Структура современного банковского законодательства
ПРЕДИСЛОВИЕ
Банковское дело – древняя наука. Она аккумулирует тысячелетний опыт работы кредитных учреждений, раскрывает то, что на протяжении длительного периода формировалось как обязательные принципы организации банковского хозяйства. Денежные, кредитные отношения как элементы экономических отношений отображают наиболее сложные явления жизни, поскольку относятся к отношениям между людьми как наиболее сложным ее субъектам.
С помощью банков происходит аккумуляция временно неиспользуемых свободных денежных средств, их перераспределение, «обмен веществ», использование «энергии» окружающей среды в интересах общего блага. Деньги и кредит как факторы роста общественного богатства способны делать нации более богатыми, однако лишь в том случае, если управление деньгами и кредитом основывается на четких правилах, их нарушение может стать тормозом экономического роста и процветания хозяйства.
Банковское дело как наука, отображающая особую специфическую деятельность кредитных учреждений, систематически обновляясь, содержит однако особый стержень, впитывающий наследие предшествующих поколений банкиров. Новые формы, которые использует банк, на практике выступают как когда-то забытые старые формы, с успехом применяемые в современной жизни.
Банковское дело развивается по законам общественного развития, по линии восхождения от простого к более сложному. Как «живой организм» банк отображает те требования, которые предъявляет к нему современный образ жизни.
ВВЕДЕНИЕ
Банковское дело не является застывшей наукой. Настоящее пособие отображает не только классические приемы и принципы организации банковского хозяйства, но и современные инструменты, которые применяет банк, обслуживая потребности предприятий, организаций и населения. Банки, желая выжить в конкурентной борьбе, чутко реагируют на потребности своих клиентов, изменения окружающей их среды, дифференцируют свои отношения с ними. В «Банковском деле» дается описание того инструмента, который имеется в распоряжении кредитных учреждений и используется ими на том или ином этапе экономической сделки.
Данное пособие состоит из четырех основных глав. Разделы первой главы посвящены общим вопросам теории банка, его сущности, функциям, становлению как крупного денежно-кредитного института, как предприятия, производящего специфический продукт и имеющего специфическое общественное значение. В данном разделе вскрываются правовые и экономические основы его деятельности, комментируются законы, регулирующие деятельность банковской системы.
Во второй главе рассматривается центральный банк – высшее звено банковской системы РФ – роль центрального банка в экономике, его функции и организационная система, денежно-кредитная политика банка России, организация денежного обращения.
Третья глава - наибольший по объему – концентрирует внимание на роль коммерческих банков в развитии рыночной экономики. В разделах отражены: организационная структура коммерческого банка, функции отдельных подразделений, ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика, пассивные и активные операции банков. Большое внимание уделено на организации отдельных банковских операций – депозитных, кредитных, расчетных, валютных, с ценными бумагами, прочих банковских операций.
В четвертой главе отражено развитие банковской системы в зарубежных странах на примере США, Великобритании и Германии.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства. Общеизвестно, что идеи правя миром и не отражается на развитии банков.
Банковское законодательство в рамках определенной формации формировалось эволюционным путем. Огромное воздействие здесь всегда оказывали хозяйственные потребности. Деятельность центральных банков требовала создания законов, определяющих их задачи и правовой статус. Особая роль денежного обращения потребовала законодательного закрепления центрального банка как эмиссионного института, главной (даже по законодательству отдельных стран единственной) задачей которых является обеспечение стабильности денежной единицы. Там, где требовались особые усилия в хозяйственном строительстве и отсутствовали соответствующие финансовые институты, законодатели создавали их в виде кредитных учреждений, обеспечивающих финансирование соответствующей сферы деловой активности. Развитие рынка недвижимости, к примеру, привело к образованию ипотечных банков. В некоторых европейских странах успешно работают почтовые банки, в банковской системе Франции по закону 1913 г. функционирует кредитное учреждение «Морской взаимный кредит», в Германии довольно успешно развиваются различные кооперативные банки. Заметное место в структуре банковской системы ряда стран занимают муниципальные (городские) банки, поддерживающие экономику городского, коммунального хозяйства.
Банковское законодательство условно можно разделить на три яруса.
Первый ярус содержит два блока - законы о Центральном (эмиссионном) банке и законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков. Первый и второй блоки законов данного яруса образуют законы, непосредственно регулирующие как деятельность банков в целом, так и проведение их отдельных операций.
Вторым ярусом в системе банковского законодательства выступают законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. Такими законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам. К данной группе законов можно отнести и законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др.
К третьему ярусу относятся законы всеобщего действия, к их числу, к примеру, относится Конституция как главный закон страны, Гражданский кодекс, хозяйственное право и др. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию ею деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве.
Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны прежде всего для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Поскольку банковские законы не работают сами по себе, а являются реакцией на экономические и политические события, опираются на законы более общего свойства, деятельность банков приобретает упорядоченный характер, учитывающий действующую систему в целом. Здесь, в частности, важно, насколько закон, регулирующий деятельность Центрального (эмиссионного) банка, корреспондируется с законами, регулирующими деятельность других банков, прежде всего коммерческих кредитных институтов. Коммерческие банки заинтересованы при этом в том, чтобы закон о центральном банке был наиболее полон и не оставлял место для его субъективных решений. Не менее важными они являются для клиентов банка. Банковские законы определяют правила игры в денежной сфере. Поэтому от того, насколько совершенны и полны эти законы, зависят и экономические результаты деятельности юридических и физических лиц.
Нельзя также забывать, что помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения Центрального банка, которые клиент также должен знать и ими руководствоваться. Клиенту необходимо быть уверенным в том, что то или иное требование коммерческого банка является не его выдумкой, а имеет определенное юридическое основание.
Весьма значительная роль банковского законодательства и для общего развития народного хозяйства.
Банковские законы важны не только для них самих. Банки принимают активное участие в перераспределении ресурсов в народном хозяйстве, концентрируют огромные денежные капиталы, предоставляют значительные денежные средства для текущих операций и долгосрочных инвестиций, могут ускорять или замедлять темпы экономического развития. Банки тоже терпят крах, возможность их банкротства доказывается как прошлым историческим опытом, так и современной практикой. Банкротами становятся как малые, так и крупные банки. Если учесть, что кредитные учреждения работают преимущественно не на своих, а на чужих деньгах, в том числе сбережениях частных лиц, то станет ясно, что это может вызвать нежелательные социальные последствия. Из новейшей российской истории всем известны требования граждан о возврате тех денежных средств, которые они поместили на счета в банках.
Государство никогда не хотело банкротства банков, так как банкротство вызывает сокращение финансовой помощи, замедление экономического оборота, негативно сказывается на экономическом ритме. Государство всегда было заинтересовано в концентрации капиталов, в оживлении промышленности, торговли, предпринимательства, где банкам отводилась первостепенная роль. Законы, относившиеся к банковскому сектору, содержали юридические нормы, которые, с одной стороны, содействовали банковской активности, с другой стороны сдерживали банки там, где это мешало государству в общем экономическом регулировании.
Можно сказать, что государство по многим причинам всегда стремилось «дружить» с банками, но не прочь было и одернуть тех из них, которые стремились быть чрезмерно с его точки зрения независимыми и самостоятельными.
Банки старались и стараются быть законопослушными. Не в их интересах нарушать закон, ибо это может обернуться не только значительными финансовыми штрафами, дополнительным налогообложением, но и аннулированием лицензии на банковскую деятельность. С другой стороны, банки, если закон в чем-то становится для них помехой, искали способы, как его обойти также законным путем. Эта игра продолжается до сих пор.
Банковское законодательство содержит определенный консенсус интересов различных субъектов как банков, так и их клиентов и государства.
Банковское законодательство, с позиции мирового опыта, хотя и отличается определенной стабильностью, однако под влиянием определенных причин может и должно меняться. Эти изменения в банковском законодательстве России мы рассмотрим особо.