Модернизация системы подготовки финансистов для рыночной экономки

В 1991 г. МФИ был преобразован в Государственную финансовую академию (ГФА). Политика «шоковой терапии», серьезные и неожиданные для ельцинских реформаторов трудности в развитии рыночных отношений требовали значительного числа высококвалифицированных специалистов для финансово-бан­ков­ской сферы. В этих условиях деятельность Финансовой академии приобрела первенствующее значение в системе профессиональной подготовки. Отражением этих процессов стал Указ президента РФ от 7 октября 1992 г. «О мерах по подготовке кадров для обеспечения деятельности финансово-банковской системы». Наш вуз был преобразован в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации.

Задачи, возложенные на Академию, диктовали принципиально новые требования к подготовке специалистов для финансово-банковской сферы. В связи с этим были открыты новые направления – «Экономика» (бакалавриат) и «Менеджмент», а также новые специальности: «Антикризисное управление», «Государственное и муниципальное управление», «Математические методы в экономике», «Налоги и налогообложение», «Юриспруденция». Им должны были соответствовать новые образовательные подразделения. Реорганизация структуры Финакадемии шла в течение всех лет ректорства А.Г. Грязновой и являлась формальным отражением сущностных изменений самого вуза, его радикальной модернизации.

Фетисов Глеб Геннадьевич (род. в 1966 г.) – доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, член Общественной палаты РФ, руководитель Рабочей группы Президиума Генсовета ВПП «Единая Россия» по социально-эконо­ми­ческому развитию. В 1988 г. окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ло­моносова, окончил аспирантуру экономического факультета МГУ, учился в магистратуре и докторантуре Финансовой академии. В 2003 г. защитил докторскую диссертацию. С 1990 г. работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, в 1993–1995 гг. занимал должности заместителя председателя и председателя правления ряда коммерческих банков. В 1997–2001 гг. Г.Г. Фетисов являлся депутатом Законодательного собрания Красноярского края, в 2001 г. избран членом Совета Федерации от Воронежской областной думы. Г.Г.Фетисов – директор Центра изучения проблем региональных финансов Совета по изучению производительных сил (СОПС) при РАН и Министерстве экономического развития. Избран в состав правления Российского союза промышленников и предпринимателей, а также правления Общероссийского объединения работодателей РСПП. Г.Г. Фетисов – вице-прези­дент Международного фонда Н.Д. Кон­дратьева, член Попечительского совета Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федо­ренко. Г.Г. Фетисов – научный редактор издания «Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков». Им написан ряд монографий, учебников и учебных пособий, в том числе «Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты».

Повышение статуса давало право Академии организовывать вместо факультетов институты. Преобразовывались старые факультеты, учреждались новые. Из числа созданных в 1990 – начале 2000-х гг. можно назвать несколько, наиболее значимых институтов – страхования, налогов и налогообложения, налоговой полиции, финансового менеджмента, второго высшего образования, открытого образования, международный финансовый институт XXI века, математических методов в экономике и антикризисного управления, делового администрирования и бизнеса, высшую школу государственного управления. Надо указать на создание в 1992 г. Международной финансово-бан­ков­ской школы. Ее учредителями выступили Финансовая академия, Европейский банк реконструкции и развития, ЦБ РФ, министерство финансов, Европейская ассоциация банковского образования, Центр подготовки банковских специалистов французской ассоциации банков и другие.

Глубокие структурные изменения развернулись с избранием в октябре 2006 г. новым ректором Финансовой академии М.А. Эс­киндарова, работавшего до этого первым проректором. Президентом Академии была избрана А.Г. Грязнова. Они подчиняют свою деятельность повышению качества подготовки выпускников и конкурентоспособности вуза, превращению его в научно-образовательный комплекс, отвечающий самым высоким международным требованиям.

В 2007 г. институты были реорганизованы в факультеты: финансов и кредита, менеджмента, управления, международный факультет экономики и юриспруденции; создан международный финансовый факультет с подготовкой бакалавров и магистров на английском языке. На базе института государственной службы была создана Высшая школа государственного управления (ВШГУ). В 2008 г. был создан факультет довузовской подготовки. Система дополнительного профессионального образования, в последнее время ее называют «бизнес-образо­ва­нием», упрочила свои позиции в связи с учреждением в 2007 г. Международной школы бизнеса.

Организовывались новые кафедры: «Страховое дело», «Ценные бумаги и биржевое дело», «Налоги и налогообложение», «Экономическая география и региональная экономика», «Оценка собственности», «Социология», «Государственное, муниципальное и корпоративное управление», «Государственная служба», «Гражданское право и процесс», «Государственно-правовые дисциплины», «Финансовое право», «Экономика и антикризисное управление» и другие.

Федотова Марина Алексеевна (род. в 1955 г.) – доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, Заслуженный экономист РФ. Была студенткой, затем аспиранткой МФИ. В 1984 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию, защитила первую в России докторскую диссертацию по оценке бизнеса. Автор и соавтор учебников и учебных пособий по экономической теории, оценочной деятельности и антикризисному управлению – «Оценка недвижимости и бизнеса», «Оценка бизнеса», «Оценка недвижимости», «Реструктуризация кредитных организаций в зарубежных странах», «Теория и практика антикризисного управления», «Финансовый менеджмент». Принимала активное участие в разработке Государственного стандарта по специальности «Финансы и кредит», Государственных требований профессиональной переподготовки оценщиков. Руководила Институтом профессиональной оценки. М.А. Федотова является членом Экспертно-кон­сультационного совета при Министерстве экономического развития и торговли РФ, Объединенного научно-методического Совета по оценочной деятельности при Отделении экономики Российской Академии наук, членом Правления Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА). Лауреат премии Президента РФ в области образования.

В 2008 г. созданы новые кафедры под руководством известных ученых и практиков. Кафедру «Макроэкономическое регулирование» возглавил член-корреспондент РАН, первый заместитель директора Института экономики РАН Д.Е. Со­рокин. Заведующим кафедрой «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы» стал директор департамента Минсоцразвития РФ В.А. Козбаненко. Заведовать кафедрой «Финансовый контроль» приглашен директор Департамента Счетной палаты С.И. Гайдаржи; кафедру «Системный анализ» возглавил член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер.

Сорокин Дмитрий Евгеньевич (род. в 1946 г.) – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, первый заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, член-корреспондент РАН. Внес вклад в выработку позиции РАН по стратегии социально-экономического развития страны. Автор и соавтор 70 научных работ, в том числе монографий «Россия–2015: оптимистический сценарий», «Стратегический ответ России на вызовы нового века», «Россия перед вызовом: политическая экономия ответа», «Россия в глобализирующемся мире» и др. Область научных интересов: теоретико-методологические проблемы функционирования и эволюции общественно-экономических систем, механизмов взаимодействия общесистемных и экономических законов, влияния цивилизационных особенностей общества на экономическое поведение, взаимодействия институтов рынка, государства и гражданского общества, история российской политико-экономической мысли. Д.Е. Сорокин – член редколлегии журналов «Вопросы экономики», «Экономическая наука современной России», один из организаторов постоянно действующего «круглого стола» Вольного экономического общества России «Экономический рост России». Д.Е. Сорокин активно участвует в развитии международных научных связей, в международных исследовательских проектах с научными и университетскими центрами Канады, КНР, Польши, Беларуси, Казахстана, Узбекистана и др. Привлекается в качестве эксперта по вопросам экономической политики Государственной думой РФ, Советом Безопасности при Президенте РФ, Счетной палатой РФ и другими органами государственной власти и управления.

В 2005–2006 гг. в ряде регионов были открыты представительства Академии для повышения качества подготовки абитуриентов. Тогда же в структуру Финансовой академии в качестве филиалов вошли восемь финансово-экономических колледжей: Благовещенский, Бузулукский, Звенигородский, Красноярский, Осташковский, Пермский, Уфимский, колледж в Ростове-на-Дону.

Таким образом, Финансовая академия развилась в мощный образовательный комплекс с разветвленной структурой подготовки специалистов. Она включала в себя систему довузовской подготовки, собственно вузовскую и послевузовскую подготовку и различные виды дополнительного профессионального образования. С начала 1990-х гг. до наших дней подготовка специалистов осуществляется по очной, вечерней и заочной формам обучения. Всё шире применяются дистанционные технологии и экстернат. В настоящее время в Финуниверситете одновременно обучается более 22 тыс. студентов, аспирантов. Десятки тысяч специалистов ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию.

Масштабные изменения произошли в содержании учебного процесса. Реформа системы образования сформировала условия для мобильного развития вузов. Наиболее общие требования были унифицированы в государственных образовательных стандартах 1996 и 2000 гг. Вместе с тем в соответствии с Уставом 1990 г. Академия имела право самостоятельно решать вопросы о введении новых дисциплин, определять объем часов для их изучения; формы работы и т.д. С 1992 г. в Финансовой академии началась реализация учебных планов многоуровневой подготовки «бакалавр – магистр», с сохранением квалификации «спе­циа­лист». Большое значение стало придаваться разработке элективных дисциплин.

Одним из важных направлений подготовки современных специалистов является развитие аналитического мышления, способности быстро адаптироваться к новациям, умению работать с большими объемами информации. Для этого стали широко внедряться проблемный подход при чтении лекций и активные формы обучения на семинарах – деловые и ролевые игры, компьютерные игры, интернет-трейдинги, лабораторные работы, дискуссии и др. Преподаватели стремились максимально приблизить студентов к реальным ситуациям. Подчас учебными площадками для занятий становились аудиторские фирмы, страховые компании, налоговые инспекции, биржи, офисы банков. В Академии в начале 2000‑х гг. в процессе обучения стали применяться мультимедийные технологии, интернет-ресурсы, электронная почта.

Большое внимание уделялось обучению основам поведения на рынке труда, развитию у студентов предпринимательского потенциала, овладению приемами и методами работы в конкурентной среде. Этому способствовали студенческий центр открытого предпринимательства, практика в банках, участие в научно-практических конференциях и т.д. Совершенствовалась система контроля качества знаний. В соответствии с западными образцами введены письменные экзамены, 100-бальная система оценки, рейтинг знаний студентов.

Поспелов Валентин Кузьмич (род. в 1943 г.) – доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, декан факультета социологии и политологии, проректор Финуниверситета, заместитель председателя УМС УМО по специальности «Мировая экономика» и член Экспертного совета. В.К. Поспелов является председателем Ученого совета факультета социологии и политологии.

В результате этих преобразований качество подготовки студентов соответствовало требованиям времени, рейтинг Финансовой академии в 1991–2006 гг. был одним из самых высоких в стране, она неизменно входила в первую пятерку. Все наши выпускники оказались востребованными на рынке труда.

Степашин Сергей Вадимович (род. в 1952 г.) – российский государственный и политический деятель, председатель Счетной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор, генерал-полковник запаса, сопредседатель Ас­со­циа­ции юристов России. В 1973 г. окончил Высшее политическое училище внутренних войск МВД СССР, в 1981 г. – Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, в 1986 г. – аспирантуру этого вуза. Выпускник Финансовой академии (2002 г.). В 1981–1990 гг. С.В. Сте­пашин – преподаватель в Высшем политическом училище МВД. В 1987 – 1990 гг. выполнял задания в «горячих точках». В 1992–1993 гг. С.В. Степашин первый заместитель Министра безопасности России. В 1993–1995 гг. – первый заместитель директора Федеральной службы контрразведки, директор Федеральной службы контрразведки России, Директор ФСБ России. В 1997–1998 гг. – Министр юстиции РФ, Министр внутренних дел РФ. С мая по август 1999 г. – Председатель Правительства РФ, с 2000 г. С.В. Степашин – председатель Счетной палаты РФ. Член Совета Безопасности Российской Федерации. Имеет государственные награды: Ордена «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Орден Мужества, многие медали и почетные знаки России и иностранных государств.

С марта 2007 г. начался переход на многоуровневую систему подготовки специалистов. Он включает комплекс мероприятий по развитию бакалавриата и магистратуры, разработке образовательных программ и учебных планов, подготовке новых учебников и учебных пособий для бакалавриата и магистратуры, введению системы зачетных единиц (ECTS), переходу от линейной к модульной форме организации учебного процесса.

Трудно переоценить вклад нескольких поколений преподавателей, отдавших свой труд и знания на подготовку высококвалифицированных специалистов. В Финансовом университете в настоящее время работает более 1000 преподавателей, из них 77% с учеными степенями и званиями, более 120 из них – члены международных и российских академий. Традиционно в Университете ведут занятия практики – сотрудники банков и дру­гих финансовых учреждений. Многие из них – выпускники МФИ – ФА разных лет.

Творческая работа коллектива Финакадемии в 2007–2009 гг. позволила принять новую программу дальнейшего комплексного развития вуза. Ее цель – «создание инновационной системы образования для подготовки финансистов – лидеров конкурентной экономики». Предстоит изменить не только подход к организации образовательного процесса, но и сменить идеологию подготовки специалистов для финансово-банковской сферы.

Наши рекомендации