контроль, его назначение и порядок проведения…
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):
· налоговые проверки;
· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
· проверки данных учета и отчетности;
· осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
· другие формы.
Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля:
· визуальный осмотр (проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц),
· арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.
В последнее время в области правового регулирования методов и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма регламентации контроля – стандарты контрольной деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Ø Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.
Основными задачами камеральной проверки являются:
§ визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;
§ проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам;
§ проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;
§ проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;
Ø Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.
Ø Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово- хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей.
Ø Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях. Документальная проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.