Объекты финансового управления
В классическом понимании объектом финансового менеджмента являются финансы предприятия, т.е. денежные средства. Соответственно к объектам финансового менеджмента относятся также источники их формирования и отношения, складывающиеся в процессе их формирования и использования. Сюда же необходимо добавить все неденежные активы компании, поскольку, по сути, это те же деньги, только в другой форме. Таким образом, финансовый менеджер обязан обращать внимание на степень использования этих активов предприятия.
Немалый интерес у финансового директора должны вызывать и процессы формирования финансового результата деятельности предприятия в части выбора вариантов, предоставляемых законодательством по данному вопросу. Немаловажным аспектом финансового менеджмента является управление финансовыми рисками, сопровождающими предприятие при ведении хозяйственной и финансовой деятельности.
Особенно необходимо подчеркнуть целевую направленность деятельности фирмы и соответственно финансового менеджмента. Причем цели развития фирмы должны быть четко обозначены, сформулированы, закреплены внутренними документами и доведены до сведения всего персонала предприятия. Только тогда деятельность каждого звена предприятия будет способствовать достижению поставленных задач. Это непременное условие прогрессивного развития предприятия, в противном случае предприятие будет "топтаться на месте" и в конечном счете уступит в конкурентной борьбе.
Таким образом, можно определить основные области воздействия финансового менеджмента:
Регулирование финансовых результатов производственной деятельности предприятия, т.е. определение оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости производства, распределения затрат, ценообразования, налогообложения и т.д.
- Управление активами - деятельность, связанная с формированием имущества предприятия.
- Управление источниками финансовых ресурсов - управление собственным и заемным капиталом.
Говоря об объектах, следует отметить, что проконтролировать все финансовые потоки предприятия, оценить все резервы практически нельзя, но крайне важно осознанно определить круг и масштабы сферы возможного управленческого воздействия.
Задание №1.
1. Изучить теоретические основы в методических указаниях к этой самостоятельной работе.
2. Составить опорный конспект по плану:
· Определение «Финансового менеджмента»
· Цели финансового менеджмента
· Основные принципы финансового менеджмента
· Объекты финансового управления.
· Направления работ финансового менеджера.
После выполнения самостоятельной работы №4 студент должен:
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Цели и принципы финансового менеджмента | Определять области исследования финансового менеджера |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое финансовый менеджмент?
2. Каковы основные цели и задачи финансового менеджмента?
3. Каковы принципы финансового менеджмента?
Литература:
1. Огороднік С.Я., Зязюн М.С., Романенко О.Г., Шавкова А.А. Фінанси – К.: КНЕУ, 2005 – 387 с.
2. Опарін В.М. Фінанси – К.: КНЕУ, 2007 – 240 с.
3. Романенко О.Р. Фінанси – К.: Центр навчальної літератури, 2004 – 312 с.
Симферопольский колледж
Киевского национального экономического университета
Методические указания
Для выполнения самостоятельной работы №5
Дисциплина: «Финансы»
Специальность: 5.03050901 «Бухгалтерский учёт»
Тема 8. Налоги.
Самостоятельная работа № 5.
Местные налоги и сборы.
Цель:Изучить основные виды местных налогов и сборов.
Теоретические основы
Торговля – важнейшая отрасль сферы обращения занимающаяся доведением до потребителя материальных благ, созданных в сфере производства и закупленных в других странах. Под торговлей так же понимаетсявид деятельности – продажа или перепродажа новых или бывших в употреблении товаров, который может являться, как основным, так и вторичным занятием субъектов деятельности. Субъекты деятельности – это юридические и физические лица, осуществляющие продажу товаров.
В СНС (система национальных счетов) торговля относится к сектору экономики «Коммерческие услуги», представленному в различных социально-экономических формах:
· государственной
· кооперативной
· рыночной
· комиссионной
· коммерческой
· биржевой
· аукционной
· натурального обмена
Каждая из этих форм может осуществляться (за исключением биржевой) оптом и в розницу.
В акте купли-продажи возможны, различны сочетания продавцов и покупателей:
1. производитель-производитель
2. производитель-товарная биржа
3. товарная биржа-торговая организация
4. торговая организация-торговая организация
5. торговая организация-потребитель
6. производитель-торговая организация
7. производитель-потребитель
8. производитель-коммерсант
9. коммерсант-потребитель
При расчёте показателя продукции торговли используют следующие виды цен:
1) Свободные рыночные цены и тарифы без НДС - .
2) Государственные регулируемые оптовые цены и тарифы без НДС -
3) Государственные регулируемые оптовые цены, включающие НДС -
4) Обменная цена, не превышающая себестоимость продукции -
5) Другие цены (биржевая, договорная, демпинговая залоговая).
В ценах первых трёх видов имеются элементы, покрывающие расходы торговли и обеспечивающие её прибыльность, торговая наценка – это часть продажной цены, предназначенная для возмещения издержек обращения (транспортные расходы, оплата труда торговых работников, расходы по аренде и рекламе) и обеспечения прибыли торговых предприятий.
При государственном регулировании торговая надбавка устанавливается в процентном отношении к отпускаемой цене (15%-20%). Во всех остальных случаях торговая надбавка складывается под воздействием спроса и предложения на данный вид товара.
Сумма наценок по всем проданным товарам называется реализованным наложением (РН) или валовым доходам (ВД). Валовой доход – это разница между проданной и покупной стоимостью реализованных товаров (без НДС, акциза, налог с продаж).
Продажной ценой чаще всего является - ,
,
. Валовой выпуск продукции торговли (ВВ):
Первый путь подсчёта:
РН – сумма реализованного наложения
УТ – оплата услуг грузового транспорта
УС – услуги связи
- стоимость продукции подсобных хозяйств, мастерских, входящих в систему данного торгового предприятия.
Второй путь подсчёта:
ИО – издержки обращения
П – прибыль торгующих предприятий
Н – налоги
В процессе своего движения от производителя к конечному потребителю товары проходят сферу обращения, функция которой заключается в их пространственном перемещении из одного государственного пункта в другой и организации товарно-денежного обмена, сопровождаемого переходом прав собственности на товар или услугу от одной экономической единицы к другой.
Момент продажи товара (обмена на деньги) не всегда совпадает по времени и месту с его физическим перемещением. Купля продажа товара может быть совершена несколько раз без изменения местонахождения товара и наоборот. Каждый акт купли-продажи товара, сопровождаемый сменой собственника, называется звеном в процессе движения товара, а число перехода товара от одного владельца к другому – звенностью товародвижения. Чрезмерное увеличение числа звеньев в обращении не выгодно, ни потребителю, не производителю, т. к. каждая последующая перепродажа повышает издержки обращение и цену товара.
Товарооборот – это объём продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях экономического движения к конечному потребителю. Его рассматривают как показатель:
1. стоимости товарной массы
2. денежной выручки продавцов
3. расходов покупателей на приобретение товаров
Зачем нужен показатель товарооборота?
С его помощью характеризуют размер торговых предприятий, структуру торговой сети, состояние и развитие рынка. Как показатель выручки от реализации товаров товарооборот используется для оценки результатов деятельности торговой фирмы (её объёма и эффективности).
Объём товарооборота:
p – цены товаров
q – количество проданных товаров
Если за рассматриваемый период времени товар продавался и покупался несколько раз, по стоимости этого товара столько же раз будет учтена в объёме товарооборота.
В каждой сделки купли-продажи участвуют две стороны: продавец и покупатель. В зависимости от того, кто является продавцом, различают товарооборот производителей (соответствует понятию «сбыт товаров») и торгово-посреднический товарооборот.
В зависимости от того, кто является покупателем, различают четыре категории: оптовый, розничный, Валовый и чистый товарооборот.
Оптовый товарооборот – объём продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а так же массовым покупателям (например, продажа сырья производителям).
Розничный товарооборот – сумма продаж товаров населению за наличный расчёт через все каналы реализации. Сюда включается стоимость продажных населению товаров по кредитным карточкам, по почте, стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту их отпуска покупателю).
Валовой товарооборот – сумма всех продаж товаров за определённый период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Он равен сумме оптового и розничного товарооборота зависит от количества проданных товаров и числа звеньев в процессе движения товаров. Размер валового товарооборота пропорционален числу перепродаж. Стоимость одних и тех же товаров учитывается в нём столько раз, сколько звеньев в обращении они прошли.
Чистый товарооборот равен валовому товарообороту за вычетом повторного счёта стоимости одних и тех же товаров. Это сумма конечных продаж, соответствующая реальному количеству проданных товаров. Конечные продажи – это когда товар уходит из сферы обращения региона или фирмы. Сопоставляя валовой товарооборот с чистым товарооборотом, исчисляют коэффициент звенности товародвижения. Он характеризует среднее число звеньев, через которые прошла масса товаров на своём пути от производителя к потребителю (то есть сколько раз они были проданы, прежде чем дошли до конечного потребителя).
Статистика торговли изучает закономерности, тенденции развития, уровень, структуру и взаимосвязи процессов и явлений в сфере товарного обращения. Круг вопросов, изучаемых статистикой торговли, чрезвычайно широк это исследование вопросов состояния и развития оптового и розничного товарооборота государственной, кооперативной и колхозной торговли анализ товарных запасов и товарного баланса торговли вопросы ценообразования и динамики цен анализ состояния и эффективности использования материальной базы вопросы эффективности и качества работы торговых предприятий. Основная задача статистики торговли - всесторонняя, достоверная и объективная характеристика состояния и развития товарного обращения предметов потребления, систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных торговых предприятий. Вместе с тем статистика торговли решает ряд конкретных задач, к которым относятся исследование процесса движения товаров от производства до потребления, т.е. характеристика объема, структуры, динамики товарооборота, анализ состояния и динамики товарных запасов и скорости товарооборачиваемости изучение структуры и динамики затрат труда в торговле и степени их эффективности анализ развития материально-технической базы торговли характеристика финансовых результатов деятельности торговых предприятий, систем и отрасли издержки обращения, прибыль, рентабельность изучение уровня, структуры и динамики цен в государственной, кооперативной и колхозной торговле.
Эти задачи тесно связаны между собой и поэтому должны решаться комплексно. Сам процесс товарного обращения не изолирован, а происходит в неразрывной связи и взаимозависимости с социально-экономическими условиями развития страны.
Ответственная задача статистики - исследовать эти связи, показать зависимость товарооборота, товарных запасов, показателей эффективности торговли от различных производственных и социальных факторов.
Это позволит научно обоснованно воздействовать на товарный рынок, успешно прогнозировать развитие торговли и на этой основе осуществлять управление и планирование этой важной отрасли народного хозяйства. Система показателей статистики торговли направлена на исследование различных сторон товарного обращения, которое проводится лишь с помощью системы взаимосвязанных показателей. К этим показателям относятся товарооборот, характеризующий основную сторону деятельности торговли -продажу товаров, начиная от сферы производства и кончая сферой потребления товарные запасы, характеризующие наличие товаров в торговле на определенный момент времени, обеспечивающие непрерывность обращения товаров цены, являющиеся непременным условием товарного обращения, эквивалентом, по которому товары обмениваются на деньги, категорией, оказывающей влияние на соотношение спроса и предложения издержки обращения, являющиеся затратами по обеспечению процесса реализации товаров прибыль как результат финансовой деятельности торговых предприятий численность работников и затраты рабочего времени, характеризующие трудовые ресурсы, их состояние, развитие и использование в торговых предприятиях и в целом по отрасли число и размер предприятий торговли, уровень их технической оснащенности. Перечисленные показатели, характеризующие количественную сторону товарного обращения, связаны между собой, взаимообусловлены, но все в той или иной мере опираются на показатель товарооборота, так как и численность работников и издержки обращения зависят от объема и условий продажи товаров.
Задание №1.
Имеются следующие данные об объеме продажи и ценах на колхозном рынке.
Таблица 1
Товары | Продано, кг | Цена 1 кг, грн. | ||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
А | О | О | ||
Капуста | 3,5 | 3,0 | ||
Молоко | 1,2 | 1,0 | ||
Яблоки | 6,0 | 4,0 |
Определите:
1) общие индексы цен, физического объема, т/о в фактических ценах;
2) абсолютную сумму экономии (переплаты) денежных средств у населения от снижения (роста) цен;
3) абсолютное изменение т/о за счет изменения количества проданных товаров.
Ход решения.
1. Определим общий индекс цен.
2. Общий индекс физического объема
3. Общий индекс т/о в физических ценах.
4. Абсолютную сумму экономии (переплаты) денежных средств у населения от снижения (роста) цен определяем по формуле:
Вывод: Стоимость товаров в ценах базисного периода (q1p0) больше фактической, значит, покупатели заплатили в отчетном году на 630 грн. меньше в связи со снижением цен.
5. Теперь исчислим абсолютное изменение т/о за счет изменения цен и за счет изменения количества проданных товаров:
Вывод: Товарооборот в фактических ценах в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшился на 220 грн.
За счет изменения цен:
За счет изменения количества проданных товаров
Значит т/о в фактических ценах в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет списания цен уменьшился на 630 грн., а за счет увеличения количества проданных товаров увеличится на 60 грн.
Задание №2.
На основе приведённых данных определить общий индекс физического объёма реализации.
Таблица 1
Продукция | Объём продажи в базисном году ![]() | Индекс физического объёма продукции ![]() ![]() | ![]() |
Молоко | 1,428 | ||
Сметана | 1,250 | ||
Итого | Х |
Ход решения.
Подставив в формулу среднего арифметического индекса физического товарооборота, получим:
Вывод:Объём товарооборота в отчётном периоде в сравнении с базисным за счёт увеличения объёма проданной продукции увеличился на 28 %.
Задание №3.
На основании приведённых данных определить общий индекс цен.
Таблица 1
Продукция | Объём продаж в отчётном периоде ![]() | Индекс цен ![]() | ![]() |
Молоко | 0,857 | ||
Сметана | 0,933 | ||
Всего | Х |
После выполнения самостоятельной работы №5 студент должен:
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Основные показатели статистики торговли | Провести расчёт основных показателей, характеризующих деятельность торговых организаций |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое торговля?
2. Какие виды товарооборота Вы знаете?
3. Назовите основные показатели статистики торговли.
4. В чем заключается экономическое значение числителя и знаменателя индекса товарооборота?
Литература:
1. Уманець Т.В. Экономическая статистика. – К.: Знание, 2008.-429 с.
2. Статистика: Підручник / С.С. Герасименко та ін. 2-е вид.,перероб. і доп. – К. : КНЕУ, 2008. – 467 с.
3. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Ученик. – М.: Юрист, 2009. – 461 с.
4. Экономическая статистика: Учебное пособие/ Матегорина Н. М. – К., 2009. - 201 с.
5. Кулинич О. И. Экономическая статистика.- К.: Знание, 2009. - 286 с.
6. Экономическая статистика/ А.М. Ерина, Р.М. Моторина. – К., 2009.- 447 с.
Симферопольский колледж