Импорт товаров – это покупка и ввоз продукции из–за рубежа с целью ее реализации на внутреннем рынке и использования на территории страны
Преимущества импорта заключаются в следующем:
- доступ к более дешевым и качественным товарам;
- насыщение рынка дефицитными товарами и товарами, которые ранее не производились на территории страны;
- рост конкуренции на внутреннем рынке;
- налаживание устойчивых производственных связей с национальными производителями;
- развитие технологии посредством ввоза наукоемких товаров.
Как экспортные, так и импортные операции могут осуществляться в прямой и косвенной форме. Прямые поставки товаров являются целесообразными, исходя из их особенностей:
- налаживание более устойчивых и тесных связей между производителями и потребителями, причем в условиях жесткой конкуренции такая привязка обеспечивает производителю определенные гарантии в конкурентной борьбе;
- обеспечение экономии на оплате услуг посредников;
- возможность получения производителем необходимой информации для проведения маркетингового исследования потенциального рынка сбыта продукции;
- повышение надежности и оперативности хозяйственных связей с целью налаживания устойчивых экономических контактов;
- создание предпосылок дальнейшего углубления международного сотрудничества посредством объединения капиталов, транснационализации производства.
Однако косвенная форма международной реализации товаров также имеет свои неоспоримые преимущества, а именно:
- внешнеторговый посредник может обеспечить дополнительные рынки сбыта, эффективную рекламную компанию и т.д.;
- обеспечение экономии затрат в тех случаях, когда оплата услуг посредников оказывается меньше, нежели затраты на содержание штата специализированных работников;
- повышение качества сбытовой деятельности и обеспечение ее оперативности;
- налаживание более тесных контактов с посредниками для осуществления послепродажного обслуживания товаров (особенно высокотехнических) в стране сбыта;
- создание условий для выгодной концентрации капиталов производителей и посреднических фирм.
К операциям купли – продажи товаров также относят реэкспорт и реимпорт.
Реэкспорт – это продажа и вывоз в другую страну товаров, ранее импортированных, без их переработки.
Реэкспортные операции осуществляются:
- из-за невозможности или нежелания импортера выходить на первоначальный рынок экспортера;
- при реализации крупных проектов, когда иностранные компании, работающие в определенной стране, делают закупки в третьих странах;
- при реализации товаров на биржах и аукционах;
- с целью получения реэкспортером прибыли за счет разницы в цене на товар на различных международных, национальных рынках.
Следует отметить, что страна-экспортер может препятствовать реэкспорту посредством регламентации прав покупателей перепродавать определенную продукцию. Такие условия регламентируются положениями межгосударственных и межфирмовых соглашений.
Реэкспорт осуществляется с помощью двух контрактов: согласно первому реэкспортер покупает товар, согласно второму – продает его.
Реимпорт – это ввоз в страну товаров, ранее экспортированных и не подвергшихся переработке.
Реимпортные операции осуществляются:
- в результате забраковывания первичным импортером продукции;
- при разрыве соглашения;
- при отсутствии возможности реализации товаров через аукционы.
3. Международные товарообменные операции–это трансграничный обмен товарами на эквивалентной основе в соответствии с конкретными целями и условиями реализации соглашений. В современной экономической литературе выделяют следующие формы товарообменных операций:
1) бартерные операции – это обмен определенного товара (партии товаров) на другой товар без использования денежной формы расчетов, в соответствии со стоимостным эквивалентом обмениваемой продукции.
Характерными признаками бартерной операции являются:
- подписание сторонами единого контракта, в котором оговаривается количество или стоимость товаров, подлежащих обмену (с указанием наименования, качественных характеристик товаров, технических характеристик поставок и юридические последствия);
- отсутствие денежной формы расчетов между контрагентами;
- 100 %-ое взаимное покрытие встречными поставками;
- практическая одновременность осуществления встречных поставок.
2) торговые компенсационные операции – это осуществление взаимных поставок нескольких товаров (партий товаров).
Отличительные особенности этих операций заключается в следующем:
- включение в операции обмена нескольких товаров;
- возможность использования денежной формы расчетов или компенсации в случаях неполного покрытия стоимости поставки одних товаров другими.
К торговым компенсационным операциям относятся:
- компенсационные соглашения;
- встречные закупки, предусматривающие или обязательства экспортера закупить товары в стране импортера на определенную сумму; или предоставления права вложения капитала в определенные проекты в качестве компенсации за односторонние поставки (офсетные операции); или обязательства экспортера включить в будущую экспортную продукцию компоненты, изготовленные в стране импортера (поставки на комплектацию);
- авансовые закупки, предусматривающие предварительные закупки продукции экспортером у будущего импортера под обязательства последнего закупить у него продукцию в будущем;
- выкуп устаревшей продукции, при котором стоимость новых машин и оборудования частично компенсируется устаревшими аналогами;
- операции с давальческим сырьем – это товарообменные трансакции, при которых предприятия одной страны перерабатывают давальческое сырье поставщика из другой страны и поставляют ему готовую продукцию.
3) промышленные компенсационные операции – это поставки из одной страны в другую машин и оборудования, строительство промышленных объектов и передача технологии, которые оплачиваются обратными поставками товаров, произведенных с их использованием.
К этим операциям относятся:
- «бай-бек» операции, предполагающее собственно встречные поставки;
- соглашение о «распределении продукции» предполагает пропорциональное распределение произведенной продукции между участниками промышленных компенсационных операций;
- «эксплуатационные компенсации», при которых структура, осуществляющая введение объекта в действие, сама его эксплуатирует, получая соответствующую компенсацию, а потом передает объект заказчику;
- договоры цессии - переуступка прав собственности на конечную продукцию.