Управление дебиторской задолженностью. Коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность - это затраты на производство неоплаченного вовремя товара или услуг, которые фирма оплачивает либо за счет собственных, либо за счет заемных средств. В зависимости от направленности деятельности некоторые предприятия работают преимущественно за наличный расчет, а некоторые предоставляют свои услуги определенной части покупателей в зависимости от уровня установившихся отношений в кредит.

Если величина неплатежа превысит финансовые и кредитные возможности предприятия, то оно будет не в состоянии оплачивать счета поставщиков и станет банкротом. Ликвидность дебиторской задолженности определяется скоростью и сроками ее оборачиваемости. Качество дебиторской задолженности определяется степенью соответствия сроков задолженности условиям платежа.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видом продукции (услуг), емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией (услугами), принятой на предприятии системой расчетов и др. Если предприятие имеет значительный удельный вес дебиторской за­долженности в составе текущих активов, то важнейшей задачей является эффективное управление этой задолженностью.

Информационной базой для анализа дебиторской задолженности является официальная финансовая отчетность: бух­галтерский отчет (раздел «Оборотные активы»), форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (раздел 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» и справки к нему).

При исследовании динамики дебиторской задолженности возникает вопрос: чем обусловлены те или иные ее изменения - варьированием масштабов деятельно­сти, успехами или просчетами менеджеров. При анализе хозяйственной деятельности важно установить, насколько эффективно предприятие осуществляет управление своими оборотными средствами. Большое значение при исследовании дебиторской задолжен­ности имеет анализ ее качества. Особое внимание качеству дебиторской задолженности уделяют инвесторы. При анализе финансово-экономического состояния предприятия и оценке его возможности в перспективе отвечать по своим обязательствам часто встает вопрос, какая часть дебиторской задолженности ликвидная, а какая нет? Исследуя изменение структуры дебиторской за­долженности с течением времени с учетом сроков оплаты, предусматриваемых типовыми договорами предприятия, можно сделать дополнительные выводы об изменении качества дебиторской задолженности.

Несмотря на то, что кредит часто является необходимым ус­ловием нормальной деятельности, обусловливающим эффек­тивность и конкурентоспособность предприятия, отрицательные ре­зультаты неэффективного управления дебиторской задолженно­стью могут проявиться в задержке притока денежных средств в кассу и на счета предприятия, в нарушении сроков оплаты обязательств и расчетов по долгам.

Может быть предложен следующий несложный способ эффективного управления дебиторской задолженностью. В основе этого метода лежит сравнение в динамике фактического и нор­мативного сроков дебиторской задолженности.

Прежде всего, определяются сроки проверки дебиторской задолженности, т. е. устанавливается периодичность цикла детального анализа ее состояния. Как правило, наиболее оптимальным является месячный срок.

Исходя из принятой политики сбыта продукции/услуг предприятия, устанавливается нормативный срок дебиторской задолженности, т. е. количество дней, в течение которых дебиторы обязаны погасить свою задолженность. Нормативный срок включает как стандартное число дней предоставления товарного кредита, фигурирующее в договорной документации, так и дополнительное число дней, которые предприятие готово еще «подождать» до осуществления расчета по сделке.

Далее определяется фактический срок дебиторской задолженности. Для этого сначала находится величина среднедневной выручки (продаж) путем деления общего ее объема за некоторый период (обычно квартал) на календарное число дней периода:

При оценке результатов деятельности находим разницу между нормативным и фактическим сроками предоставления кредита. Если результат положительный, фирма имеет экономию за счет более низкой фактической стоимости дебиторской задолженности по сравнению с нормативной. Численно он будет равен произведению количества дней, на которое удалось сократить оборачиваемость дебиторской задолженности, на среднедневную выручку.

Виды планирования.

По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное.

Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции/услуг, сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10—15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование. Рассмотрим различные виды планов и их особенности.

Долгосрочный план, на 10—15 лет, имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показате­лей в плане ограниченно.

Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, маркетинговые исследования, увеличение доли рынка и т.п.

В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2—3 года.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на показатели всего предприятия и его подразделения.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (ме­сяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным под­разделениям, например в гостинице или ресторане гостиницы: подразделение (цех) →участок →бригада →рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичной и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей. Завершающим этапом оператив­но-производственного планирования является сменно-суточное пла­нирование.

В целом перспективное, текущее и оперативно-производствен­ное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

Наши рекомендации